Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> "Круглый стол": Образование в новом формате – обмен мнениями, предложения, доработка.

Дата: 2 Февраля 2011 г.

Название: "Круглый стол": Образование в новом формате – обмен мнениями, предложения, доработка.

Федеральный законопроект «Об образовании» в настоящее время, пожалуй, один из самых обсуждаемых нормативных актов в стране. Амплитуда мнений по поводу предложенных изменений в системе российского образования настолько широка, что не уступает своим размахом общественному резонансу закона «О полиции». Эффект был вполне ожидаемым, ведь на карту поставлена судьба образовательной системы государства. Практически весь 2010 год профессиональное законодательное, научное и преподавательское сообщество активно изучало объемный документ. Последние месяцы к консультациям подключились и представители общественности.

Результатами своей работы поделились участники «Круглого стола», посвященного подготовке поправок в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Организаторами диалога выступили комитет Парламента РСО-Алания по науке, образованию, культуре и информационной политике, парламентская фракция партии «Единая Россия» и министерство образования и науки республики.

Открывая дискуссию, Председатель парламентского Комитета Людмила Токаева подчеркнула особую важность полноценного и откровенного обсуждения всего спектра вопросов, возникающих вокруг будущего закона.

Министр образования и науки Валерий Созанов отметил, что в законопроекте много серьезных новаций. Предусматривается процесс упорядочения всей образовательной системы, и, как в любом начинании, в нем присутствуют как позитивные начинания, так и положения, вызывающие определенное беспокойство. Среди важнейших отправных точек он назвал большое внимание к дошкольному образованию, появление кредитно-модульной системы организации образовательного процесса, введение новых финансовых механизмов, таких как образовательное кредитование и многое другое. «В целом законопроект мне нравится, - закончил свое выступление министр образования, - уверен, что в доработанном виде он послужит во благо развития образования в России».

К очевидным достоинствам обсуждаемого документа депутат Парламента РСО-Алания, ректор СОГМА Тамара Гатагонова отнесла введение еще одного уровня высшего образования – подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура-адъюнктура) и специализированных последипломных профессиональных программ, закрепление правового статуса обучающихся и педагогов. Ректор медакадемии считает объективным  ужесточение контроля над учебными заведениями на фоне введения их бессрочного лицензирования и увеличения срока аккредитации. Важное положение в законопроекте занимает регулирование информационной открытости деятельности  образовательных учреждений и их органов власти. Собственные положения в законе обретает и сфера образования в области искусства. Сомнительными, по мнению Тамары Гатагоновой, можно отметить предлагаемое распределение финансовых средств в зависимости от результатов ЕГЭ, возможность привлечения третьих лиц на договорной основе к образовательной, научной и административной деятельности (аутсорсинг), предложение о введении франчайзинга (аренды товарного знака) при общем сокращении филиалов учебных заведений.

- Серьезной доработки, на мой взгляд, требует общая концепция финансирования образовательной системы. В существующем виде ей не хватает определенности и четкости, - отметила депутат.

Члены Парламента, представители вузов, преподаватели школ и профессиональных училищ единодушно отметили ослабление социальной направленности предлагаемой образовательной системы. И если вовремя не скорректировать эти недоработки, в скором будущем большому числу малообеспеченных студентов придется оставить обучение, и этого допускать нельзя. В этих условиях отчетливо прогнозируется рост социальной и последующей криминогенной напряженности среди молодежи. Адекватный ответ предлагается в одной из ключевых поправок к законопроекту, которая предусматривает обязательное сохранение не только академической, но и социальной стипендии.

- Подробно изучив законопроект, могу сказать, что я не чувствую в нем общей системообразующей идеи образования, - говорила ректор Северо-Осетинского педагогического института Людмила Кучиева. – Недостаточно определенно разграничен функционал между ВУЗами и колледжами в вопросе присвоения бакалавриата. Вопросы вызывает осуществление магистерских и аспирантских программ. Считаю, что все уровни профильного образования учащиеся должны проходить в стенах одного учебного заведения.

Об определенной рамочности и обтекаемости нового законопроекта говорил и представитель СК ГМИ Валерий Карлов: «Считаем, что этот документ может ограничить права инвалидов. Предлагаем закрепить в законе положение, по которому обучение инвалидов и детей-сирот будет проходить на бюджетные средства. Нецелесообразным, по нашему мнению, можно считать введение франчайзинга. ГМИ – вуз с богатейшей историей и традициями, это известный и уважаемый далеко за пределами Осетии бренд. Неясно, почему мы должны дарить свое имя представительствам, с предельно ограниченным функционалом деятельности»?

Обстоятельную часть дискуссии участники Круглого стола посвятили судьбе начального профессионального образования. Законопроект полностью ликвидирует эту ступень образовательной системы. При этом некоторые колледжи могут стать начальной ступенью новой высшей школы, однако это не гарантирует повышение качества образования – убеждены и руководители учебных заведений и педагоги-практики. Таким образом, очередное предложение о сохранении начального профессионального образования как отдельного уровня образовательной системы оформилось в очередную поправку к будущему закону. Помимо этого, будет предложено вернуть в закон положение, по которому срок обучения в учреждениях начального профобразования будет считаться трудовым стажем.

Представляя мнение Регионального отделения Ассоциации юристов России  Инал Калицов подчеркнул, что введение в проект дошкольного образования, как самостоятельного и серьезного образовательного уровня является серьезной государственной заявкой. «Мы поддерживаем законодательное закрепление равноправия между государственными и частными образовательными учреждениями на доступ к бюджетным средствам, - отметил он, - В свою очередь считаем, что давно назрела необходимость введения института общественной аккредитации учебных заведений. Не нашли мы в законопроекте каким-либо образом прописанных гарантий осуществления студенческого самоуправления. В современных условиях это недопустимо».

Много предложений депутатам поступило и от директоров школ. В частности, они предлагают прописать в законе норму, по которой все конкурсы и олимпиады должны будут проводиться за счет средств их организаторов. Оплата расходов на участие в этих конкурсных мероприятиях не должны нести участники или образовательные учреждения, направляющие своих воспитанников.

В целом работа Круглого стола прошла достаточно плодотворно. Все замечания и предложения поступили для дальнейшей депутатской работы. В ближайшее время они пройдут юридическую экспертизу и обретут требуемую форму, после чего будут направлены в Государственную Думу Российской Федерации.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.