Главная >> Заседание Парламента >> Двадцать третье заседание Парламента РСО-А

Дата: 28 Мая 2009 г.

Название: Двадцать третье заседание Парламента РСО-А

Кратко: Насыщенным выдалось очередное заседание Парламента, которое состоялось в минувший четверг: были приняты сразу несколько важных законов, среди них - законы о борьбе с коррупцией, о разграничении имущества между муниципалитетами республики. В первом чтении одобрены социально значимые законопроекты – это законопроект, направленный на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также проект закона, позволяющий ребенку-инвалиду обучаться на дому. Тревожная ситуация, связанная с состоянием наших рек, - также была в центре внимания депутатов.

Насыщенным выдалось очередное заседание Парламента, которое состоялось в минувший четверг: были приняты сразу несколько важных законов, среди них - законы о борьбе с коррупцией, о разграничении имущества между муниципалитетами республики. В первом чтении одобрены социально значимые законопроекты – это законопроект,  направленный на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также проект закона, позволяющий ребенку-инвалиду обучаться на дому. Тревожная ситуация, связанная с состоянием наших рек,  -  также была в центре внимания депутатов.

Вела заседание Председатель Парламента   Лариса  Хабицова.

 В республике – новый правовой институт

Заседание открылось с обсуждения в первом чтении проекта закона, внесенного в Парламент Главой республики. Представляя общую концепцию проекта закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Северная Осетия-Алания», представитель Главы РСО-А в Парламенте Виктор Ортабаев, отметил, что будущий закон создает новый для республики правовой институт. Задачей Уполномоченного является защита прав граждан во взаимоотношениях с государственными и муниципальными    структурами. Как подчеркнул Виктор Ортабаев, Уполномоченный по правам человека не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее.

Два следующих законопроекта предлагают внесение изменений в действующий закон «О Парламенте Республики Северная Осетия-Алания». Первый разработан в соответствии с нормами федерального законодательства. Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Владимир Рубаев отметил, что изменения касаются участия  депутата Парламента в работе депутатских объединений, а также ограничений, связанных с депутатской деятельностью. Депутаты одобрили в первом чтении эти поправки.

Второй законопроект предлагает еще одну  поправку в этот же закон. По данному вопросу выступил   руководитель фракции КПРФКазбек Тайсаев. Он считает, что для эффективного осуществления парламентской деятельности руководитель партийной фракции должен иметь возможность постоянного непосредственного участия в работе Парламента, т.е. осуществлять свою деятельность на постоянной основе.

Обсудив законопроект, депутаты решили его отклонить. Принятие данного закона, по мнению Владимира Рубаева, нецелесообразно, фракция «Единая Россия» приняла решение его не поддерживать. Поясняя позицию членов фракции, Казбек Фидаров заметил, что согласно Конституции республики, на постоянной основе в Парламенте могут работать только пятнадцать депутатов, которые и работают в настоящее время. В то же время руководители фракций, являясь членами Совета Парламента, могут принимать самое активное участие в работе Парламента.  К тому же, по мнению депутата Олега Хацаева, это нововведение потребует дополнительных финансовых средств из бюджета, что в период кризиса не вполне оправдано. Первый заместитель Председателя ПарламентаСтанислав Кесаев считает, что «совершенно четко любому депутату дано конституционное право работать на постоянной основе, есть только один момент – финансовый. Поэтому лучше вернемся к этому вопросу в следующем созыве».  

В первом чтении одобрен проект закона «О представителях Парламента Республики Северная Осетия-Алания в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Северная Осетия-Алания». Федеральным законодательством установлено, что в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ входят два представителя от законодательного органа власти. Порядок избрания представителей, требования, предъявляемые к ним и определяются данным республиканским законом. 

Экология реки, экология души

Состояние поверхностных вод. Тема, которая звучит в стенах Парламента не первый день. Последний раз – на недавнем заседании комитета по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам, когда разговор носил просто ожесточенный характер. Что было вполне оправдано: данные специалистов говорят о тревожном экологическом состоянии Терека, Камбилеевки, Черной и других рек Осетии.

На нынешнем заседании Парламента  состояние поверхностных вод  проанализировал председатель профильного комитетаРафаэль Беликов. Он  назвал основные причины загрязнения рек и источники этого загрязнения. Так, Рафаэль Беликов сообщил, что до городской черты, в районе Реданта, Терек еще  относительно чистый. Пройдя через Владикавказ, вода в реке уже четвертой степени загрязнения.  А после Беслана – просто грязная. Владикавказские очистные сооружения работают едва на четверть  своих мощностей, в Беслане –  картина  и того хуже.

Председатель парламентского комитета  привел еще целый ряд факторов, негативно влияющих на экологическое состояние наших рек и водоемов. Незаконные подключения в системы канализации, мойки автотранспорта, пункты забоя скота, отходы спиртововодочного производства… Кстати, Рафаэль Беликов отметил  ряд спиртзаводов, которые, наконец, ввели в действие бардоперерабатывающие установки,  выполнив, таким образом, требования природоохранного законодательства.

