Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> Проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Северная Осетия - Алания "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания за 2013 год"

Дата: 18 Июня 2014 г. 13:22

Название: Проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Северная Осетия - Алания "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания за 2013 год"

Кратко: Заседание парламентского комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, проходившее под председательством Асланбека Хадарцева, началось с обсуждения итогов исполнения республиканского бюджета за прошлый год. Основные параметры документа представила министр финансов РСО-Алания Наталья Царева.

Заседание парламентского комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, проходившее под председательством Асланбека Хадарцева, началось с обсуждения итогов исполнения республиканского бюджета за прошлый год. Основные параметры документа представила министр финансов РСО-Алания Наталья Царева.

Напомнив, что в минувшем году в связи с поступлением дополнительных федеральных средств закон о бюджете претерпевал изменения четыре раза, министр отметила соответствующее увеличение доходной и расходной частей республиканской казны. В целом, исполнение бюджета проходило в запланированных рамках, доходы реализованы на 99,3% - 20 млрд. 953 млн. рублей, расходы – на 91,2% - 22 млрд. 674 млн. рублей от уточненной росписи. Без учета целевых средств исполнение собственных расходов бюджета составляет 97,7 %. Сложился профицит в сумме 1 млрд. 721 млн. рублей. Без учета целевых средств федерального бюджета бюджетный дефицит в 2013 году составил 713 млн. рублей. Прогнозные годовые назначения выполнены большинством администраторов бюджетных доходов. Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета исполнены с ростом в сумме 990 млн. рублей по сравнению с уровнем 2012 года и составили 7 млрд. 222 млн. рублей или 97,9% от годовых бюджетных назначений.

По итогам 2013 года в республике наблюдается высокий темп роста собственных доходов среди других субъектов СКФО – почти 116%. Основной причиной невыполнения плановых показателей является недополучение доходов от акцизов на нефтепродукты в сумме 186 млн. рублей. Главным источником доходов продолжает оставаться НДФЛ – 44% в общем объеме доходов, налог на прибыль организаций – 15%, акцизы на нефтепродукты – 15,2% и акцизы на алкогольную продукцию – 11,3%. На долю этих налогов приходится более 95% общих налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.

Наталья Царева сообщила, что самые низкие показатели исполнения бюджетных показателей по расходам наблюдаются по министерству топлива, энергетики и ЖКХ – всего 58,6%, комитету по охране памятников культурного наследия – 66% и министерству архитектуры и строительной политики – 82%.

Основной причиной неисполнения бюджетных ассигнований стало наличие на счетах неиспользованных остатков целевых средств из-за отсутствия выполненных работ по объектам капитального строительства, частичного отсутствия потребности в этих средствах, либо слишком позднее поступление денег.

1 млрд. 842 млн. рублей было выделено в 2013 году на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках исполнения «майских» указов Президента РФ. Таким образом, удалось достигнуть целевых показателей доведения средней заработной платы бюджетников до суммы средней зарплаты по экономике - 18 661,7 рублей.

На реализацию 56-ти республиканских целевых программ, большинство из которых социально направленные,  в 2013 году выделено 4 млрд. 112 млн. рублей – 99,2% от запланированного. Помимо этого в республике финансируются 25 видов социальной поддержки, с ежемесячной суммой выплат из республиканского бюджета 121 млн. рублей. Таким образом, сегодня получателем какого-либо вида социальной помощи является каждый третий житель республики.

На Республиканскую адресную инвестиционную программу в 2013 году было выделено 589 млн. рублей – 98% от утвержденных ассигнований. Исполнение по республиканскому дорожному фонду рассчитывается как 91%, без учета недопоступивших доходов  в сумме 186 млн. рублей.

На 1 января 2014 года объем государственного долга составил 7 млрд. 453 млн. рублей.

В завершение Наталья Царева отметила, что в 2013 году дотационность республиканского бюджета по сравнению с 2012 годом удалось снизить на 2,7%. Теперь она составляет 53,6%.

После обсуждения члены комитета решили внести законопроект на рассмотрение Парламента.

В работе комитета принял участие заместитель Председателя Правительства Константин Габисов – куратор экономического направления деятельности Правительства. В этой связи Асланбек Хадарцев обозначил ряд вопросов, которые не первый раз звучат в ходе работы бюджетного комитета. Среди них экономическая эффективность средств, выделяемых на поддержку предпринимательства и соответствие достигаемых экономических показателей программе социально-экономического развития республики. «Нам – депутатам, было бы интересно послушать на сессии, как исполнялся прогноз социально-экономического развития за 2013 год вместе с исполнением бюджета», - подчеркнул Асланбек Хадарцев.

Константин Габисов отметил, что программа социально-экономического развития республики отнюдь не «догматичный» документ. Все программные цели и мероприятия должны динамично реагировать на требования рынка и в Правительстве к этому готовы. Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, зампред Правительства сообщил, что даже поверхностный мониторинг наглядно продемонстрировал фактическое отсутствие экономической эффективности от вложенных средств. «Сейчас идет процесс формирования новой системы, - сказал Константин Габисов  - это не реорганизация какой-то структуры, а концептуально другой подход к поддержке малого и среднего предпринимательства. Мы пришли к выводу, что раздача бесплатных денег – это само по себе порождение коррупции. На рынке нужно действовать рыночными способами: разговаривать с предпринимателями о погашении процентов по кредитам, о возможности дешевых коротких займов. Также необходимо глубокое развитие лизинговых отношений. На сегодня среднерегиональной лизинговой компании, которая бы оперировала организацией среднесрочных и среднеуровневых проектов, у нас нет. А востребованность в таких инструментах нарастает ежедневно».  В этой связи Константин Габисов пригласил депутатов к активному участию в совместных консультациях по выработке новых механизмов поддержки предпринимательства.

Помимо этого депутаты затронули одну из самых болезненных проблем нашей экономики – судьбу алкогольпроизводящей отрасли.  Финансисты констатируют падение налоговых доходов от производства алкогольсодержащей продукции, а ведущие налогоплательщики один за другим теряют свои лицензии.

 «Мы вместе с руководством республики должны начать работу по этим предприятиям, - сказал Асланбек Хадарцев. - В огромные предприятия вложены огромные инвестиции, но они стоят. Больше таких крупных источников бюджетных доходов для нас я не вижу. Если бы все эти предприятия заработали как 15 лет назад, госдолг реально мог бы уменьшиться. Развитие этой отрасли повлекло бы за собой и развитие многих других - это и рабочие места, и торговля, и транспорт и многое другое. Нужно объективно смотреть – мы не вернем оборонную промышленность в прежних масштабах и у нас не будет такого массового развития туризма, как нам бы того хотелось. Нужно вместе говорить о серьезных сдвигах в этом вопросе, которые потянут за собой благополучие всего общества».

Его поддержал и Вячеслав Битаров. «Здесь дополнительные средства не нужны, а нужен административный ресурс, который поможет им получить лицензию, но над этим никто не работает», - сказал он.

Асланбек Хадарцев заверил коллег, что этот вопрос будет поднят на одном из ближайших заседаний Совета Парламента.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.