Главная >> Заседание Парламента >> Восемнадцатое заседание Парламента РСО-А

Дата: 30 Декабря 2008 г.

Название: Восемнадцатое заседание Парламента РСО-А

Кратко: 30 декабря 2008 года состоялось 18 заседание Парламента Республики Северная Осетия-Алания. Вела заседание Лариса Хабицова. С посланием Парламенту и народу республики на заседании выступил Глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров.

30 декабря 2008 года состоялось  18 заседание  Парламента Республики Северная Осетия-Алания.  Вела заседание Лариса Хабицова.

 С посланием Парламенту и народу республики  на заседании выступил  Глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров.

 

 Послание Главы Республики Северная Осетия-Алания Парламенту и народу республики


Уважаемые депутаты Парламента!

Уважаемые коллеги, друзья!

Послание начну с оценки результатов развития республики и ключевых событий, определивших цели нашей совместной работы на годы вперед.

В текущем году состоялись выборы Президента Российской Федерации, на которых, проголосовав за Дмитрия Анатольевича Медведева, избиратели сделали выбор в пользу стабильности, проявив мудрость и патриотизм. 

Впервые по пропорциональной системе был избран Парламент нашей республики. Год совместной работы с новым составом депутатов подтверждает, что между исполнительной и законодательной ветвями власти сложились деловые отношения, цивилизованный диалог в интересах наших жителей. Благодарю, уважаемые депутаты,  вас за это. 

Постепенно меняется имидж республики внутри страны, развивается международное сотрудничество. С успехом прошла презентация республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В ней приняли участие послы и сотрудники посольств более 60 стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Индокитая, Северной и Южной Америки, Африки, стран СНГ, представители международных правительственных и гуманитарных организаций, крупных банков. 

Мы немалого добились в своей инвестиционной деятельности, разработали Стратегию социально-экономического развития республики, определили свою программу действий на следующие 4 года. 

Наш народ продемонстрировал свои лучшие качества, мужество и единство в дни жестокого нападения на Южную Осетию, не отступил перед террористической угрозой, не пал духом в условиях обострившейся криминогенной обстановки. 

17 лет мы шли к независимости для Южной Осетии. 17 долгих лет Север для Юга был и «большой землей», и «берегом спасения». Все это время участие Северной Осетии в первую очередь было направлено на восстановление мира и экономики Южной Осетии. У нас всегда была особая, дополнительная ответственность перед населением Юга, перед нашими близкими, так же как и перед десятками тысяч вынужденных покинуть Грузию в прошлом. 

Признание независимости для Южной Осетии со стороны России означает право на жизнь, обеспечение юридических оснований для защиты ее населения в рамках международного права и существующих границ, для пресечения актов геноцида и ликвидации угрозы их повторения в будущем.

Начиная вместе с народом Южной Осетии долгий путь к независимости и государственности, мы всегда были уверены в результате и добились его. 

Точно так же, поднимая планку социально-экономического развития республики, решая задачи качественного улучшения жизни людей, мы рассчитываем в первую очередь на собственные ресурсы и свой кадровый потенциал. 

Последние три года Республика Северная Осетия-Алания является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Южного Федерального округа. Физические объемы промышленного производства выросли за эти годы на 14,1%, инвестиции в основной капитал увеличились в 1,8 раза, ввод жилья возрос в 1,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства на 19,0%, оборот розничной торговли в 1,6 раза. Торговыми партнерами республики сегодня являются 54 страны мира.

На седьмом инвестиционном форуме в Сочи было подписано 17 соглашений на общую сумму 48 млрд. рублей, а всего за два года нашего участия в этом престижном форуме – на 72 млрд. рублей. В этом году часть инвестиционных проектов уже была реализована. 

Завершается разработка схем территориального планирования республики, что создаст необходимые условия для активизации предпринимательской деятельности, формирования перспективных инвестиционных зон, совершенствования инженерной и транспортной инфраструктуры.

Уважаемые депутаты! Вы ежегодно принимаете бюджет республики и знаете, что он в первую очередь направлен на решение социальных задач. В центре нашего внимания судьбы конкретных людей, поддержка тех, кто нуждается в помощи. 

