Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> Круглый стол Комитета Парламента по науке, образованию, культуре и информационной политике на тему: «Повышение качества образования в Республике Северная Осетия – Алания»

Дата: 19 Сентября 2018 г. 17:36

Название: Круглый стол Комитета Парламента по науке, образованию, культуре и информационной политике на тему: «Повышение качества образования в Республике Северная Осетия – Алания»

Кратко: Качество образования на всех уровнях, необходимость его реального повышения и проблемы, возникающие при этом – тема «круглого стола», организованного по инициативе депутатов Парламента РСО-Алания.

«Ученье – свет», и этот свет должен быть ярким.

 

Качество образования на всех уровнях, необходимость его реального повышения и проблемы, возникающие при этом – тема «круглого стола», организованного по инициативе депутатов Парламента РСО-Алания.

Обсудить ближайшее будущее образовательной системы в формате живого диалога собрались депутаты республиканского Парламента, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, администраций местного самоуправления, профсоюзов, общественных организаций, руководители школ, профессиональных учебных заведений и вузов. Модератором дискуссии выступила председатель парламентского комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Елена Князева.

Как известно, на государственном уровне Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена масштабная цель – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования в целом и вхождение страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования в частности. О том, что в Северной Осетии для реализации этих задач есть кадровый потенциал и необходимые правовые основы отметил в своем вступительном слове заместитель Председателя Парламента Асланбек Гутнов.  

- Наша задача – выстроить и поддерживать единый механизм развития системы образования. Детский сад, школа, техникум и ВУЗ при тесном конструктивном взаимодействии и при поддержке органов власти способны не только повысить качество общего образования, но и обеспечить страну конкурентоспособными специалистами. Это должен быть единый живой организм, благодаря которому здоровые и счастливые дети вырастут профессионалами, - отметил он.

Среди вопросов, требующих решения, зампредседателя Парламента отметил необходимость внедрения такой формы дошкольного образования, как семейный детский сад. Однако система методической и психолого-педагогической помощи организаторам семейных детсадов сегодня не оказывается.

Помимо этого, по словам Асланбека Гутнова, необходимо создать эффективную систему выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей... Требуется поддержка образовательных организаций в сфере культуры, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнокультурного наследия.

В современном понимании качеством общего образования можно считать востребованность полученных в школе знаний для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника, а также эффективность деятельности образовательного учреждения, которая удовлетворяет потребностям самих школьников и общества, как заказчика образования. Выступая с основным докладом, министр образования и науки РСО-Алания Ирина Азимова подробно рассказала о мониторинге качества преподавания основных школьных дисциплин в 43 школах республики, как с высокими, так и с низкими результатами ЕГЭ.

Итоги исследования показали, что в школах, стабильно показывающих низкие результаты ЕГЭ, отсутствует административный контроль учебного процесса, не проводится структурный анализ уроков, методическая работа носит формальный характер. Также отсутствует системная поддержка как одарённых, так и слабоуспевающих учеников, а педагоги в работе ориентируются на воспроизведение материала и не используют творческий потенциал детей.

Напротив, в школах, демонстрирующих высокие результаты, по словам министра, такие недостатки администрирования практически отсутствуют. По результатам мониторинга, в настоящее время в республике 15 школ с эффективным образовательным менеджментом. Как отметила Ирина Азимова, экспертная группа подготовила целый ряд рекомендаций, которые внедрены в работу. Насколько эффективными окажутся меры по исправлению недостатков, будет понятно после очередного мониторинга тех же самых школ, который запланирован на октябрь-ноябрь текущего года.

Министр образования рассказала также о работе по развитию инфраструктуры школ, которая продолжается в рамках федерального проекта «Современная школа» - это создание новых мест в образовательных организациях и материально-технической базы для реализации основных и дополнительных учебных программ.

Помимо этого, разрабатывается новая редакция программы «Развитие образования в РСО-Алания», в которой пристальное внимание будет уделено подготовке новых педагогических кадров и различным мерам стимулирования педагогических работников.

Интересным и полезным подспорьем школьникам, по мнению Ирины Азимовой, послужит совместный телепроект Минобра и Национального  телевидения «Ирыстон»: с 1 октября в эфире канала  появится программа «Дидактика» с обучающими видео по математике, физике, русскому языку и другим предметам.

Отвечая на вопрос депутата Таймураза Касаева о целесообразности введения дополнительных предметов с учётом большой образовательной нагрузки на детей, Ирина Азимова сообщила что курсы «Шахматы», «Семьеведение», «Финансовая грамотность» и «Основы предпринимательства» находятся вне основного образовательного плана, не имеют оценочной системы и способствуют общему развитию школьников.

О проблемах системы образования в сфере культуры республики рассказал руководитель профильного министерства Руслан Мильдзихов. Сохранение и развитие трёхуровневой системы художественного образования «детская школа искусств – училище искусств – профильный вуз» - важнейшая задача, имеющая не меньшее значение, чем развитие системы общего школьного образования. В Министерстве культуры убеждены, детские школы искусств вновь обязаны превратиться из досуговых в учреждения предпрофессиональной подготовки будущих деятелей искусства.

В этой связи, Руслан Мильдзихов отметил основные проблемы: финансирование по остаточному принципу, изношенность материально-технической базы, отсутствие государственного задания на строительство новых детских школ искусств, недостаточная поддержка талантливых детей и коллективов, общее «старение» кадрового состава профессиональных педагогов.

Между тем, количество обучающихся в ДШИ растёт: в школах искусств сегодня обучается 6746 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Однако лишь половина из них – более 46% полностью завершат обучение и уже только 26% поступят в колледжи искусств, училища и т.д. 

Несмотря на все сложности, республике удается показывать достойные результаты – лучшие выпускники средних профессиональных учебных заведений успешно поступают в ведущие вузы и завоёвывают призовые места мировых и всероссийских конкурсов. По целому ряду объективных причин, по окончании образования талантливая молодёжь редко возвращается на родину.

Свое видение ситуации вокруг качества общего образования обрисовал депутат Нох Токаев, который убеждён, что «школа должна оставаться, в первую очередь, школой, и никак не профтехучилищем». Он отметил слабую связь между учебным процессом и ЕГЭ и высокий уровень «волатильности в оценке знаний»:

- Сегодня дорогого стоит умение устного изложения учебного материала… Учащиеся всё меньше владеют словом, всё труднее для них своими словами пересказать пройденное. Таким образом, они всё больше оказываются малоспособными к общению и полноценному образному мышлению, - считает профессор.

Своими мнениями о современном статусе учителя, его личностной роли в повышении качества образования, а также о возможных мерах поддержки молодых специалистов поделились также директор СОШ №17 Людмила Зангиева, заместитель председателя организации профсоюзов работников образования Нелли Гамаева и председатель Молодёжного парламента РСО-Алания Берта Биджелова.

О необходимости приведения зарплат к единой тарифной сетке и единым окладам в независимости от региона проживания в сферах образования, здравоохранения и культуры говорили Таймураз Касаев и ректор СОГМА Олег Ремизов.

По результатам работы «круглого стола» участники приняли соответствующие рекомендации в адрес органов исполнительной и муниципальной власти, в которых нашли отражение все предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.