Главная >> Заседание Парламента >> Двадцатое заседание Парламента РСО-А

Дата: 26 Февраля 2009 г.

Название: Двадцатое заседание Парламента РСО-А

Кратко: 26 февраля под председательством Ларисы Хабицовой состоялось очередное заседание Парламента республики. Целый ряд пунктов повестки дня вызвал дискуссию среди депутатов, и все же одним из главных вопросов на заседании стал аудит эффективности использования средств республиканского бюджета.

26 февраля под председательством Ларисы Хабицовой состоялось очередное заседание Парламента республики. Целый ряд пунктов повестки дня вызвал дискуссию среди депутатов, и все же одним из главных вопросов на заседании стал аудит эффективности использования средств республиканского бюджета.

 Бюджет, налоги, памятники культуры

Депутаты обсудили предложенные Правительством республики изменения в  республиканский бюджет текущего года. Проект закона в первом чтении представил и.о. министра финансов Олег Калаев. Принятие законопроекта он обосновал необходимостью приведения Закона в соответствие с приказом Минфина России в части правильности отражения кодов бюджетной классификации, уточнения отдельных главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета. Кроме того, увеличено финансирование национальных проектов, что тоже должно быть отражено в бюджетной росписи.

Между тем, дискуссия, возникшая при обсуждении этого вопроса, больше касалась непосредственно работы самого министерства финансов. Руководитель профильного комитета Казбек Фидаров высказал ряд критических замечаний по исполнению министерством протокольных поручений Парламента, сделанных на заседании в конце прошлого года.   Волнует депутатов и низкая собираемость собственных налогов. 

Как сказала по этому поводу Председатель Парламента Лариса Хабицова, министерству финансов следует исполнять поручения Парламента в установленном порядке.

Сразу два законопроекта, направленных на улучшение качества транспортного обслуживания населения, были представлены Правительством республики.

В первом законопроекте предлагается внести поправки в Закон «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента»  - для более полного охвата налогами предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров.

Первый заместитель министра экономики  Сергей Калицов пояснил, что в настоящее время налогооблажение деятельности индивидуальных предпринимателей, оказывающих автотранспортные услуги, осуществляется  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Отсутствие в этом перечне видов деятельности автотранспортных услуг, ограничивает права предпринимателей и создает дополнительные сложности для органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в сфере налогооблажения.

Депутаты одобрили поправки и ко второму республиканскому закону  - «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Суть изменений, по словам министра промышленности, транспорта и связи Валентина Базрова,  в том, чтобы повысить качество и безопасность пассажирских перевозок. В частности, в законопроекте предусмотрена возможность наложения штрафов за нарушение порядка работы маршрутных перевозчиков. Так, перевозка пассажиров на маршрутах регулярного сообщения без договора, заключенного с органом исполнительной власти, влечет наложение на перевозчика административного штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Если же такие действия совершены повторно, то штраф увеличивается уже до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Внесены изменения и в Закон «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания».  Органам государственной власти субъектов Российской Федерации теперь передаются  полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, а также часть полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. Как пояснил председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-А Эдуард Токаев, этот правовой акт приводит законодательство республики в этой  сфере в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Все законопроекты одобрены в первом чтении и направлены субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний.

Итоги подведены, направления заданы

О работе Контрольно-счётной палаты республики за прошлый год перед депутатами отчитался её Председатель  Тулунбек Николов.  Это уже третий доклад Контрольно-счетной платы с момента ее  создания.

 Об  эффективности работы КСП свидетельствуют озвученные Тулунбеком Николовым цифры: «Всего за отчётный период проведены 22 плановые тематические проверки и 42 экспертизы, кроме этого обеспечено исполнение всех намеченных экспертно-аналитических, методических, информационных и организационных мероприятий. Годовой План работы выполнен в полном объеме. Всего проверен 151 объект.

Общее    количество    подвергшихся    проверке    средств    за отчетный год составило 6 млрд. 558,6 тыс. руб. (охватывающих период 2006-2008 гг.).

Нецелевое использование составило 33,8 млн. руб., неэффективное использование – 131,3 млн.руб., недопоступление платежей в бюджет – 6,5 млн.руб., выявлены и другие финансовые нарушения.

К восстановлению в бюджет предъявлено 116,4 млн. руб. По состоянию на 01.01.2009 г. принятыми мерами уже возвращено 32,3 млн. руб., из которых 17,3 млн. руб. поступили в казну непосредственно в ходе контрольных мероприятий.

 За 2008 год направлено 41 предписание и представление и 59 информационных писем».  

По словам Тулунбека Николова, по-прежнему имеет место нецелевое использование средств, допускаются нарушения при проведении конкурсов и торгов, неправомерно расходуются бюджетные средства на оплату невыполненных ремонтно-строительных и других работ, превышение их стоимости.  

Касаясь итогов проверки  Министерства   внутренних   дел   и   его   отдельных   структурных  подразделений, Тулунбек  Николов  сообщил, что и здесь были установлены факты   финансовых нарушений.

«При наличии соглашения с Прокуратурой республики о сотрудничестве и регулярном направлении материалов по фактам  нарушений, эффективность нашего взаимодействия остаётся ещё низкой. Считаю, что необходимы встречные усилия, например, по контролю вышестоящими органами Прокуратуры за рассмотрением материалов Палаты и более оперативному реагированию. Только такое взаимодействие позволит обеспечить неотвратимость наказания в бюджетно-финансовой сфере» - отметил Тулунбек Николов.