И, несмотря на объективные финансовые сложности, мы со своей задачей в основном справлялись. За прошедший год денежные доходы на душу населения увеличились больше чем на треть, средняя заработная плата по республике выросла на 25% по сравнению с прошлым годом, ее уровень превысил уровень прожиточного минимума в 2,6 раза, увеличены размеры «детских» и других социальных пособий. 

С начала года уже введены в эксплуатацию 1929  квартир общей площадью 172 тыс. кв. метров, что почти на 19% больше, чем в прошлом году. 

В 1,7 раза сократилась численность официально зарегистрированных безработных граждан. Мы приняли Программу содействия занятости населения до 2012 года, проанализировали ситуацию на рынке труда и пришли к выводу, что потребность нашей экономики в квалифицированных кадрах будет характеризоваться устойчивым спросом на рабочих строительных профессий, на специалистов в области промышленности, транспорта, связи. Дефицит в них мы испытываем уже сегодня. Поэтому Правительству республики необходимо уделить особое внимание подготовке квалифицированных кадров этой категории.

В истекающем году в республике продолжилась реализация приоритетных национальных проектов.

Улучшение здоровья жителей республики, увеличение продолжительности жизни является главной задачей нацпроекта «Здоровье». В ходе его реализации выросла зарплата врачей участковой службы, медицинских сестер, врачей и фельдшеров Скорой медицинской помощи, а также узких специалистов, среднего и младшего медперсонала. 

За два года реализации нацпроекта в лечебно-профилактические учреждения республики было поставлено около 298 единиц диагностического оборудования, около 90 автомобилей скорой медицинской помощи. Это высокотехнологичное диагностическое оборудование  для оказания медицинской помощи на современном уровне. Практически все оно было передано в муниципальную собственность. Однако, недопустимо, чтобы эта во всех смыслах дорогая техника находилась в простое, а такие случаи сегодня есть. Мы будем продолжать работу по улучшению лекарственного обеспечения, реформировать систему здравоохранения, укреплять и совершенствовать бюджетно-страховую форму финансирования. Перемены к лучшему здесь могут быть только поступательными, без рывков. Наша задача сделать их реальными, убедительными, зримыми, ощутимыми для жителей республики.

По итогам реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» за 2006 - 2008 годы за счет всех источников финансирования введено более 5,8 тысяч квартир общей площадью 530 тысяч квадратных метров. Жильем в этом году обеспечены 86 молодых семей, еще 62 семьям выданы жилищные сертификаты. Идет строительство 72-квартирного дома в Алагире и 70-квартирного в микрорайоне «Северный» для переселенцев из ветхого жилого фонда. Мы приступили к реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства республики. Около 580 миллионов рублей направлено на реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры в Алагирском, Моздокском, Пригородном, Правобережном районах. 

Неплохих результатов мы достигли в этом году и в сельском хозяйстве в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК». Выпуск продукции вырос по сравнению с прошлым годом на 8%. Собрано более  500 тысяч тонн зерна. Такого  урожая на памяти селян не было. Очень важное для нашей республики обстоятельство – из 19 тысяч гектаров ранее необрабатываемой земли в сельскохозяйственный оборот в этом году вовлечено 10 тысяч. В условиях малоземелья мы должны получать отдачу от каждого – подчеркиваю – каждого гектара земли.

Введены в эксплуатацию 7 крупных животноводческих комплексов, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. 

За год созданы 20 сельскохозяйственных кооперативов. Развитие в агропромышленном комплексе республики малых форм хозяйствования оправдывает себя и способствует сокращению безработицы на селе, повышению уровня жизни в районах. И, тем не менее, мы должны больше помогать фермерам, в том числе и в получении кредитных ресурсов и субсидий. 

Приоритетный национальный проект «Образование» выполняется в республике по 9 направлениям. В этом году осуществлялся переход на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование. Она направлена на повышение доходов учителей в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг.

