Дата: 18 Ноября 2014 г. 12:41

Название: Открыто о бюджете

Кратко: Почти три часа в Парламенте республики длились публичные слушания по законопроекту о республиканском бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов.

Почти три часа в Парламенте республики длились публичные слушания по законопроекту о республиканском бюджете на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов. Под председательством Алексея Мачнева депутаты, представители правительства, налоговой службы, Контрольно-счетной палаты, главы районных администраций и все заинтересованные лица активно дискутировали о ближайшем финансовом будущем республики.

Министр финансов РСО-А Наталья Царева озвучила основные параметры бюджета на ближайшие три года. Так, общий объем доходов в 2015 году прогнозируется в сумме 19 млрд. 177 млн. рублей с учетом 10 млрд. 735 млн. рублей безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Общий объем расходов ожидается в сумме  19 млрд. 649 млн. рублей, соответственно прогнозируемый дефицит составит 471 млн. рублей.

Год 2016-й, по мнению минфина, впервые за долгое время может стать бездефицитным: доходы и расходы - в пределах 19 млрд.  031 млн. рублей. В 2017 г. обойтись без дефицита уже не удастся – доходы 19 млрд. 758 млн. рублей, расходы – 19 млрд. 903 млн. рублей.

 По сравнению с плановыми показателями 2014 года следующий год принесет снижение собственных доходов на 595 млн. рублей. Одна из причин - снижение поступления сборов от акцизов на нефтепродукты с 1 млрд. 192 млн. рублей в текущем году до 967 в следующем. Для компенсации этих потерь при формировании регионального Дорожного фонда из федерального бюджета предоставят 347 млн. рублей. По словам министра финансов, такая тенденция сейчас наблюдается в целом по стране. Также снизятся дотации на сбалансированность бюджета: всего 295,5 млн. рублей в 2015 году вместо 699 млн. рублей в нынешнем. Однако обеспечение бюджетного баланса – непостоянная величина, которая с большой вероятностью будет компенсироваться.

Собственные налоговые и неналоговые доходы 2015 года составят 8 млрд. 442 млн. рублей. Из них 8 млрд. 93 млн. рублей принесут казне сотрудники налоговой службы, неналоговых доходов ожидается 349 млн. рублей.

Структура налоговых доходов в новом году не будет оригинальной. По-прежнему 50% фискальной прибыли составит НДФЛ, 20% - сборы с подакцизной деятельности и товаров, 16% - налоги на прибыль и 7% - налог на имущество организаций.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2015 году ожидаются в объеме 10,735 млрд.рублей.

"Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов проектом бюджета обеспечивается концентрация средств на социально значимых объектах с учетом необходимости проведения серьезной работы над оптимизацией затрат, повышения эффективности расходов и использования резервов для развития отраслей", - отметила Наталья Царева, напомнив также, что меры по оптимизации уже позволили сократить расходы на довольно внушительную сумму – 1 млрд. 364 млн. рублей. При этом, по ее словам, бюджет сохраняет свою ориентированность: концентрация ресурсов по-прежнему сосредотачивается вокруг реализации социальных нужд – заработная плата, здравоохранение, социальные гарантии, образование и т.д. Для сравнения: в 2014 году стоимость всего детского дошкольного образования в республике составила 1 млрд. 200 млн. рублей. Таким образом, оптимизация «сэкономила» почти год работы детских садиков.

Целевая и количественная сторона оптимизации депутатам была ясна, чего нельзя сказать о ее качественной стороне. В частности, резкой критике подверглось серьезное сокращение поддержки развития сельского хозяйства – земледельцы и скотоводы получат всего 1,5% от собственных доходов республики. Выступившая немного позже депутатМаргарита Кулова привела примеры других регионов с большим госдолгом и уровнем дотирования. Несмотря на  похожие  финансовые проблемы в этих субъектах намереваются потратить на развитие сельского хозяйства не менее 20% доходной части. В 2014 году господдержка этой отрасли в Северной Осетии, по словам Куловой, составляла 340 млн рублей, а в 2017 году она планируется уже в два раза меньше. В 2016 году на развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе бюджет Северной Осетии запланировал выделение только 1,5 млн рублей, отметила депутат.