  Целый ряд выявленных нарушений затрагивает социально значимые сферы жизни республики. Например, при финансировании мероприятий по обеспечению жильем молодых специалистов в АМС Ардонского, Алагирского, Дигорского и Пригородного районов при оформлении субсидий малоимущим семьям были допущены злоупотребления, в результате которых незаконные выплаты составили сотни тысяч рублей.  

Нарушения выявлены и при расходовании средств, предназначенных для социальной поддержки отдельных категорий граждан. Так, при проверке эффективности использования бюджетных средств, направленных на возмещение выпадающих доходов ОАО «Моздокрайгаз», МУП ПЖРЭУ г. Моздока и ОАО «Севосгаз», установлено, что в 2006 г. 15 284,5 тыс.руб. были выплачены излишне и подлежат возврату в бюджет. В настоящее время  есть подтверждение из Министерства финансов и Министерства труда и социального развития  о восстановлении в бюджет более 14 млн. рублей из указанной выше суммы.

Как подчеркнул Председатель КСП, имеются претензии к работе Министерства имущественных отношений республики. В нарушение положений республиканского законодательства в 2006-2007 годах Министерством проданы имущественные комплексы трех унитарных предприятий с имеющейся задолженностью перед бюджетами разных уровней в сумме более млн. рублей, которая в бюджет республики не поступила. Кроме того, некоторые организации федерального подчинения не вносили арендную плату за пользование республиканским имуществом. В результате бюджет республики недополучил 2,5 млн. рублей.  

 Еще один пример, который прозвучал в докладе,  связан с работой многочисленных строительных организаций.  Аудиторы Палаты выявили, что строительные организации, занимающиеся возведением жилья, умело используют некоторые пробелы в действующем налоговом законодательстве, дающие им легальную возможность уменьшать сумму доходов, подлежащих налогообложению. Завершая свое выступление Тулунбек Николов отметил, что «сегодня, когда республика наряду с другими регионами России практически перешла на новые принципы бюджетного планирования, крайне актуальным становится создание в республике эффективной системы аудита расходования бюджетных средств».

Руководитель бюджетного комитета Казбек Фидаров отметил положительную динамику работы Контрольно-счетной палаты в 2008 году.     По итогам контрольных мероприятий Палата направляла представления, предписания, информационные письма, ежеквартально информировала о проведенных проверках Парламент и Правительство.

«Результаты работы должны оцениваться по фактическому возврату денежных средств в бюджет республики, по выявленным нарушениям», - отметил докладчик.  

И уже отвечая на вопрос первого заместителя Председателя Парламента Станислава Кесаева, отработана ли позиция палаты по профилактике нарушений,  Казбек Фидаров заметил, что Контрольно-счетная палата давала рекомендации не только  по отдельным нарушениям,   но и по предотвращению таких нарушений в целом. Другими словами, Палата одновременно проводила и профилактическую работу.

По мнению депутатов, работа Контрольно-счетной палаты заслуживает положительной оценки, причем с каждым годом эффективность работы данной контролирующей структуры возрастает.    

Прозвучало и предложение  Владимира Рубаева об усилении парламентского контроля за фактами, выявленными Контрольно-счетной палатой. В частности, он предложил приглашать на заседания  Парламента тех руководителей, в чей адрес Палатой были направлены соответствующие предписания. Его поддержал и Казбек Фидаров, проинформировав коллег, что профильным комитетом уже принято решение приглашать руководителя структуры, в которой проходила проверка, и оперативно разбираться в этих вопросах.

 Положительную оценку работе Контрольно-счетной палате дал и заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков, отметив, что за три года, что работает палата, есть конкретные результаты, уже сформировался определенный стиль - строгий, требовательный, но, вместе с тем, доброжелательный. Азамат Хадиков призвал членов Правительства  оперативнее реагировать на отчеты Палаты: «Пока что ни одного отчета Контрольно-счетной палаты на заседаниях Правительства  заслушано не было».

 Подводя черту под состоявшимся обсуждением, Лариса Хабицова отметила, что в прошлом году существенно повысилась результативность проводимых проверок, но, тем не менее, добиться полной и своевременной «работы над ошибками» пока ещё не удалось. «Переоценить роль контролирующего органа в условиях рыночной экономики сложно. Говорю совершенно уверенно, на сегодняшний день Палата – контролирующий орган, который приносит реальную пользу республике. И все-таки хотелось бы большей эффективности от проверок,  которые вы проводите. Чтобы больше возвращалось финансовых средств». Поэтому, обращаясь и к членам Правительства, и к представителям Прокуратуры, Лариса Хабицова отметила, «что необходимо более жестко требовать с тех, кто нарушает закон и по нецелевому назначению используют средства».

 В обсуждении вопроса приняли участие первый заместитель Прокурора республики Аслан Черчесов и первый заместитель министра внутренних дел Сослан Сикоев.

Законодательство

Депутаты приняли решение об отзыве законодательной инициативы Парламента Северной Осетии по внесению проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Владимир Рубаев, председатель комитета  по законодательству, законности и местному самоуправлению, обосновал необходимость принятия данного решения следующим. Документ был рассмотрен в профильном комитете Государственной Думы, где было предложено дополнить его  рядом существенных поправок. Поэтому, согласно мнению думских парламентариев, документ будет доработан и рассмотрен уже на следующем заседании Парламента.

Приняты законы

В окончательном чтении депутаты приняли законы:

«О внесении изменений в Конституционный закон Республики Северная Осетия - Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О государственных наградах Республики Северная Осетия - Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об энергосбережении».

 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» - в части усиления государственного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и соблюдения федерального законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции.

В заседании Парламента приняли участие Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Алексей Мачнев, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: Д.В. Базаев, Т.Р. Тменов, М.Х. Хадарцев (фракция «Единая Россия»).

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.