В этом году удалось привлечь дополнительные финансовые средства на развитие инновационной деятельности, денежное поощрение получили лучшие учителя республики. 35 базовых школ полностью оснащены необходимым оборудованием. Очень важно, чтобы все это оборудование – кабинеты географии, физики, химии, биологии, интерактивные доски - в полной мере использовалось в учебном процессе. 

15 автобусов было приобретено для сельских школ. Особое внимание уделялось поддержке талантливой молодежи, победителей различных конкурсов и олимпиад. Но одного денежного поощрения детям, которые уже проявили свои таланты в науках и творчестве, конечно же, недостаточно. 

Необходимо создавать условия для дальнейшего развития их способностей, применять индивидуальный подход к каждому, способствовать профессиональной ориентации, если необходимо, оказывать всяческую помощь при поступлении в вузы, ведь молодежь, которая активно овладевает знаниями, проявляет лидерские качества, умеет пользоваться информационными ресурсами – это и есть те, кто придет нам на смену. 

Увидеть, отметить, направить и помогать им чрезвычайно важно и необходимо, ибо  речь идет  о будущем Осетии.

В ближайшее время будет утверждена Стратегия развития российского образования, приняты базовые параметры модернизации школы в соответствии с целями опережающего развития, разработано новое поколение образовательных стандартов.  Но за всем этим важно не забыть, что ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. 

Физическое здоровье учеников – еще одна серьезная школьная проблема.
Каждый год мы оснащаем школы республики новым спортивным инвентарем, пропагандируем занятия спортом - около 55 тысяч детей и молодежи посещают спортшколы, клубы, секции, но, тем не менее, статистика здоровья школьников нас не устраивает. Еще раз обращаю внимание Правительства республики и муниципальных властей на проблему питания в школах, оснащение столовых и медпунктов. Мы должны добиться нормальных условий для развития детей в школе, и начинать это не в 2010 году, а уже сейчас.

В предыдущем Послании я говорил о том, что демографическая ситуация в республике начинает меняться к лучшему. Эту тенденцию удалось закрепить.
В уходящем году на свет появилось  более 9000 детей. На протяжении трех последних лет рождаемость в республике превышает показатель смертности населения. В Осетии уже более 17 тысяч многодетных семей. Еще недавно мы и не могли мечтать о таком. Все это признаки накапливающейся силы нации, уверенности в будущем, экономической стабильности. Совершенно обоснованно считая это главным индикатором положения в республике, мы должны считать также, что только заложили правовые и социальные основы для устойчивого демографического подъема. Трехлетняя программа действий направлена на укрепление материального благополучия семей с детьми, совершенствование семейной политики, повышение статуса семьи, пропаганду здорового образа жизни, поддержку многодетных семей. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из бюджета начали выделяться средства на приобретение жилья. Свои обязательства перед сиротами мы обязаны и будем выполнять и впредь.

Завершается переход к предоставлению всех социальных выплат по жилью и коммунальным услугам в денежной форме.

Эти изменения затрагивают интересы  150 тысяч жителей нашей республики – огромное количество! Поэтому задачами первостепенной важности являются для:

- предприятий, оказывающих услуги гражданам – своевременно представлять всю необходимую информацию об объемах указанных услуг;

- органов социальной защиты населения – в полном объеме своевременно осуществлять выплату компенсации льготникам;

- министерства  финансов Республики Северная Осети-Алания – обеспечивать в приоритетном порядке своевременное финансирование указанных выплат.

Выполнение этой задачи  требует четкой  скоординированной работы, максимальной ответственности органов исполнительной власти, органов местно самоуправления, предприятий жилищно-коммунального обслуживания, и такая работа должна вестись ответственно и добросовестно.

Уважаемые коллеги! 

Проводимые  реформы и преобразования только тогда обретут значимость, когда будут восприняты обществом, поняты им. Нашему обществу всегда были присущи такие важные ценности, как свобода, добро, сила знаний и интеллекта.  Все эти годы наши жители учились пользоваться свободой, в том числе экономической, рассчитывая, в основном, на себя, делая смелый выбор и рискуя нести за него ответственность. 

Сегодня на первый план выходят ценности, которые так или иначе связаны с деятельностью власти. Первая из них – законность и правопорядок, которые понимаются населением республики как жизненная потребность в установлении такого порядка в обществе, который обеспечит безопасность людей, защищенность их труда, жилища и самой жизни.

