Главная >> Заседание Парламента >> Двадцать шестое заседание Парламента РСО-Алания

Дата: 27 Июня 2019 г. 18:24

Название: Двадцать шестое заседание Парламента РСО-Алания

Кратко: В повестку дня насыщенного 26-го заседания Парламента республики было включено почти тридцать вопросов. Был рассмотрен блок значимых республиканских законопроектов в сфере экономики, среди которых вопросы бюджетной политики, социально-экономического развития. Кроме того, поддержаны законодательные инициативы североосетинских депутатов в Госдуму РФ. Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

В повестку дня насыщенного 26-го заседания Парламента республики было включено почти тридцать вопросов. Был рассмотрен блок значимых республиканских законопроектов в сфере экономики, среди которых вопросы бюджетной политики, социально-экономического развития. Кроме того, поддержаны законодательные инициативы североосетинских депутатов в Госдуму РФ.  

Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

Изменения в Основной закон республики

На заседании в первом чтении одобрен ряд изменений в действующую редакцию Конституции РСО-Алания.  Так, Глава республики наделяется полномочиями по представлению в Парламент сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также ежегодных отчетов о ходе исполнения мероприятий Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания. Помимо того, закрепляется полномочие Главы РСО-Алания по представлению в Парламент обязательного публичного отчета о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания. Также депутатским корпусом будет заслушиваться информация о деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти по РСО-Алания.

О бюджете

В повестку дня был включен большой блок экономических вопросов. Среди них правительственный законопроект, который вносит изменения в Закон «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия –Алания». Первый заместитель министра финансов Оксана Карова пояснила, что корректировки необходимы в связи с реализацией протокольных поручений Президента РФ по итогам встречи с членами Совета законодателей РФ в части совершенствования нормативно-правовой базы органов госвласти субъектов для оперативного освоения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию нацпроектов. Как подчеркнул председатель профильного комитета Валерий Баликоев, эти нововведения связаны с объемным федеральным финансированием нацпроектов. Предстоит большая работа над своевременным получением и освоением этих средств.

Продолжением темы совершенствования бюджетного процесса послужили и предложенные Правительством изменения в закон о республиканском бюджете текущего года. По итогам обсуждения оба законопроекта были приняты в первом, втором и окончательном чтениях.

Итоги исполнения бюджета республики за 2018 год - следующий вопрос повестки дня. Как сообщила Оксана Карова,  налоговые доходы республики в прошлом году составили 11,178 млрд. рублей – это более чем на миллиард больше запланированного. Общий рост собственных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2017 годом составил 9,6%. Объем инвестиций в основной капитал также увеличился и составил 2,729 млрд. рублей. Сумма средств, выделенных муниципальным образованиям, превысила 6,5 млрд. рублей. Помимо этого, на 608 млн. рублей удалось снизить кредиторскую задолженность и добиться первого реального сокращения Госдолга на 222 млн. рублей. В целом же долговая нагрузка снизилась на 10 процентных пунктов, а сумма Госдолга на 1 января 2019 года составила 9 млрд. 69 млн. рублей.

Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, физкультуру, спорт  и культуру - большая часть расходных обязательств. Всего на эти цели направлено 21,6 млрд. рублей, что на 2,4% выше уровня 2017 года. В течение всего отчетного периода своевременно и полностью выплачивалась зарплата работникам бюджетной сферы и выполнялись обязательства по оказанию мер социальной поддержки различным категориям граждан. 

Итак, основные параметры 2018 года: доходы - 28,678 млрд. рублей, расходы - 28 млрд. 298 млн. рублей. Впервые за несколько лет сложился профицит в сумме 379,8 млн. рублей.

Итоги минувшего финансового года в своем содокладе проанализировал Председатель Контрольно-счётной палаты республики Инал Калицов. Среди положительных результатов он отметил рост инвестиций в 2,4%, а также рост реальных заработных плат на 7,5%. По его словам, перевыполнение плановых назначений по доходам позволили достичь проводимая Правительством республики налоговая политика, а также улучшение финансового администрирования.

- Благодаря ряду мер по мобилизации доходов дотационность консолидированного бюджета снизилась и достигла исторического минимума в 28,6%.

Говоря о реализации и оценке эффективности госпрограмм, Инал Калицов отметил, что из 27 признаны эффективными – 11, средний показатель – 9 и только две признаны КСП неэффективными. Пять программ еще не успели получить экспертную оценку.

Министр экономического развития Казбек Томаев отметил, что наблюдаемый рост экономики и качественное улучшение управления финансами в отчетном периоде – основные причины такого уровня исполнения бюджета. Он сообщил, что в период с 2016 по 2018 год республике удалось увеличить объём поступающих субсидий с 800 млн. рублей до 4 млрд. рублей.

