Дата: 18 Апреля 2017 г.

Название: Не школой единой…

Кратко: Главная задача – раскрыть и сберечь потенциал каждого ребёнка - в этом единодушно убеждены участники выездного расширенного заседания двух парламентских комитетов: комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике и комитета по национальной политике и делам молодёжи.

Главная задача – раскрыть и сберечь потенциал каждого ребёнка - в этом единодушно убеждены участники выездного расширенного заседания двух парламентских комитетов: комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике и комитета по национальной политике и делам молодёжи.

Актовый зал Дома культуры с. Чермен Пригородного района республики с трудом смог вместить всех желающих участвовать в разговоре о трудностях и перспективах детского дополнительного образования. Гостей мероприятия встречала красочная экспозиция, демонстрирующая разные направления детского досуга и творчества, ведь только в одном Пригородном районе более тысячи ребятишек регулярно посещают 23 объединения от Детского дома творчества и почти 800 школьников занимаются в 52 секциях Станции юных натуралистов. Район заслуженно гордится своими юными победителями различных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований.

В обсуждении состояния системы дополнительного образования в с. Чермен приняли участие Первый вице-спикер и вице-спикер Станислав Кесаев и Людмила Токаева, руководители профильных парламентских комитетов Елена Князева и Сослан Козаев, депутаты, а также начальники отделов образования и культуры муниципалитетов и руководители организаций дополнительного образования.

Исполнительную власть, как заметил Станислав Кесаев, представил «почти весь кабинет министров республики» - министры образования и науки Ирина Азимова, по делам национальностей Аслан Цуциев, государственного имущества и земельных отношений Руслан Тедеев, культуры Руслан Мильдзихов, физической культуры и спорта Хасан Бароев, руководитель Комитета по делам молодежи Борис Цаликов.

Открывая заседание, Станислав Кесаев подчеркнул, что «обсуждается одна из животрепещущих проблем: как и в каких условиях талантливые люди распоряжаются своей судьбой на благо детей - без оглядки на многие трудности». Он поблагодарил администрацию района в лице Главы Алана Гаглоева за помощь в организации выездного заседания, а также главу Черменского сельского поселения Белу Агкацеву, отметив, что у жителей Чермена особая миссия - они во многом подают пример всей республике.

- За последние 10 лет республика потеряла 15 учреждений дополнительного образования, - сообщила министр образования и науки республики Ирина Азимова. По состоянию на 2016 год в системе допобразования насчитывается 83 организации: 43 находятся в ведении министерства образования, 24 – министерства культуры, 16 – министерства физкультуры и спорта. Помимо этого, лицензии на дополнительное обучение имеют 22 негосударственные организации.

В конце 2015 года в РСО-Алания был утверждён план мероприятий на ближайшие пять лет по реализации Концепции развития дополнительного образования, призванной стать фактическим продолжением утвержденного годом ранее распоряжения Правительства РФ. В рамках этой работы в 2016 году, по словам министра, в республике удалось провести 67 различных мероприятий для детей и подростков по всем направлениям деятельности, а их всего шесть: научно-техническое, естественнонаучное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественное, социально-педагогическое.

Живой интерес приглашенных вызвала экспозиция юных умельцев – победителей различных соревнований по робототехнике. Ребята заинтересовали депутатов наглядными результатами своих разработок. Как рассказала министр, именно образовательной робототехнике будет уделяться особое внимание, как самому перспективному и новаторскому направлению детского технического творчества.   Ирина Азимова также отметила, что дополнительные образовательные программы интегрируются и приобретают более актуальные формы.  В приоритете - перспективные технологии будущего, необходимые для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования.

Обстоятельно и подробно руководитель министерства рассказала о достижениях воспитанников различных образовательных центров - юных краеведов и экологов, исследователей и натуралистов.  В последние годы на новый уровень вышли фестивали и конкурсы художественного творчества, причем многие коллективы известны далеко за пределами Северной Осетии. Традиционно высокую планку держат спортсмены-юниоры и все большую популярность набирают военно-спортивные и патриотические организации. Хорошие результаты показывают и педагоги на ежегодном Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

В республике также создана система поддержки одаренных детей, действует система грантов. Однако по этому направлению работают всего несколько специализированных учреждений – это факультет научной подготовки в СОГПИ, Малая инженерная академия и Малая академия архитектуры в ГМИ, Центр развития творчества одарённых детей и юношества «Интеллект». Серьезной проблемой, по словам Ирины Азимовой, является отсутствие центров по работе с одаренными детьми в районах республики. Только в г. Владикавказе сконцентрированы также образовательные учреждения, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время содержание дополнительного образования и воспитания находится на стадии обновления, создано три республиканских ресурсных центра по развитию основных направлений – Детско-юношеская спортивная школа, Эколого-биологический центр и  Дворец детского творчества.

Тем не менее, 70% образовательных программ рассчитаны на младших школьников, которые посещают  творческие объединения танцев, рисования, музыки, а также спортивные секции. Изношенность материальной базы при этом составляет более 80%. Большинство зданий и помещений для занятий нуждается в ремонте.

Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике и качественной интернет-связи. Такое положение препятствует работе с современными программами, которые предполагают материально-техническое обеспечение высокого уровня, без чего детям сложно познавать конструирование, моделирование, биологические исследования, робототехнику и музыкальное творчество.

Отдельное беспокойство вызывает проблема старения преподавательских кадров: почти 30% педагогов уже перешагнули порог пенсионного возраста. Их уход с работы означает исчезновение таких направлений подготовки как радиодело, авиа- и судомоделизм.

Важность развития детского творчества, выявления и поддержки одарённых детей нашли отражение и в федеральном образовательном стандарте, который предлагает ввести занятия в творческих объединениях в обязательном порядке с самого начала обучения. Для этого необходимо преодолеть немалые трудности, главная из которых – финансирование. Без ощутимых вложений трудно представить полноценной модернизацию всей региональной системы допобразования, невозможно развивать новые формы работы, предполагающие дистанционные и сетевые технологии.

Помимо жизненно важного совершенствования материально-технической базы и привлечения в допобразование молодых педагогов Ирина Азимова озвучила необходимость создания в республике детского технопарка.

Отдельно министр остановилась на роли внеклассного и внешкольного образования в работе с детьми из так называемых групп риска. По ее словам, дополнительное образование – реально действующий и лучший инструмент отвлечения детей от излишнего пользования интернетом или же наоборот – безнадзорного пребывания на улице в сомнительных компаниях.

- Каждый ребёнок должен быть в поле нашего внимания, - убеждена и заместитель Председателя Парламента Людмила Токаева, - Многие из нас помнят, как много было внеклассного воспитания - интересных и разноплановых факультативов. Сегодня перед нами стоит задача  –  дать возможность  ребёнку раскрыть его возможности, отвлечь от улицы и соцсетей, уберечь от нежелательного влияния сомнительных людей.

- В последние годы действительно заметно изменилось отношение государства к системе дополнительного образования – на федеральном и республиканском уровне принят ряд важных документов по её поддержке, - отметила председатель парламентского комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Елена Князева, - Однако независимо от принятых нормативных документов, педагоги на местах делают всё возможное для поддержки наших молодых дарований.

Она призвала руководителей органов управления образования всех уровней обратить на этот подвижнический труд особое внимание – по возможности помогать педагогам и поощрять их. Елена Князева убеждена, что «сегодня нельзя терять ни одного  учреждения допобразования.  Нужно разработать механизмы привлечения представителей бизнес-сообщества для поддержки одарённых детей и центров детской науки и творчества».

О необходимости усилить составляющую военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании говорил депутат Николай Русаков. Хорошим подспорьем, по его мнению, является 58-я армия, дислоцирующаяся на территории республики. Публичные мероприятия с участием военных всегда вызывают самый живой интерес у детей. В этой связи Ирина Азимова отметила, что большинство мероприятий, проводимых совместно с военными, также проходят только во Владикавказе, а дети из районов остаются без внимания. Николай Русаков обещал содействовать в организации военно-патриотических акций с участием 58-й армии в муниципальных образованиях.

О сложностях муниципалитетов по фактическому содержанию учреждений допобразования говорила заместитель начальника отдела образования администрации г. Владикавказа Зинаида Ларионова. Однако, несмотря на все сложности, в столице республики не только не потеряли, но и смогли открыть еще один центр внеклассного образования. Но большинству муниципалитетов это не под силу. Как отметила Людмила Токаева, многим муниципальным образованиям приходится намеренно избавляться от детских кружков и секций, из-за нехватки средств на их содержание. В этой связи логичным и единственно перспективным, по словам Ирины Азимовой, видится перевод муниципальных организаций под субсидирование министерства образования. «Пока еще рано говорить об этом, но работа в этом направлении ведётся», - сказала она.

В свою очередь министр культуры республики Руслан Мильдзихов не стал повторять озвученные проблемы, которые в учреждениях образования и культуры одни и те же. Он отметил особую важность привлечения федеральных средств на строительство и ремонт районных и сельских домов культуры, ведь на это направление финансирование не выделялось несколько десятков лет. Именно новая жизнь домов культуры, которые всегда являлись центрами общественной жизни на селе, позволит вывести на качественно лучший уровень в том числе детское дополнительное образование. Руслан Мильдзхихов также отметил, что «у руководителей сегодня есть огромное желание работать и развивать своё направление, однако без финансирования многие  дома культуры находятся в удручающем состоянии».

О необходимости строительства спортивных залов в ряде школ, а также новых спортивных объектов для занятий с детьми разными видами спорта говорил профильный министр Хасан Бароев. Помимо этого, регулярного обновления требует спортивный инвентарь, немалые средства необходимы и для поездок юных спортсменов на соревнования за пределы республики.

В целом, разговор о совместном создании комфортного будущего для республиканского детского дополнительного образования получился подробным и обстоятельным. В завершение члены парламентских комитетов приняли ряд рекомендаций в адрес Правительства республики и руководства муниципальных образований. В частности, органам исполнительной власти рекомендовано разработать и обеспечить реализацию «дорожной карты» по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», обеспечить создание «ресурсного центра» для дополнительного образования педагогов,  стимулировать развитие государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования и другое.

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.