В последнее время вера людей в законность, способность власти защитить их существенно пошатнулась. И у людей есть все основания для этого. 
Совершенные громкие, резонансные  преступления потрясли всю республику своей наглостью, но не менее потрясает безнаказанность.

И новый министр внутренних дел генерал Ахметханов должен знать, что оценивать работу МВД мы будем не по статистике, а по настроению людей.
    
Уважаемые коллеги!

Новые жесткие условия, порожденные мировым финансовым кризисом, диктуют   изменения в наши инвестиционные программы и сроки их реализации, поскольку наши партнеры, особенно иностранные, планировали работу в основном с заемными средствами. Но это не меняет наших целей. Для всех нас неблагоприятная обстановка – реальный шанс показать, чего мы стоим, на что мы годимся. Проще говоря, хорошие времена – это хорошо, а плохие – еще лучше, если речь идет о проверке сил. 

Сегодня большинство авторитетных экспертов, - как зарубежных, так и российских, - совершенно однозначно  отмечают, что подобного нынешнему финансовому кризису в мире  не было со времен окончания второй мировой войны. Это тяжелое испытание для всех и в 2009  и в 2010 году. 

Мы должны быть готовы к ухудшению ситуации, предвидеть, незамедлительно реагировать на негативные изменения в пределах своих полномочий и возможностей. Жители республики должны знать, что федеральная и местная власть предпринимают все возможные меры, чтобы смягчить последствия для рядовых, слабозащищенных категорий людей.

Промышленность Северной Осетии уже столкнулась с серьезными проблемами, вызванными падением спроса и цен  на мировых рынках, обострением конкуренции. Как результат, некоторые предприятия несут убытки, снижаются их прибыль и налоговые отчисления.

В республике  создан и работает антикризисный штаб, еженедельно отслеживается состояние дел в экономике, финансовой сфере, на рынке труда, разработаны конкретные меры по поддержке, прежде всего,  малого предпринимательства. Но надо работать еще и еще активней, проявляя здоровый протекционизм. Надо вмешиваться в проблему, не теряя времени. Это в общих интересах власти, общества и предпринимательского сообщества.

Совершенно очевидно - Северная Осетия, как и остальные регионы России, не сможет самостоятельно справиться с проблемами, возникшими в связи с экономическим кризисом. Но отступать нельзя, структура экономики республики должна быть максимально диверсифицирована, работа с инвесторами должна продолжаться еще энергичней. Надо искать взаимоприемлемые решения.

За прошедшие годы была проведена значительная работа по формированию необходимой законодательной базы, обеспечивающей понятные и выгодные условия для инвесторов. Действуют налоговые льготы в тех отраслях, которые мы считаем приоритетными для республики.
     
Каждый рубль затраченных на поддержку предприятий государственных  средств  привлек в нашу экономику более 6 рублей в качестве инвестиций. 

В результате реализации инвестиционных проектов, получивших господдержку, было создано более 800 новых рабочих мест, уплачено около 100 млн. рублей налогов.

Особенно для нас важно – а, может быть, это самое главное - чтобы неблагоприятные последствия кризиса в меньшей степени затронули широкие слои населения.

В ранг государственной политики сегодня возведена поддержка малого бизнеса. К 2020 году в малом бизнесе должно быть занято не менее 60% трудоспособного населения страны. Такая задача ставится федеральным руководством и перед регионами, и для этого есть все основания. 

Малый бизнес в нашей республике должен стать основой для развития предпринимательской деятельности населения, «подушкой безопасности» на случай неблагоприятных изменений макроэкономической ситуации. Мы - чиновники – должны придти к пониманию того, что вложения в малый бизнес – это вложения в человеческий капитал, в расширение среднего класса, в укрепление семьи. Неслучайно, малый бизнес – это часто именно семейный бизнес.

Определенные шаги по поддержке малого бизнеса уже сделаны. На сегодняшний день в республике работают 1686 малых предприятий и 17843 индивидуальных предпринимателя. Число занятых в сфере малого бизнеса от общего числа работающих на предприятиях республики составляет 14,2%. 

