Главная >> Заседание Парламента >> Шестнадцатое заседание Парламента РСО-А

Дата: 15 Декабря 2008 г.

Название: Шестнадцатое заседание Парламента РСО-А

Кратко: В минувший понедельник под председательством Ларисы Хабицовой прошло очередное заседание Парламента республики. Обсуждение различных аспектов реализации главного финансового документа республики стало одним из главных в повестке дня. Депутаты приняли в первом чтении закон о республиканском бюджете на будущий год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В минувший понедельник под председательством Ларисы Хабицовой прошло очередное заседание Парламента республики. Обсуждение различных аспектов реализации главного финансового документа республики стало одним из главных в повестке дня. Депутаты приняли в первом чтении закон о республиканском бюджете на будущий год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В начале заседания Председатель Парламента Лариса Хабицова представила депутатам нового министра внутренних дел республики  Артура Фарвазовича Ахметханова.

«На сегодняшний день перед осетинской милицией стоит задача раскрыть громкие преступления, совершенные в последнее время, и вернуть доверие населения», - заявил министр. Обращаясь к депутатам, Артур Фарвазович особо подчеркнул, что готов в совместной работе с парламентариями решать проблемы, которые сегодня стоят перед республиканским министерством. Пожелав Артуру Ахметханову успехов на новой должности, Лариса Хабицова выразила надежду, что сотрудничество будет конструктивным. «Рассчитываем, что Вы сможете наладить работу Министерства внутренних дел так, чтобы мы все это почувствовали, чтобы это почувствовали жители нашей республики», - отметила спикер Парламента.

Поправки в Конституцию страны

Первыми в повестке дня заседания значились Законы Российской Федерации, которые вносят поправки к Основному закону страны. Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Владимир Рубаев пояснил суть поправок. Первый документ увеличивает срок полномочий Президента РФ с четырех до шести лет,  а срок полномочий Государственной Думы с четырех лет до пяти. Применяться эта норма будет в отношении Президента и депутатов Государственной Думы, которых изберут на следующих выборах.  

В ходе дискуссии депутат Виктор Цуциев, представляющий в Парламенте фракцию КПРФ, отметил, что в целом фракция КПРФ не может поддержать этот закон, так как считает, что нельзя переписывать закон  под конкретного человека.

Депутаты из фракции «Единая Россия» Владимир Уваров и Ахсарбек Фадзаев, напротив, считают, что эти поправки своевременны и актуальны.  «Для такой  большой страны, как Россия, где так много проблем, четыре года – недостаточный срок. Если данный закон привязывать к конкретной личности, как это аргументируют коммунисты, то для плохого президента и четыре года большой срок, а для хорошего – и шести лет мало», - отметил Ахсарбек Фадзаев.

Лариса Хабицова также считает, что мера абсолютно правильная: «Есть много стран, которые и по населению, и по площади меньше, но при этом Президенты там избираются и на пять, и на шесть лет. Так что, мы не первопроходцы в этом вопросе. За четыре года человек не успевает выполнить намеченные планы, не успевает реализовать свой потенциал. А каждые новые выборы – это достаточно сложный процесс и большие затраты. Надо дать возможность руководителю страны проявить себя».

Что касается увеличения срока полномочий Государственной Думы, все также выступающие поддержали эту поправку.

Поправка была одобрена большинством голосов: «за» проголосовало – 52 депутата,  «против» - 8. 

На заседании было принято Постановление Парламента, в котором также одобрены поправки, вводящие отчетность Правительства России перед депутатами Государственной Думы. Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев, в свою очередь, предложил воспользоваться еще и правом законодательной инициативы и продублировать те же самые полномочия и в отношении региональных законодателей.  

«Было бы, по меньшей мере, странно, если бы мы отказались от контрольных функций, - сказала Лариса Хабицова. - Парламент выбирает народ, и сама логика подсказывает именно такие функции. Мы должны поддержать такое решение и предоставить Государственной Думе контрольные полномочия в отношении Правительства».

Напомним, ранее оба законопроекта были одобрены Советом Федерации. Согласно Конституции, в настоящее время они проходят согласования в субъектах Федерации – их должны одобрить не менее двух третей органов законодательной власти субъектов Федерации. После этого поправки в Конституцию будут, согласно процедуре, повторно рассмотрены Советом Федерации и направлены Главе государства на подписание для вступления в законную силу.

Выборы в органы местного самоуправления

Глава Республики Северная Осетия-Алания внес в Парламент проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия - Алания».

Представитель Главы РСО-А в Парламенте Виктор Ортабаев отметил, что в федеральном законодательстве вступают в действие нормы закона, которые предусматривают возможность использования различных избирательных систем при выборах в органы местного самоуправления. В соответствии с этим необходимо изменить и республиканский закон. Вносимые поправки предполагают описание различного порядка использования избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной.

Прокурор республики Герман Штадлер прокомментировал законопроект и предложил поправку, уточняющую порядок определения избирательной системы при выборах представительного органа в муниципальном районе.