Наталья Царева напомнила, что в новых условиях все направления госфинансирования получат меньше денег, чем раньше, однако делается это не в целях сокращений, а в целях повышения эффективности расходования средств. Отвечая на вопрос Ахсарбека Фадзаева о причинах такой ситуации, министр финансов отметила, что снижение финансирования будет происходить частично за счет оптимизации расходов, частично за счет отказа от каких-либо полномочий. Избегает этого только система здравоохранения за счет возрастающих страховых платежей за неработающее население. Продолжая тему, Наталья Царева сообщила, что скоро увидит свет новая редакция закона о льготном лекарственном обеспечении. Разработанные поправки ликвидируют многолетние противоречия между финансированием нужд республиканских и федеральных льготников.

Не потеряет остроту в ближайшие годы и проблема нехватки детских садов. Власти республики разбили на две части программу по увеличению мест в дошкольных учреждениях. Северная Осетия уже получила из федерального бюджета 395 млн рублей на три детских сада – в селении Кизляр, на улицах Кырджалийской и Весенней во Владикавказе, и к этой сумме в 2015 году бюджет республики добавит 66 млн рублей, отметила глава Минфина.

«Эта сумма слишком мала для нас, - подчеркнул Председатель Парламента Алексей Мачнев, - на нее не построишь даже один садик»!

В этой связи Наталья Царева озвучила цифру в 190 млн. рублей, которые уже поступили из федерального бюджета на эти цели, однако остаются трудности по софинансированию со стороны муниципальных образований. Немногим позже председатель профильного парламентского комитета Тамара Таболова отметит в своем выступлении, что трудности со строительством новых детских садов возникли из-за того, что изначально финансовые возможности республики перед федеральным центром были сильно преувеличены. «Муниципалитеты в ближайшее время не смогут выполнять свои обязательства по софинансированию строительства детских садов. У них просто нет таких денег, и не нужно заранее загонять их в такую схему, которую они не способны выполнить. Гораздо более перспективно направление выкупа частных домовладений за несколько миллионов и переоборудование их под детские сады, а вот здесь уже не все представители местной власти работают должным образом», - сказала депутат.

Остался без ответа вопрос Первого заместителя Председателя Парламента Станислава Кесаева: «Кто виноват в том, что мы не задействованы в мероприятиях ни одной подпрограммы программы «Юг России»»?

 Насколько целесообразно создание нового национального телевидения «Осетия-ТВ» на фоне сокращения финансирования остальных республиканских СМИ на 7 млн. рублей  - поинтересовалась у министра финансов главный редактор газеты «Слово» Альбина Олисаева. Наталья Царева заверила, что для стартовых позиций телевидения средств будет достаточно.

Выступление следующего докладчика о прогнозе социально-экономического развития  на предстоящие три года вызвало в зале неоднозначную реакцию. У депутатов и приглашенных создалось впечатление, что Первый заместитель министра экономического развития Алан Сланов руководствовался по меньшей мере странными цифрами, оптимизм которых шел вразрез с бюджетными реалиями министерства финансов. Так по его словам, нас ждет рост валового национального продукта на 40%, валовой продукции сельского хозяйства – тоже на 40%, что, наверное, не удивительно, ведь по данным минэка господдержка сельского хозяйства также вырастает на 22%. Собственные налоговые и неналоговые доходы, по представлению Алана Сланова, тоже покажут рост в 47% к 2017 году.

Алексей Мачнев заинтересовался представленным индексом промышленного производства, который должен составить 106% . «Это реальный объем произведенной продукции. Где, и за счет чего мы его увеличим»? - спросил руководитель Парламента.

Алан Сланов рассказал о том, что у завода «Победит» есть большой оборонный заказ на вольфрам, который в состоянии изменить индекс всего промышленного производства республики.

- Вы когда последний раз были на «Победите»? - спросил Алексей Мачнев, который совсем недавно посетил завод с рабочей поездкой.