Удельный вес товаров, работ и услуг малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП  равен 16,8%. Средний годовой оборот одного малого предприятия республики составляет 3,6 млн. рублей и занимает 7-ю позицию среди субъектов Южного федерального округа. Но стремиться мы должны к другому уровню и другим цифрам – доля малого и среднего предпринимательства в валовом республиканском продукте должна быть не менее 30%, доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса – не менее 30%, доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства  у нас реально может вырасти до 80%.

Нужно развивать предпринимательскую активность в промышленности, в сфере строительства и ЖКХ, технологий и знаний, чтобы изменить ситуацию.
Самым трудным этапом для каждого предпринимателя является начальный период его деятельности. И только мы можем решить задачу снижения для малого бизнеса входных барьеров для начала бизнеса, поскольку  именно мы – чиновники разных уровней  часто и являемся этой преградой. 

Малый бизнес должен стать символом успеха, а успешный добросовестный бизнесмен должен стать уважаемым человеком. 

Мы должны честно сказать: те, кто открывает сегодня свое собственное дело, по-прежнему идут на весьма ощутимые риски, и прорываться им в одиночку через бюрократические препоны часто не под силу. 

Надо решительно устранять, а точнее – искоренять административные барьеры, избавлять людей от страшных бюрократических мук, ликвидировать эту питательную среду для взяточничества и вымогательства. Правительство Российской Федерации предоставляет нам все возможности для реализации этих целей.

Я думаю, мы уже достаточно долго обсуждаем республиканскую программу развития малого и среднего предпринимательства. Пора ее принимать и  действовать.

Практика показывает, что ключевой проблемой большинства начинающих предприятий является не стоимость капитала, то есть процентная ставка, а его доступность – они просто не обладают ликвидным залоговым обеспечением для привлечения банковских кредитов.

Гарантийный фонд республики, должен быть сформирован в объеме, предоставляющем 50% обеспечение от суммы обязательств субъекта малого предпринимательства по кредитному договору, договору лизинга. 
Соответствующий опыт взаимодействия с коммерческим банками у нас есть. Расчеты должны быть такими, чтобы привлечь в сектор малого бизнеса дополнительно от 120 до 300 млн. рублей кредитных ресурсов и поддержать не менее 300 субъектов малого предпринимательства. 

Перед нами по-прежнему стоит задача переосмыслить нашу промышленную политику. Уже мало просто производить больше. Надо производить с меньшими издержками, повышать производительность труда, снижать затраты энергоресурсов на единицу продукции. Мы же по-прежнему используем в производстве низкопродуктивные, энергозатратные и материалоемкие технологии, не позволяющие выпускать конкурентоспособную продукцию. 

Все знают, но, тем не менее, хочу напомнить, что тарифы на тепло, газ, электричество устанавливается соответствующими  федеральными службами. 

Согласно ее прогнозу тарифы растут и будут еще расти. И если наши предприятия не начнут считаться с реальностью, если по-прежнему будут тратить на единицу продукции в разы больше энергоресурсов, чем даже в среднем по России, не говоря уже о Западе, ни о какой конкурентоспособности нашей продукции не будет речи. Время безрассудного расходования воды, газа, топлива, электроэнергии – прошло. Сбережем ресурсы – сэкономим свои деньги – сделаем свою продукцию конкурентоспособной – вот простая формула, которой надо следовать.
Несколько слов о бюджетной политике республики.

При формировании республиканского бюджета этого года впервые был принят среднесрочный финансовый план, что позволило заложить основу для формирования бюджетных проектировок на 2009–2011 годы в формате «скользящей трёхлетки». Многие муниципальные образования также будут формировать свои первые 3-летние бюджеты. 

В этих условиях бюджетная политика должна формироваться с высокой степенью осмотрительности, учитывать консервативный сценарий развития экономики на предстоящий год, но в то же время оставаться активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности. 

Для повышения эффективности бюджетной политики Правительству республики  следует сосредоточиться на решении следующих задач:

Первое. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.
Среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом к повышению эффективности расходов бюджета и одновременно сдерживающим фактором для их необоснованного роста.

