Дата: 2 Декабря 2013 г. 18:45

Название: "Круглый стол"

Кратко: В Парламенте республики состоялся круглый стол, посвященный роли Конституции РФ в становлении отечественной государственности и влиянию главного закона страны на развитие современного законодательства.

В Парламенте республики состоялся круглый стол, посвященный роли Конституции РФ в становлении отечественной государственности и влиянию главного закона страны на развитие современного законодательства. 

Мероприятие заняло достойное место в череде юбилейных событий, посвященных 20-летию референдума о принятии Конституции Российской Федерации. Организаторами выступили парламентский комитет по законодательству, законности и местному самоуправлению и Конституционный Суд РСО-Алания.

В начале работы председатель комитета по законодательству Геннадий Родионов на правах модератора поприветствовал гостей и представил основных докладчиков. Первым высказать свое видение исторического значения российской Конституции современного образца на трибуну поднялся Первый заместитель Председателя Парламента республики, заслуженный юрист Северной и Южной Осетии, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Председатель североосетинского отделения «Ассоциации юристов России» Станислав Кесаев.

Отметив сравнительно небольшой для исторической перспективы этап конституционного развития в «чистом» виде, Станислав Кесаев напомнил, что Конституция РФ образца 1993 года разрабатывалась и принималась в сложнейшее время: конец XX века ознаменовался крахом советской общественно-политической системы. Новое политическое и экономическое  устройство требовало нового главного закона, ставящего превыше остального демократические принципы, права и свободы человека.

По словам Станислава Кесаева, Конституцию необходимо воспринимать с трех позиций: «Конституция – как итог пройденного, как констатация того, что есть и как взгляд в будущее».

Одно из главных отличий Конституции РФ от предшествующих – определение народа главным носителем суверенитета и единственным источником власти, выражаемой путем референдума и прямых выборов. Подробно разбирать проблемы современной избирательной системы Станислав Кесаев не стал, ограничившись словами:  «то, что подчас творят правоприменители в области прямого избирательного права – это вопрос непосредственно к правоприменителям».

Затем депутат остановился на понимании концепции суверенной демократии. Как известно, термин появился в широком обиходе в 2005 году с легкой руки замруководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова, который определил суверенную демократию как «образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими». Российская Федерация – одно из немногих государств, которое в силу особенностей своего устройства и многонациональной гражданской составляющей может позволить себе формировать вокруг себя собственное властное пространство с преобладанием своих интересов. Именно основные положения Конституции создали возможности для такого положения вещей.

Рассуждая об одном из важнейших институтов демократии – многопартийности, подразумевающем плюрализм мнений, Станислав Кесаев задался вопросом: как это можно понимать - как фактическое выражение или как программу дальнейших действий?

Говоря о доминирующей роли партии «Единая Россия», Станислав Кесаев высказал мнение, что «потому она и правящая партия, что берет на себя весь груз ответственности за все, что происходит в государстве».

Отдельно заместитель руководителя Парламента остановился на определении в Конституции Российской Федерации как социального государства. Указание в высшем нормативном акте государственной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, – это, в первую очередь, принятие государством огромного количества обязательств перед своими гражданами. Статьи 13 и 39 Конституции юридически и фактически устанавливают высшими ценностями права, нужды и интересы граждан.

Конституция – это всеохватывающий юридический документ, с которым россиянам предстоит жить не одно десятилетие, говорил депутат. Он не исключил дальнейшего совершенствования документа в соответствии с требованиями времени. «Мы живем при той Конституции, которая позволяет нам с верой смотреть в завтрашний день», - завершил свое выступление Станислав Кесаев.

Сложно представить применение какого-либо закона без надлежащего контроля со стороны государства. Конституция не является исключением: специальным органом конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный суд. Об основных полномочиях и роли Конституционного суда РСО-Алания в конституционном процессе участникам круглого стола рассказал судья судебного властного органа Тамерлан Цгоев.

По его словам, Конституционному суду редко выпадает возможность широко знакомить общественность с результатами своей работы. Между тем, в компетенцию Конституционного суда входит оценка соответствия правовым нормам Конституции любого закона или нормативно-правового акта,  разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, толкование Конституционных норм по запросу соответствующих органов госвласти и некоторые другие важнейшие полномочия.