- Данные говорят, что объемы производства у них растут, - ответил замминистра.

В адрес представителя министерства экономического развития прозвучало еще несколько вопросов и резких оценок. К примеру, Тамара Таболова назвала недопустимым такое отношение специалистов министерства к социально-экономическому развитию республики. Последний вопрос задал Алексей Мачнев:

- Следующий год будет сложным. В министерстве экономики прорабатывают вопросы по возможному пополнению республиканского бюджета?

- Мы очень косвенно участвуем в формировании доходной части бюджета, поэтому я не готов ответить на этот вопрос, - сказал замминистра.

Серьезную работу над законопроектом о бюджете провели аудиторы Контрольно-счетной палаты. Результаты финансово-аналитического анализа представил первый заместитель Председателя КСП Александр Мамсуров.

По его словам, опасения аудиторов вызывает двукратный рост суммы обслуживания госдолга республики – с 421 млн. в 2014 г. до 981 млн. в 2017 г. В самой структуре госдолга на 30% возрастет и общий объем кредитов организаций. Не вызывает удовлетворения и запланированные поступления от налога на прибыль. «В условиях 42% убыточных предприятий говорить о резком повышении налога на прибыль не приходится», - сказал Александр Мамсуров, -  в перспективе мы столкнемся с растущими проблемами в реальном секторе  экономики». По мнению аудиторов, остается еще немало проблем с собираемостью самих налогов. В то же время в КСП признают, что в современных условиях в республике нет комфортных условий для развития малого бизнеса. Помимо этого необходимо как можно активнее использовать все управленческие ресурсы для легализации существующих мощностей алкогольпроизводящих предприятий.

В том, что возможности для увеличения доходов казны в республике есть, аудиторы не сомневаются. Возможно это, в частности, через  эффективное администрирование транспортного налога, где прогнозируемая сумма 92 млн. рублей является заниженной, учитывая, что в республике 250 тыс. автомобилей. Выход из ситуации – совместная работа сотрудников ГИБДД и налоговиков по созданию единой информационной базы, что позволит активнее работать  с должниками и выявлять новых потенциальных налогоплательщиков.

Отдельной дискуссии подверглась проблема несанкционированной добычи строительных материалов – песка, щебня в карьерах республики.  На протяжении последних лет в бюджет поступает всего около 12 млн. рублей в год налогов за пользование природными ресурсами. Аудиторы убеждены – суммы занижены и не отражают реального положения дел. Создание маркшейдерской службы, которая каждые полгода измеряла бы карьеры, по словам Мамсурова, позволила бы прояснить картину на этом рынке. "К сожалению, на этом рынке много частных компаний, которые пока не поддаются полному учету. Вместе с тем в республике активно ведется строительство различных объектов, используются инертные материалы местного происхождения. Совершенно очевидно, что в таких условиях нужны организационные меры", - подчеркнул он.

Недостаточно оправдывает себя на данном этапе система фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Обещанного количества камер в республике еще нет, функционируют пока только 16 фиксаторов. Если их число увеличится до 70, то планируемая сумма поступлений в бюджет может существенно увеличиться.

В своем выступлении депутат Маргарита Кулова обратила внимание коллег на следующее: для оптимизации расходов предлагается исключить из расчета средней заработной платы зарплаты чиновников и сотрудников органов безопасности и внутренних дел. Это приведет к искусственному снижению средней заработной платы по республике, что позволит и в дальнейшем исполнять «майские» указы без изыскания дополнительных средств.

О непростом финансовом положении и необходимости изменения отношения ко многим процессам говорил с трибуны и депутат Нох Токаев. По его мнению, бюджет нельзя политизировать, а экономическую власть в республике нужно усилить.

Завершились слушания выступлением Первого заместителя Председателя Парламента Станислава Кесаева. Он во многом не разделил мнение коллег из Правительства и призвал заложить в законопроект «варианты того, что нам позволит жить в будущем». В частности, он акцентировал внимание депутатов на экологических проблемах республики.

 

Рекомендации публичных слушаний по проекту закона Республики Северная Осетия-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.