Второе. Правительство должно обеспечить эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов программно-целевого и  нормативно-подушевого финансирования. 

Каждая принятая нами программа должна предусматривать конкретные цели её реализации и показатели оценки ее эффективности на всех этапах осуществления. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, надо безжалостно и без оглядки отказываться от её дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
    
Бюджет 2009 года, как и финансовая ситуация в целом, конечно же, будет непростым. Мы должны быть к этому готовы и решительно действовать в складывающихся обстоятельствах. Я поддерживаю инициативу Правительства и, в частности, министерства финансов республики, которое предложило существенно снизить - на 7.5%, а это больше миллиарда рублей - расходную часть бюджета, отказаться от неоправданно оптимистичного прогноза развития экономики в пользу реального взгляда на наши возможности. Нельзя обещать людям полное благополучие, если честный анализ не дает для этого повода.

В то же время я требую, чтобы при принятии республиканского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов была обеспечена его социальная, инновационная направленность. 

Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны остаться сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения и реализации приоритетных национальных проектов.

Следует также предусмотреть бюджетные ассигнования на регулярную индексацию пособий гражданам, имеющим детей.

Большое значение в финансовом обеспечении этих требований имеет работа налоговых органов, деятельность которых в республике давно парализована из-за отсутствия руководителя и полного безразличия к этой ненормальной ситуации со стороны руководства Федеральной налоговой службы. Я все же добьюсь ответа на эту странную ситуацию. 

Но нам и самим надо провести серьезный анализ реального налогового потенциала республики, повысить собираемость налогов на всех уровнях. 

Это тем более необходимо сделать, так как Северная Осетия исключена из списка высокодотационных регионов, что является хорошей характеристикой для репутации республики.

И впредь – все управленческие и административные усилия органов государственной власти и местного самоуправления республики должны быть сосредоточены на экономном и грамотном расходовании государственных и муниципальных финансов – это главная задача, которую по силам решить только серьезным и ответственным руководителям. И тогда мы и увидим – кто много говорит, а кто умеет справляться с задачей,  достигать целей.

Сегодня я подписал Указы о назначении заместителями Председателя Правительства республики Сергея Такоева, Александра Тотоонова, Виталия Зангионова,  Сергея Таболова.  

В государственных и муниципальных служащих я вижу людей, которые должны  профессионально решать поставленные задачи, быть инициативными, свободными от стереотипов, способными работать на опережение. 

Государственный аппарат должен быть не закостеневшей схемой, а мобильным, живым организмом, способным дерзко мыслить и энергично действовать. Только такая структура будет успевать за меняющимися обстоятельствами, оперативно решать вновь возникающие задачи, особенно в нынешних  условиях. 

Результаты нашей практической работы во всех сферах жизнедеятельности республики напрямую зависят от реализации административной реформы, качества подготовки и образовательного уровня государственных служащих. 

Процесс реформирования института государственной гражданской службы сегодня все еще не доведен до логического завершения. 

Я прошу Правительство республики внимательно изучить опыт работы по реформированию госслужбы в регионах, провести мониторинг штатных должностей и имеющихся вакансий в органах госвласти и внести предложения по оптимизации кадрового потенциала госаппаратов. Подчеркиваю, речь идет об оптимизации кадрового потенциала, о грамотной  административной реформе, а не о слепом сокращении штатов.
    
В результате преобразований институт государственной гражданской службы должен стать безотказно работающим, эффективным, современным механизмом, гибким и умным. 

Уважаемые коллеги, 
Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым был предложен национальный план борьбы с коррупцией. 

В нем содержатся указания на необходимость полноценного развития института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Разработаны меры по совершенствованию государственного управления, предлагается передать часть федеральных полномочий регионам при одновременной оценке системы их работы, а также некоторых функций государственных органов в негосударственный сектор. Будет создана система контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. Особое место в плане отведено  повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. 