Помимо этого, ряд отраслей показывают активный рост - строительная отрасль и АПК, при этом индекс промышленного производства заметно снизился – сказалось закрытие завода «Электроцинк» и отсутствие заказов у завода «Победит».

Депутаты задали министру целый ряд вопросов. Светлана Доева интересовалась, когда улучшение экономических показателей окажет реальное влияние на качество жизни граждан. О необходимости создания свободных технологических площадок говорил Руслан Хадарцев. В свою очередь Тимур Ортабаев напомнил коллегам, что бюджет 2018 года принимался всеми депутатами вместе с пониманием большого количества финансовых проблем. Однако и на этом фоне удалось достигнуть определённых и заметных результатов.

Как исполнен бюджет Терфонда

Вслед за республиканским бюджетом депутаты обсудили итоги исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за прошлый год. С сообщением по этому вопросу выступил директор ТФОМСа  Казбек Дзлиев. По его словам, доходы Фонда за отчетный период исполнены в сумме 7 млрд 893 млн руб. В общей сумме доходов более 96% составила субвенция из бюджета федерального фонда – 7 млрд 603 млн руб., что на 1 млрд 384 млн руб., больше чем в 2017 году. Основным направлением расходования средств ОМС, как и в предыдущие годы, стало финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС. На эти цели было направлено 98,9% в общей сумме расходов или 7 млрд 706 млн руб. Из них 7 млрд 338 млн руб. – финансовое обеспечение организаций ОМС на территории республики; 368 млн руб. – расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным в Северной Осетии лицам за пределами территории республики, что на 10,7 млн руб. больше, чем в предыдущем году.

С содокладом по данному вопросу выступила председатель комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Лариса Ревазова. Как было отмечено, в минувшем году в системе ОМС республики функционировало более 1400 сверхнормативных коек, содержание которых составило  свыше одного млрд. руб. Но в тоже время  отмечается высокая загруженность коек по ряду профилей: кардиология, неврология, терапия, ревматология и другие. Очередь на плановую госпитализацию зачастую составляет от 1 до 3 месяцев. По мнению,  Ларисы Ревазовой, «оптимизация коечного фонда – это не просто механическое использование «бюджетных ножниц» для сокращения коечного фонда, а вдумчивое перепрофилирование с учетом заболеваемости и соблюдения критериев доступности и качества медпомощи.  Считаем, сокращение объемов стационарной медицинской помощи может в настоящее время привести к ухудшению показателей здоровья населения»,  - отметила руководитель комитета. 

Сегодня ведомству необходимо эффективнее использовать свои контрольные функции, - считает депутат.  «Экспертиза, которая проводится Фондом, носит выраженный экономический  характер, и в значительно меньшей степени и недостаточно эффективно проводится  экспертиза качества и безопасности медицинской помощи, а именно этот вид  контроля  напрямую  влияет на  качество оказания медуслуг».

В рамках содоклада говорилось также и том, что необходимо активизировать деятельность в вопросах организации повышения квалификации медицинских работников, а также  приобретения и проведения ремонта медоборудования. К слову, в сельских медучреждениях отсутствуют электрокардиографы, портативные анализаторы уровня сахара крови, укладки для оказания помощи при остром коронарном синдроме, шины для транспортной иммобилизации, портативные  аппараты для искусственной вентиляции легких.

Речь шла также и о кадровом дефиците  профильных специалистов. Так, почти треть участковых терапевтов сегодня работает с превышающей нагрузкой более 2000 человек, при рекомендуемой - 1700 человек. Имеется и тенденция к снижению процента укомплектованности врачебных бригад скорой медицинской помощи.  

Не может не вызывать обеспокоенность, как отметила председатель комитета,  ситуация с кредиторской задолженностью медицинских организаций. Содействовать решению этой актуальной  проблемы призвана деятельность специальной межведомственной комиссии.

Завершая выступление, Лариса Ревазова озвучила ряд рекомендаций по совершенствованию работы системы ОМС и повышения качества оказываемых медицинских услуг в республике.

Развитие по всем направлениям

О приоритетных направлениях дальнейшего экономического развития депутаты говорили в ходе обсуждения проекта закона «О Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 года». Как известно, предыдущий вариант документа был возвращен Парламентом для серьёзной и детальной проработки.

- Принятие закона позволит повысить качество регионального управления и планирования, обеспечить комплексное развитие территорий и повышение конкурентоспособности экономики, модернизировать современную экономику и социальную сферу, - подчеркнул Казбек Томаев.

По его словам, это базовый, концептуальный документ, определяющий основные направления развития республики на ближайшие 10-15 лет. В проекте Стратегии восемь разделов. Среди них стратегическая диагностика, цели, индикаторы, система приоритетных программ и проектов, логистика и ряд других. Все эти перспективы, в свою очередь, делятся на 2 этапа по пятилетке в каждом.