Законопроект принят в первом чтении и направлен субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений.

Бюджет: трудный, но выполнимый

Основные параметры бюджета будущего года и на плановый период 2010 и 2011 годов на заседании озвучил исполняющий обязанности министра финансов Олег Калаев.

Так, прогнозируемая доходная часть бюджета на 2009 год составила – 12 222 871,9 тыс.рублей, общий объем расходов – 12 783 639,7тыс.рублей, прогнозируемый дефицит республиканского бюджета определен в сумме – 560 767,8 тыс.рублей.

На предстоящий плановый период 2010 год - прогнозируемые  доходы составляют 12 694 млн. рублей, расходы 12 694 млн. руб., на 2011 год доходы соответственно предполагаются 14 601 млн. руб. и расходы - 14 601 млн. Как видно из приведенных данных, бюджет на эти два года планируется бездефицитным.

По словам Олега Калаева, в бюджете будущего года наибольший удельный вес занимают расходы на заработную плату работников бюджетной сферы. В 2009 году на эти цели планируется практически 5 млрд 900 млн. вместе с субвенциями на образование, культуру и фонд медицинского страхования. Все это составит почти 50% расходной части бюджета следующего года. И еще министр назвал такие цифры – расходы на социальное обеспечение составят 1 млрд. 660 млн. рублей или 13% прогнозируемых расходов, и дотации на выравнивание бюджетов муниципальных образований составят примерно 13,5%.

 В целом будущий бюджет республики признан парламентариями сбалансированным, отвечающим всем требованиям. Основной же вопрос был в том, насколько реально исполнение такого напряженного бюджета, тем более в условиях мирового финансового кризиса. Ведь этот кризис уже сегодня отражается на работе предприятий республики. Об этом было сказано и в докладе председателя бюджетного комитета Казбека Фидарова. Он дал развернутый анализ республиканского бюджета, всех его составляющих, особо отметив, что проект закона был серьезно проработан в парламентских комитетах к первому чтению.  Характеризуя бюджет, Казбек Фидаров отметил главные направления бюджетной политики: улучшение жизни людей, решение проблем сбалансированности бюджетов, повышение эффективности и прозрачности управления финансами.

Половину доходной части бюджета составляют собственные доходы, вторая половина – это безвозмездные поступления из федерального бюджета. Анализируя резервы увеличения доходной базы (а это на сегодняшний день жизненно важная задача), Казбек Фидаров обратил внимание на такой парадокс. Ежегодно в республике, судя по отчетам, происходит стабильный рост социально-экономических показателей. А, к примеру, за 9 месяцев план по доходам выполнен всего на 50,8% процента от годовых назначений. Получается, что предприятия рапортуют о собственном экономическом росте, эти данные уходят к статистикам, а на деле эти же предприятия налоги полностью не платят.

Еще одна проблема, на которую указал Казбек Фидаров, - позиция руководителей районов, которые до сих пор не определили доходную базу на своих территориях. Это и налог на землю, и налог на имущество. Некоторые еще надеются, по старинке, что республиканский бюджет все равно поможет, а между тем, с 1 января 2009 года все муниципальные образования должны перейти на новые условия хозяйствования, в частности, должны иметь свой бюджет с учетом своих возможностей. 2009 год непредсказуем в  условиях финансового кризиса, все должны быть готовы к самовыживанию.

Увеличение налогооблагаемой базы, становится в нынешних условиях решающим условием стабильной жизни, - заключил Казбек Фидаров. 

В ходе дебатов было много вопросов у депутатов к Минфину, налоговой инспекции  - как улучшить собираемость налогов, как снизить дотационность республики? В этой связи Лариса Хабицова заметила: «Дотации, конечно, хорошо, но надо стремиться, чтобы было больше своих доходов. Федеральный бюджет тоже не безразмерен, и увеличивать каждый год дотации нам не будут».

 Кроме того, депутата Казбека Торчинова интересовало, какова реальная цифра государственного долга республики, и как планируется его погашать.

На вопрос Председателя Парламента, обоснована и просчитана ли цифра доходов, заложенная в  бюджет, Олег Калаев ответил, что эти показатели выполнимы при условии, что все мы будем работать над повышением собираемости налогов. С этой целью подготовлена специальная комплексная программа.

