Главная >> Заседания Комитетов и Комиссий >> Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике

Дата: 8 Ноября 2011 г.

Название: Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике

Проблемы школы - на первое место.

О финансах, пище духовной и телесной говорили депутаты на очередном заседании парламентского Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике. Особое место заняло обсуждение проекта закона РСО-Алания о республиканском бюджете на 2012 и на плановый период 2013-2014 гг. Документ представила заместитель министра финансов республики Наталья Канукова.

Деньги.

Согласно озвученным цифрам, доходы в будущий бюджет планируется получить в сумме 14 млрд. 671 млн. рублей. Израсходовать придется 15 млрд. 342 млн. рублей. Ожидаемый дефицит в 670 млн. рублей, согласно новым условиям, будут покрывать только за счет средств от приватизации государственного имущества. Кредитование на эти цели теперь запрещено.

Вместе с тем, продолжится реализация комплекса мер по сокращению государственного долга республики. В Бюджет-2012 закладывается его верхний предел – 7 млрд. 430 млн. рублей.

В целом, сфера образования в следующем году получит на 365 млн. рублей больше чем в уходящем.

Также в республиканское ведение перейдут 5 средних специальных учебных заведений. На их содержание предусматривается 118млн. рублей. Министр образования и науки республики Алан Огоев убежден, что этой суммы явно недостаточно. Депутаты с ним согласились – этим профтехникумам в ближайшее время придется выживать. Во время обсуждения прозвучало интересное предложение, которое время от времени рождается на разных властных уровнях: об экономической и образовательной выгоде создания условий, при которых средние специальные учебные заведения смогли бы войти в структуру профильных вузов. Депутаты договорились обсудить возможные механизмы решения проблемы в рабочем порядке.

Дополнительная нагрузка ляжет на республиканскую казну от перехода в республиканское ведение Суворовского училища с бременем содержания 65 млн. рублей (это почти в два раза меньше его бывшего федерального финансирования) и школы-интерната г. Моздока.

В будущем ожидается внесение в законопроект о республиканском бюджете на 2012 и на плановый период 2013-2014 гг. расходов на модернизацию образования и уточнение фонда заработной платы.

По предложению депутата Бориса Кантемирова Комитет внес предложение предусмотреть в законопроекте республиканское софинансирование производства игровых и документальных фильмов в размере 5 млн. рублей.

Учебники.

О ходе исполнения закона РСО-Алания «О республиканском комплекте учебников» депутатам доложил Алан Огоев. Положительная динамика налицо – к ноябрю 2011 г. в результате реализации комплекса мер и увеличенного бюджетного финансирования на сегодняшний день укомплектованность школ республики учебниками и пособиями национально-регионального компонента составляет 65-70%.

В отличие от предыдущего поколения учебников, предлагаемый сегодня учебный материал позволяет учащимся существенно расширить сферу применения языка.

Согласно отчету, министерство постоянно проводит работу по активизации деятельности научных работников и методистов по созданию учебников. Однако большой активности авторов по созданию качественного учебного продукта, к сожалению, не наблюдается. К примеру, объявленный в мае 2011 г. конкурс на лучшее учебное издание по осетинскому языку и литературе  до сих пор остается без единой заявки на участие.

Говоря о содержательном уровне самого учебного материала, председатель Комитета Людмила Токаева напомнила, что в некоторых учебниках членам депутатской рабочей группы приходилось сталкиваться с признаками религиозной пропаганды и сомнительными ценностно-нравственными ориентирами, не говоря уже об откровенных орфографических и синтаксических ошибках.

В этой связи много вопросов вызывает объективность членов Республиканского экспертного совета по утверждению рукописей учебников и учебно-методических пособий, действующего при министерстве образования. Участники заседания сошлись во мнении, что Экспертный совет ждет серьезное обновление состава, которое произойдет в рамках самых пристрастных профессиональных требований к кандидатам.

Другая важная проблема сегодняшнего дня – выявить, на каком этапе происходит «утечка» бесплатных учебников на книжные прилавки. Предприимчивых дельцов сегодня не волнует ни наличие на учебнике грифа «продаже не подлежит», ни их республиканская собственность, ни административная ответственность.

 Школьное питание.

Ожидаемо острым стало обсуждение результатов работы специальной рабочей группы, которые представил коллегам заместитель председателя комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Борис Кантемиров.

  В рамках исполнения поручения Председателя Парламента РСО-Алания Ларисы Хабицовой депутаты совместно с представителями заинтересованных ведомств выезжали в школы и детские сады республики. Члены рабочей группы непосредственно на местах выяснили что именно, в каких условиях и на какие суммы едят школьники и дошкольники в столовых своих образовательных учреждений. Члены выездной группы - Мадина Гуриева, Солтан Годизов и Борис Кантемиров убеждены: без преувеличения, многие зафиксированные факты можно называть вопиющими.