Стратегия носит максимально прикладной характер и привязана к реальности, - отметил Казбек Томаев. Сообщалось, что проект Стратегии успешно прошел согласование в Минэкономразвития РФ и других федеральных ведомствах.

- Смысл обсуждения не должен сводиться к процедурным вопросам – они имеют значение, но нам важна содержательная часть документа - то, каким образом будет развиваться республика в ближайшие годы, - сказал Председатель Парламента Алексей Мачнев.

В свою очередь Нох Токаев отметил большую совместную работу над данным вариантом Стратегии, однако подчеркнул обеспокоенность будущим республиканской промышленности, низким участием на фондовых рынках и общим соотношением отраслевых пропорций в экономике. Законопроект был принят в первом чтении.

Новый уровень связи

В целях развития телекоммуникационных и информационных технологий предложено изменения в республиканский закон о градостроительной деятельности. Как пояснил руководитель Управления по информационным технологиям и связи Алан Салбиев, благодаря реализации на территории республики проекта развития цифровой экономики, 107 населённых пунктов Северной Осетии будут подключены к оптоволоконной связи и получат доступ к высокоскоростному широкополосному интернету. По его словам, до 2021 года федеральный бюджет планирует направить в республику на эти цели 300 млн. рублей, а в текущем году уже ожидается перечисление порядка 190 млн. рублей. Республиканских денег для реализации проекта не требуется.

Законопроект позволит сократить сроки возведения операторами линий и сооружений связи и оформление прав на них, поспособствует обеспечению устойчивого и максимального покрытия связью всей территории республики,  повысить как инвестиционную привлекательность коммуникационной отрасли, так и качество оказываемых услуг. Законопроект значительно упрощает возможность строительства станций сотовой связи, в связи с чем руководитель Парламента Алексей Мачнев отметил, что улучшение качества связи не должно происходить за счет ущерба здоровью граждан, поэтому все мероприятия должны реализовываться под усиленным контролем компетентных органов.

 Алан Салбиев заверил, что в России нормы СанПина в отношении излучения данных объектов - одни из самых жёстких в мире. При этом, как отметил в содокладе председатель комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике Эльбрус Бокоев, упрощение согласительных процедур при строительстве объектов связи не отменяет обязательность проектно-сметной документации и наличия всех экспертных заключений.

Приводятся в соответствие

Основная часть законопроектов, одобренных в первом чтении в этот день, корректирует республиканскую нормативно-правовую базу в связи с динамично меняющимися нормами федерального законодательства. Так, одобрение в первом чтении получили поправки в закон о статусе депутата Парламента. «Дополняется перечень организаций, в управлении которыми имеет право участвовать депутат Парламента. Согласно поправкам теперь к ним относится – профсоюз. Кроме того, дополняется норма о том, что депутат Парламента в целях исключения конфликта интересов не может представлять интересы госслужащих в выборном профсоюзном органе Парламента», - пояснил Тимур Ортабаев.  

Следующий  пункт повестки дня вносит изменения в республиканский закон о гарантиях равенства политических партий, представленных в Парламенте, при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами. Предлагается исключить из действующей редакции указанного документа упоминание о политических партиях, спискам кандидатов которых передан депутатский мандат в соответствии с нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В окончательном чтении принят республиканский законопроект, разработанный в целях совершенствования законодательства о нормативно-правовых актах республики. Документ призван закрепить норму, согласно которой доступ к указанным документам обеспечивается через портал Минюста России.

Чтобы память жила…

На заседании депутаты поддержали законопроект об увековечении памяти личностей, имеющих выдающиеся достижения, а также знаменательных событий в республике. Соответствующую инициативу коллег озвучил Борис Кантемиров. «В настоящее время в республике нет единой практики реализации мероприятий по увековечиванию памяти выдающихся личностей и знаменательных событий. Отсутствуют правовые акты, регулирующие соответствующие отношения. Законопроектом предлагается предусмотреть такие формы увековечения, как установление объектов монументального искусства, мемориальных досок, присвоения составным частям населенных пунктов имен выдающихся личностей и наименований знаменательных событий», - сказал депутат. Законопроект принят  в первом чтении.