Тамерлан Цгоев отметил, что деятельность республиканского Конституционного суда является достаточно активной: по результатам работы он занимает второе место среди судов других субъектов РФ, уступая только Конституционному суду Республики Татарстан.

Об особом, исторически-фундаментальном значении современной Конституции говорил также исполняющий обязанности Главного федерального инспектора Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Андрей Бессонов. По его словам, за прошедшие 20 лет выросло новое поколение ровесников Конституции, которые очень хорошо знают свои права, но не очень интересуются обязанностями, предусмотренными высшим законом. По его мнению, работа по разъяснению конституционных основ среди молодежи должна проходить на серьезном уровне и проводиться постоянно.

Перспективы совершенствования Конституции обрисовал в своем докладе начальник Государственно-правового управления Аппарата Парламента РСО-Алания Инал Калицов. Вопрос, насколько нынешняя Конституция близка к своему идеалу, серьезно беспокоит теоретиков правовой науки.  Отметив показательность того факта, что за 20 лет Конституция корректировалась лишь дважды, Инал Калицов назвал некоторые варианты переработки ключевых основ документа.

К примеру, некоторые ученые настаивают на дополнении словом «обязанности» статьи о правах и свободах человека и гражданина. В условиях полной ассиметричности субъектов наблюдается фактическое неравенство их статуса, из-за чего многие теоретики называют «мертворожденным» принцип равноправия субъектов, прописанный в ст. 5 Конституции.

Массовой критике подвергается и существующий принцип разделения властей. По мнению некоторых правоведов, имеет смысл дополнить существующие ветви власти еще одной - «президентской». В этой связи Инал Калицов подчеркнул и проблему отсутствия парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, что привело к достаточно слабой роли местных парламентов. По его мнению, основные формы контроля деятельности исполнительной власти могут быть изложены в отдельной главе, посвященной избирательной системе и народному представительству.

В завершении выступления Инал Калицов напомнил, что «сильный парламент – это сильный конституционный строй».

В продолжение тезиса о необходимости конституционного провозглашения третьего уровня государственной власти – муниципального, заместитель председателя Собрания представителей города Владикавказ Антон Петров говорил о том, насколько самостоятельны и независимы могут быть органы местного самоуправления от государственной власти в современных реалиях. Фактическое положение вещей говорит об обратном – без государственной поддержки органы МСУ сегодня существовать не могут, а значит, пришло время посмотреть на проблемы муниципалитетов на самом высоком уровне.

 Свой взгляд на современную Конституцию высказали представители фракций «Патриоты России» и «КПРФ».

От имени «патриотов» депутат Маргарита Кулова отметила, что Конституция - одна из безусловных политико-социальных ценностей государства. На ее взгляд, парламентский контроль достоин выделения в отдельную конституционную главу после главы, посвященной Федеральному Собранию, причем с учетом серьезного расширения кадровых полномочий в отношении Правительства. Помимо этого Маргарита Кулова считает необходимым заложить в Конституцию главу, посвященную развитию институтов гражданского общества.

«Ложкой дегтя в бочке меда» назвала свое выступление лидер парламентской фракции «КПРФ» Елена Князева. По ее словам, коммунисты по-особенному относятся к Конституции, так как она в плане государственных гарантий в отношении образования, здравоохранения и социальной защиты уступает ушедшей в историю Конституции Советского Союза.

Недостаток полномочий в отношении осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства стал основным лейтмотивом выступления старшего помощника Прокурора РСО-Алания Тамерлана Малиева. Поблагодарив Парламент республики за создание дискуссионной площадки для обсуждения проблем развития государственности, представитель прокуратуры попросил законодателей обратить пристальное внимание на целый ряд правомочий, которых в настоящее время лишены прокурорские работники.

В рамках работы круглого стола также прозвучали выступления представителей Общественной палаты, Конституционного суда, Молодежного парламента и других заинтересованных лиц.

По итогам заседания были приняты соответствующие рекомендации.

Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Конституция Российской Федерации: роль в становлении отечественной государственности и влияние на развитие современного законодательства»

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.