Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> Заседание «круглого стола»

Дата: 3 Ноября 2012 г.

Название: Заседание «круглого стола»

Кратко: Экономику поднимут рабочие руки.

Экономику поднимут рабочие руки.

 

Сегодня в государство пришло понимание, что полноценная реализация всех долгосрочных программ и стратегий развития окажется под большим вопросом, если в реальный сектор экономики уже сегодня не придет молодой квалифицированный специалист.  А требования дня звучат довольно жестко – страна остро нуждается в людях рабочих профессий, а интеллектуалы и гуманитарии в России  в переизбытке.

Проблемы и перспективы развития системы профессионального образования в республике обсудили участники «круглого стола», инициированного Комитетом Парламента по науке, образованию, культуре и информационной политике. К разговору были привлечены представители всех заинтересованных ведомств республики, руководители средних специальных учебных заведений, а также потенциальные работодатели – руководители промышленных предприятий, организаций и другие.

Открывая дискуссию, председатель парламентского комитета Людмила Токаева определила направление разговора: «Сегодня, в рамках обсуждения нового законопроекта об образовании, мы должны внимательно изучить, какие требования к начальному профессиональному образованию предъявляются в условиях модернизации и какую роль в переподготовке кадров эта система могла бы сыграть. Сегодня часто встречается ситуация, когда и деньги государственные на обучение потрачены, и время молодой человек потерял, и надлежащую квалификацию не приобрел».

Общие проблемы системы обрисовал в своем выступлении министр образования и науки РСО-Алания Алан Огоев:

«Предстоит глубокая модернизация всего содержания и структуры профессионального образования республики. Мы будем учитывать требования ключевых отраслей промышленности, сферы услуг, государственной службы, армии, культуры и других.

Стратегическим направлением в работе станет укрепление и совершенствование материально-технической базы и целостной инфраструктуры образовательных учреждений. Также серьезному реформированию подлежит система управления профобразованием. Необходимо создание управляющих, общественных и наблюдательных советов образовательных учреждений».

В министерстве убеждены, что достижение нового качества профобразования возможно при осуществлении целого комплекса системных корректировок. Необходимо устранить сегментацию, неоправданный монополизм и дублирование в подготовке кадров; оптимизировать перечень профессий и специальностей; применить различные модели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; вовлечь работодателей и других социальных партнеров в проблемы профобразования и многое другое.

Основная цель профобразования сегодня – это подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией. Современный специалист должен ориентироваться в смежных областях деятельности, работать с повышением эффективности труда, быть готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

По совести говоря, таких профессионалов в наших профтехучилищах и техникумах практически не готовят. О судьбе такого «полуфабриката» на рынке труда говорила председатель Комитета РСО-Алания по занятости населения Лариса Каболова:

«Молодые специалисты не хотят сегодня проходить переподготовку по рабочим специальностям, потому что работодатели ничем их не привлекают. К примеру, есть много безработных специалистов в сельской местности, которые желали бы переехать в город, но, к сожалению, им не предоставляется общежитие.

Если мы посмотрим, как выглядит рынок труда сегодня, то увидим, что более 6 тысяч человек ежегодно выходит на него с высшим и средним профессиональным образованием.  В рамках наших мероприятий программы содействия занятости населения, в рамках антикризисной программы есть много направлений, которые предусматривают работу с молодыми специалистами. Однако важно отметить, что подготовка этих специалистов недостаточна. Не хочу обвинить руководство образовательных учреждений, но по молодым специалистам сегодня видно нежелание получать знания. Они не хотят и не стараются учиться. Нам приходиться их доучивать даже по тем специальностям, по которым у них уже есть дипломы. И здесь снова приходится тратить государственные деньги. Когда мы отправляем к работодателям на стажировку молодых специалистов, мы получаем серьезные претензии к их квалификации. А ведь служба занятости – всего лишь посредник между работодателем и человеком, который ищет работу».

Об изменении самого качества экономики и связанных с ней рыночных запросов говорил председатель торгово-промышленной палаты РСО-Алания Казбек Туганов.

«Распределение потребностей в различных сферах деятельности все время меняется, и мы не всегда за ними успеваем. Сегодня резко сократилась сфера материально-технического производства, а увеличилась сфера услуг. Основная масса рабочих специальностей находится в сфере малого и среднего бизнеса, который не всегда объективно квалифицируется и не всегда статистически учитывается.  Точных цифр по ним нет, и это усложняет мониторинг. На мой взгляд, серьезная проблема – соотношение выпускаемых специалистов и реальных потребностей рынка, а также экономическая эффективность вложения средств на подготовку каждого рабочего. Насколько нам сегодня необходимо количество имеющихся у нас ССУЗов и техникумов? Возможно, имеет смысл создание на базе ведущих ПТУ специальных учебно-производственных комплексов, где будет проходить качественное обучение».

Говоря о проблеме общественного признания рабочих профессий в контексте их «неформата» для ведущих СМИ, Казбек Туганов напомнил присутствующим полушутливое замечание Премьер-министра Владимира Путина, который сказал, что вероятно для наших СМИ сегодня это настолько сложная и ответственная тема, что далеко не все из них решаются говорить о рабочем человеке.

Заместитель министра образования и науки Залина Блиева акцентировала внимание участников «круглого стола» на том, что зачастую на предприятия предпочитают брать на работу людей среднего возраста – тех, кого уже не призовут в армию. После армии полученные при обучении производственные навыки утрачиваются, и в большинстве случаев молодой человек уже не возвращается в профессию. Необходимо установить 3-летнюю отсрочку от службы для молодых людей, получивших среднее специальное образование. Именно такая законодательная инициатива недавно обсуждалась и в Парламенте республики. «На федеральном уровне мы вместе с большинством регионов поддержали это предложение, - сообщила Людмила Токаева, - теперь слово за Государственной Думой».

Руководители образовательных учреждений и представители предприятий больше говорили о своих каждодневных проблемах. В профессиональных лицеях и училищах безнадежно устарела техника, а на производстве давно перешагнули свой пенсионный возраст лучшие, а иногда и единственные, работники. Для подготовки специалистов не хватает учебных полигонов. Нельзя обучить хорошего тракториста или бульдозериста, если сам трактор и бульдозер учащиеся видят только со стороны.

В целом диалог представителей власти с теми, кто на местах практически и детально будет решать серьезные государственные задачи, получился очень продуктивным. Участники круглого стола выработали целый пакет серьезных рекомендаций в адрес Правительства республики, министерства экономического развития и министерства образования и науки, профессиональных сообществ работодателей, образовательных учреждений и средств массовой информации. Несомненно, одним днем комплекс проблем, стоящим перед начальным профессиональным образованием не решить, но первые уверенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.