Например, в СОШ №47, расположенной в городке Хольцман, директор Роберт Плиев искренне недоумевал, почему депутатов так возмутили 54 грамма макарон на детской тарелке, которых по норме должно было быть 150. К тому же, впоследствии выяснилось, что эти макароны, оказывается, были с мясом. Однако, согласно Приложению 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08, макароны по-флотски (с мясным фаршем) вообще не допускаются к реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений. Другой нарушитель пищевого порядка – салат «Москавский» под майонезом тоже не должен быть в меню детских садов и школ. Присутствовало его на тарелках тоже по 50-60 грамм. Никого не смущает и то, что небольшой лаваш – размером с две детские ладошки, выпеченный тут же в столовой, продается школьникам по 16 рублей за штуку. В этой же школе члены рабочей группы обнаружили интересные цифры в закупочных накладных: килограмм картофеля там закупают по 40 р., сахара – по 80, а чай дети пьют вообще фантастический – почти по 4600 р. за килограмм. Правда, руководство школы мотивировало эту цифру опечаткой в финансовом документе.

В СОШ №41 депутатам признались, что в этот день младшие школьники вместо горячей еды получили чай с печеньем. Овсяная каша оказалась прогорклой и вместо детей ее употребили поросята из подсобного хозяйства. Поставщиками продуктов в школу №41 является ООО «Иристон». Примечательно, что к этим продуктам бывает приложен примерный список блюд, которые предстоит приготовить в школе. А стоимость этих блюд указана, как если бы они были приготовлены непосредственно на ООО «Иристон».

Сравнив закупочные цены для образовательных учреждений в столице и районах республики, депутаты выяснили, что во Владикавказе стоимость простейших продуктов иногда просто зашкаливает. В районе находят возможность приобретать молоко за 20рублей, а в городе – за 40, картофель могут закупить по 3-10 рублей за килограмм, в городе – за 20-50 рублей. Мясо для школ приобретается по 220-250 р., но если на рынке за эту цену предложат первосортную мякоть, то на разделочном столе в столовой соотношение мякоть-кости будет 50/50.

Та же ситуация наблюдается и в детских садах. Во Владикавказе родители платят 870 рублей «за садик», а к примеру в г. Ардоне – 450рублей. Приэтом питание ребятишки должны получить примерно одинаковое. В ардонском ДОУ №2 «Колобок» - учреждении с 12-тичасовым пребыванием детей признают, что могут позволить кормить детей только 3 раза, а 4-й раз у них получается далеко не всегда – когда удается недорого купить творог. Да и вообще мало чем можно полноценно накормить ребенка на 35 диеторублей в день. Та же ситуация и в ДОУ №106 г. Владикавказа.

Некоторые из поставщиков в приватных беседах признаются, что покупают эти продукты по еще более дешевым ценам, чем на оптовом рынке, но пока приходится ждать, когда государство расплатится за поставленный товар – набегают большие проценты по коммерческим кредитам. Поэтому предпринимательский риск изначально закладывается в цену.

Борис Кантемиров: Главной проблемой считаю политику ценообразования при формировании этих заказов. Из того, что мы увидели своими глазами, напрашивается вывод – около половины денег, выделяемых на детское питание, оседает в чьих-то карманах. Но я не прокурор и не следователь, я – депутат парламента. Выяснять на каком этапе воруются эти средства – дело соответствующих органов. Все мы знаем – министерству образования не хватает денег на школьное питание. Но если бы большая часть этих денег расходовалась честно или хотя бы более рачительно – вопрос был бы почти решен. Мы должны сегодня громко озвучивать эту проблему. Ведь получается, если человек ограбил банк, его могут арестовать, публично осудить или даже застрелить при попытке к бегству. А если человек обирает наших детей – это не преступление. Считаю, что материалы нашей рабочей группы необходимо направить в ответственные контролирующие органы, чтобы выяснить, на каком этапе теряются деньги.

Начальник управления образования АМС г. Владикавказа Алексей Тменов пытался отстоять законность завышенных закупочных цен для владикавказских школ:

- Все цены утверждаются управлением экономики администрации местного самоуправления. Они основываются на данных территориального органа федеральной службы государственной статистики. Управление экономики не формирует цены, оно лишь приближает их к тем данным, которые дает Росстат.

«Лично Вы удовлетворены этими ценами? – задал прямой вопрос заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков и не получил внятного ответа. – В Ардоне, по-вашему, другие цены? Или там другой начальник отдела образования и другой Росстат? Вы сейчас даже отказываетесь признать проблему, а убеждаете нас, что согласно данным Росстата обоснованно назначаете цены в три раза выше рыночных»!

В ходе дальнейшей полемики депутаты говорили о несовершенствах 94-го федерального закона, регулирующего всю систему госзаказов и госзакупок. Он предписывает проанализировать рынок, на котором предоставляется требуемая продукция. При усреднении учитывается самая низкая и самая высокая цена, которая фактически может быть запредельной. Таким образом, прямого нарушения законодательства в определении этих завышенных цен нет. Существует только широкий коридор для недобросовестной деятельности и слабо определяемая категория личной моральной ответственности каждого.

Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать создание системы централизованной посезонной аукционной закупки, по результатам которой будет работать постоянно действующая контрольная комиссия. Это предложение высказал министр образования и науки Алан Огоев. Депутаты поддержали идею министра и договорились продолжить работу в этом направлении. Подробный отчет о работе, все материалы и рекомендации членов Комитета будут направлены лично Председателю Парламента РСО-Алания Ларисе Хабицовой.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.