Довольно резкая критика работы налоговой службы прозвучала также в выступлении заместителя Председателя ПарламентаАзамата Хадикова: «Бюджет обсуждался в Парламенте  почти два месяца, первый вариант мы признали неправильным, вернули обратно, в новом варианте доходная часть сокращена почти на 1 млрд. Сейчас он для нас прозрачный. Его надо принимать. Но как работать в следующем году? Мы можем столкнуться с невыплатой заработной платы, а налоговая инспекция будет также спокойно сидеть. От вас на сегодняшний день не поступило ни одного предложения о смене какого-то директора предприятия. Есть предприятия, которые работают бесстыдно, и вы это лучше меня знаете. Есть банки, через которые проходят миллионы, как через сливную яму, и вы тоже знаете об этом и молчите.  Ни одного предложения от налоговой не поступило в МВД, чтобы принять меры к какому-то «налогонеплательщику». Тишина и спокойствие. Все друг с другом в нормальных отношениях. С ГСМ мы получаем просто ноль.  Вагон за вагоном идет, со станции «Владикавказ» отгружаются составы целые. Ну есть ли пределы? Отсюда питается и криминальная среда, отсюда и стрельба, убийства. Поэтому я считаю, что в федеральных контролирующих органах, которые находятся на территории республики, надо наводить порядок.  Мне кажется, что бюджет вполне выполним, надо просто поработать, засучив рукава».

Депутаты Марат Гусов и Александр Беляков призвали своих коллег  поддержать проект бюджета в первом чтении, а уже в дальнейшем, ко второму чтению, поработать детально над основными его статьями.

Завершая обсуждение вопроса, Лариса Хабицова подвела итог: «Все что здесь было сказано, абсолютно верно. Это уже второй вариант бюджета. Первый был возвращен, и доходная часть сокращена на один миллиард с лишним.  Это к тому, что комитет серьезно поработал над бюджетом и вовремя обратил внимание на завышенность доходной части бюджета. Те цифры, которые есть сейчас, вполне реальны, но при условии, что будет напряженная работа, что значительно повысится собираемость налогов. Просьба к правоохранительным органам, конкретно к Прокурору республики, как к координатору деятельности правоохранительных органов, значительно усилить внимание к экономическим преступлениям. Надо своими методами воздействовать на тех, кто недобросовестно платит налоги. Ко второму чтению нам надо более внимательно поработать по статьям. Постараться сократить статьи, которые можно сократить и увеличить социальную направленность бюджета». 

 В первом чтении депутаты обсудили проект правительственной программы реформирования региональных финансов Республики Северная Осетия – Алания на 2009-2010 годы.

Олег Калаев пояснил, что программа разработана для повышения  эффективности использования бюджетных средств и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В условиях финансового кризиса – это особенно актуально. Министерство финансов России ежегодно проводит конкурс, по результатам которого 10 российских субъектов, имеющих лучшие итоговые показатели,  смогут получить субсидии из федерального бюджета на проведение реформ, порядка - 200 млн. рублей.

Депутаты приняли Программу в окончательном чтении.

Льготы приемной семье

Правительство республики разработало ряд изменений в Закон «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)». В первом чтении законопроект представила министр труда и социального развития Лариса Туганова.

По данным на 1 декабря текущего года в республике в 184 приемных семьях воспитывается 290 приемных детей. Новая редакция закона предлагает фиксированный размер оплаты труда приемных родителей – 4 330 рублей на первого ребенка с 50-ти процентной доплатой на каждого последующего ребенка. По мнению министра, принятие данных поправок будет способствовать увеличению числа приемных семей в республике и улучшению их материального положения.

 Город нуждается в поддержке

Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Владимир Рубаев представил к рассмотрению проект Постановления «О ситуации в муниципальном образовании город Владикавказ». Как было отмечено, с просьбой о подготовке такого документа к Председателю Парламента обратился исполняющий обязанности главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа.

Проект Постановления прокомментировала спикер Парламента Лариса Хабицова: «Речь идет о праве   принимать решения по бюджетным вопросам, которые возникли в городском муниципальном образовании. Это прерогатива Собрания представителей, однако, Собрания представителей, как такового, в настоящее время нет, а глава администрации тоже с приставкой «и.о.». Поэтому, в связи со сложной ситуацией  в муниципальном образовании г. Владикавказа, в соответствии с федеральным законом 131 Парламент  предлагает  Главе республики принять решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Северной Осетии отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Владикавказ.

Лариса Хабицова акцентировала внимание на том, что функции эти  возлагаются на Правительство, коллегиальный орган, до тех пор, пока не будет избрано Собрание представителей и не будет назначен в соответствии с законом Глава администрации местного самоуправления г. Владикавказа.

Данное решение было принято депутатами единогласно.

Приняты законы

На заседании в окончательном чтении приняты законы:  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О приватизации государственного имущества в Республике Северная Осетия - Алания»; «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания».

В комитете по науке, образованию, культуре и информационной политике к окончательному чтению были подготовлены  Республиканская целевая программа «Осетинский язык» на 2008-2012 годы» и законопроект «О начальном профессиональном образовании в Республике Северная Осетия - Алания». Все поступившие к законопроектам поправки были одобрены на заседании и в итоге законы приняты.

Принят и закон «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания».

В заседании приняли участие Председатель Правительства Николай Хлынцов, Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Алексей Мачнев, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: Д.В. Базаев (Единый  республиканский избирательный округ, фракция «Единая Россия»), А.З.Фидаров (Терско-Кумский избирательный округ № 11 Моздокского района).

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.