В Северной Осетии «Республиканская программа противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти РСО-Алания» была сформулирована еще в прошлом году. На основе программы был разработан законопроект «О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания», однако его принятие пока отложено для приведения в соответствие республиканского и федеральных законов, и это совершенно оправданно. Но какие бы хорошие и правильные законы  не принимались, надо понимать, что если мы не поменяем отношение людей, и в первую очередь свое   к этому порочному и уродливому явлению, ничего не изменится. Общество должно, наконец, увидеть в коррупции самого опасного врага. Увидеть и ужаснуться. Пусть мы сразу не победим коррупцию, но если в ближайшем будущем мы не нанесем серьезный удар по ней – все наши социально-экономические реформы будут торпедированы. Теми, кто окопавшись в чиновничьих кабинетах,  издевается над людьми, из-за которых люди порой не верят власти – просто никому не верят.

При этом очень большая угроза – я хочу это особо подчеркнуть - состоит и в том, что  борьба с коррупцией в республике может  превратиться в самый доходный бизнес для многочисленных контролеров и проверяющих. Этой опасной угрозе необходимо противопоставить полную открытость власти, прозрачность всех принимаемых решений.

Важным звеном преобразований, которые нам необходимо осуществить, является уровень местной власти – самый близкий к людям, их заботам. С 1 января начинают действовать все положения закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». По-новому будет оцениваться их деятельность. Перечень показателей эффективности работы достаточно широк и включает оценку качества самых необходимых и значимых для людей параметров и услуг. Здесь и показатели работы медицинских учреждений, и системы образования, включая дошкольное,  уровень развития малого бизнеса, качество дорог и транспортное сообщение, обеспеченность населения жильем и жилищное строительство, уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги и многое другое – то, что как раз и определяет качество жизни, ее комфортность, имеет прямое влияние на социальные и политические процессы.

Мы будем еще больше помогать муниципальным властям. Но и они пусть покажут, на что  способны, обретя эту власть и ответственность.

Дорогие друзья!

Наступающий год в России объявлен годом молодежи. Несколько дней назад мы чествовали наших олимпийцев, выдающихся спортсменов современности. 

Молодежь Осетии добивается побед и в творчестве, в науках, в искусстве, в учебе. Есть определенный перечень задач на предстоящий год и по поддержке талантливой молодежи, по ее патриотическому воспитанию,  по культурному просвещению, по более активному вовлечению в социально-экономическую и политическую жизнь республики. Но главную нашу цель я вижу в том, чтобы создать условия для реализации созидательных возможностей и потенциала молодежи, разной молодежи, нашей молодежи, такой, какой она есть. Более прагматичной и технократичной, но не оторвавшейся от своих корней, а наоборот, нашедшей в них опору, силу и источник духовной энергии. В этом мы особо рассчитываем на наши общественные организации – «Стыр Ныхас», «Нашу Осетию» и других.

Для успеха в современном мире конкурентоспособными должны быть не только политическая и экономическая системы, но и люди. Найти свое место в жизни, быть лучшими в выбранной профессии, а значит востребованными – такими мы хотим видеть наших детей. Этот год мы посвящаем им и должны отработать его на совесть и от души. 

Уважаемые коллеги!

Как и в предыдущие разы я сегодня встречаюсь с вами, чтобы в общих чертах определить, как мы будем строить политическую, экономическую, социальную политику и тактику действий. 

Когда стайеры готовятся к забегу, каждый из них выбирает свою технику и скорость. У нас на старте не было времени для раскачки, нет его и сейчас. Нам надо набирать обороты, использовать любые обстоятельства на пользу республике, верить в талант своего народа, в его  силы. Кризисы приходят и уходят, а живем и работаем мы сегодня, каждый день.

Уверен, наш народ, всегда на крутых поворотах истории сохранявший свою самобытность и обогативший себя уникальным многообразием культур и опыта, сумеет добиться успеха и процветания в современном мире. 

Мы встречаемся накануне самого теплого семейного праздника – Нового года. Я желаю всем вам, каждой семье в Осетии мира и процветания, долгой жизни и здоровья нашим старшим, радости и счастья детям. 

Пусть 2009 год станет годом решительных действий и поступков, годом преодоления и побед. 

Спасибо за внимание.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.