Законодательные инициативы в Госдуму

Североосетинские парламентарии выступили с проектом федерального закона, предусматривающего сокращение сроков хранения кредитной истории до 3 лет. Соответствующие поправки предлагается внести в федеральный закон «О кредитных историях». Согласно нормам действующего законодательства, отрицательная кредитная история хранится в базе 10 лет. Как отметил депутат Тимур Цахилов, такой срок хранения данной информации представляется необоснованным и неоправданным: «В результате изменений принятых в 2014 году, кредитная история стала доступна будущим и действующим работодателям заемщика. Таким образом, ситуация, когда человек не может платить по кредитам, усугубляется отсутствием возможности трудоустроиться и получается замкнутый круг. При этом обстоятельства и причины, которые привели к нарушению платежной дисциплины,  могут быть самые разные и не зависеть от заемщика: потеря работы, задержка выплаты заработной платы на длительный срок, потеря трудоспособности и так далее», - пояснил депутат.

В ходе обсуждения законопроекта, Нох Токаев выразил мнение, что рациональнее было бы изменить подход банков к вопросу изучения кредитных историй.

- Речь идет и о других ограничениях, которые могут сопровождать  человека, попавшего в список этой базы, в течение 10 лет. Кредит – это как один из факторов, - подчеркнул Алексей Мачнев.

Следующая федеральная инициатива, представленная руководителем комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению  Тимуром Ортабаевым, предусматривает изменения в Уголовный кодекс РФ - в статью 205 действующего законодательства, в которой отсутствует указание на экстремистский мотив, что не позволяет дать надлежащую уголовно-правовую оценку террористическому акту, который зачастую совершается по экстремистским мотивам.

Несмотря на то, что Уголовное законодательство РФ разделяет экстремизм и терроризм на две самостоятельные группы, они являются взаимосвязанными преступлениями, подчеркивают инициаторы законопроекта: «Считаем, что квалификация террористических актов совершенных по экстремистским мотивам, была бы вполне обоснованной. Изменения направлены на придание террористическому акту качества альтернативно-экстремистского преступления», - отметил Тимур Ортабаев.

Федеральную инициативу, направленную на поддержку малообеспеченных слоев населения, не имеющих собственного жилья и проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, представил руководитель профильного комитета  Эльбрус Бокоев. Поправки в статью 156 Жилищного кодекса призваны совершенствовать нормы действующего законодательства, в соответствии с которым малоимущие граждане, проживающие в помещениях государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, освобождены от внесения платы за пользование ими и платы за капремонт общего имущества в многоквартирных домах, но при этом они несут расходы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые осуществляются управляющей компанией.

«Законопроектом предлагается освободить малоимущих граждан от указанных расходов и возложить оплату расходов за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на собственников помещений в многоквартирном доме. Предлагаемые изменения направлены на снижение уровня бедности, оказание социальной помощи малоимущим гражданам, а также семьям не имеющим собственного жилья и вынужденных проживать в жилых помещениях по договору социального найма», – пояснил Эльбрус Бокоев.

Было отмечено, что поскольку реализация законопроекта предполагает дополнительные расходы из федерального бюджета, необходимо направить проект федерального закона на заключение в Правительство РФ.

Назначен мировой судья

По представлению Верховного суда республики депутаты назначили Наталью Николаевну Крайнюю на должность мирового судьи судебного участка № 9 Моздокского района республики.

День знаний в Северной Осетии перенесен на 4 сентября

Правительством Северной Осетии направлены официальные распоряжения подведомственным учреждениям по поводу переноса в республике Дня знаний с 1 на 4 сентября. Об этом на заседании уже за рамками основной повестки дня сообщил коллегам председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Тимур Ортабаев. «13 июня на заседании Совета Парламента рассматривался вопрос, связанный с переносом начала учебного года в Северной Осетии с 1 на 4  сентября. Есть  большое количество обращений от общественных организаций. Представители «Стыр Ныхаса» также ставят этот вопрос. По итогам нашего обсуждения на заседании Совета Правительством республики направлены официальные распоряжения всем подведомственным министерствам и учреждениям, главам муниципальных образований о переносе  празднования Дня знаний с 1 на 4 сентября.  Нужно учитывать мнение общества, особенно тех людей, которые пострадали в теракте».

Депутат Наталья Михайленко озвучила в «разном» проблему, с которой столкнулись жители Кировского района. После недавнего ураганного ветра на одной из улиц станицы Змейской дерево упало на газовую трубу. Никаких мер по устранению проблемы не принимается ни газовыми службами, ни муниципалитетом. В этой связи депутат обратилась в адрес исполнительных органов власти  с просьбой помочь жителям станицы.

Приняты законы:

На заседании в окончательном чтении приняты следующие законы:

«Об Уполномоченном по правам ребенка при Главе Республики Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О мировых судьях в Республике Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О культуре».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О жилищной политике в Республике Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об охране окружающей среды».

Соответствующим Постановлением внесен ряд изменений в Регламент Парламента Республики Северная Осетия - Алания.

Кроме того, депутаты приняли Постановление, в соответствии с которым продлен срок работы парламентской комиссии по противодействию коррупции до  31 декабря 2019 года.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.