В последнее время, по словам Рафаэля Беликова, природоохранные и правоохранительные органы значительно активизировали свою работу. Им удалось выявить целый ряд нарушений, привлечь нарушителей к ответственности, однако коренного перелома пока не произошло.

Далеко не в полной мере используют свои возможности разрешающие и контролирующие органы, которых в республике более чем достаточно. Но одна из главных причин, а, пожалуй, и главная – состояние  канализационных коллекторов, очистных систем. Они эксплуатируются уже десятки лет, и не справляются с возросшими объемами промышленных и бытовых стоков. Системы эти нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Это очень дорогостоящая и объемная работа, но все равно к ней надо приступать. Тем более в республике уже разработаны для этого специальные программы.

В ходе  заинтересованного, можно сказать, горячего обсуждения проблемы к трибуне Парламента выходили руководитель Управления по надзору в сфере природопользования Виталий Кокоев, директор Центра изучения, использования и охраны водных ресурсов Екатерина Волик (обе эти структуры – федеральные). Исполняющий обязанности главы администрации ВладикавказаМайран Тамаев отметил, что ситуация, о которой сегодня говорится, назревала многие годы. Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии. Чтобы решить проблему, нужны миллиардные вложения.

  Председатель парламентского комитета Владимир Рубаев исходит из того, что Терек – общая северокавказская река,  это – общее богатство. И решать проблемы нужно сообща. Владимир Рубаев предложил провести конференцию с участием всех республик Северного Кавказа по проблемам Терека.

  Заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков считает, что за любым деянием, хорошим или плохим, стоит конкретный человек. В данном случае тот, кто дает разрешение на работу предприятиям  без очистных установок, кто закрывает глаза на льющиеся в реку нечистоты. «Как можно было проморгать ситуацию в поселке «Спутник»,  где хозяйственно-бытовые отходы сбрасываются без всякой очистки в Терек?! Это сделал один человек, тот, кто отвечает за трубу. Поэтому и перед законом должен отвечать тот, кто разрешил, кто поставил подпись. И разве можно построить  автомойку без согласования?! Открыть без согласования бойню?! Проверьте эти объекты, я уверен, у каждого будет на руках разрешение».

Председатель Парламента Лариса Хабицова отметила работу аграрного комитета, который глубоко и всесторонне проанализировал состояние поверхностных вод республики. Парламент будет и в дальнейшем контролировать этот вопрос, давать оценку деятельности всех служб – и федеральных, и местных.

  «И не надо все проблемы по привычке сваливать на правительство,- сказала далее Лариса Хабицова.- Вступил в действие федеральный закон  № 131, власть на местах отдана органам самоуправления, вы сами должны решать все вопросы, какими  бы сложными они не были. Имею в виду не только Владикавказ, но и Правый Берег, и Алагир, и другие районы. Надо добиваться, чтобы реконструкция очистных сооружений была включена в федеральную инвестиционную программу. Жестко спрашивать с тех нечистоплотных чиновников, кто позволяет отравлять наши реки. Нельзя жить по принципу «после нас – хоть потоп». Надо думать о том, что мы оставим  нашим детям».

 Законы, которые защитят детей

В первом чтении Владимир Рубаев представил социально значимый законопроект - «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания».  Цель  закона очевидна - улучшение качества жизни, воспитания и укрепление здоровья детей и подростков, решение проблемы неблагополучия детей, а также социальная поддержка детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение отдыха и занятости несовершеннолетних.

В проекте закона обозначено участие в решении этих задач органов внутренних дел, органов управления, социальной защиты населения, опеки и попечительства, молодежных, спортивных, образовательных органов, учреждений культуры.  

С принятием закона, уверены депутаты, значительно повысятся качество и доступность социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Правительством республики разработан законопроект, регулирующий вопросы организации образования детей-инвалидов на дому. В первом чтении  его представил министр образования и науки Валерий Созанов.      Законопроект устанавливает основания, позволяющие ребенку-инвалиду обучаться на дому, права и обязанности  учебного заведения, которое организует такое обучение, оплату труда педагогов и денежную компенсацию родителям, осуществляющим обучение детей-инвалидов самостоятельно.

 Оплата труда педагогических работников регулируется действующим республиканским законодательством, компенсацию затрат родителям   предлагается осуществлять из расчета минимального размера оплаты труда, а также количества учебных часов, определенных соответствующим учебным планом или индивидуальной программой обучения для ребенка-инвалида. В законопроекте предусмотрена возможность дистанционного обучения детей-инвалидов.

Лариса Хабицова, отметив своевременность и актуальность разработки данного законопроекта, предложила направить его для ознакомления, помимо субъектов права законодательной инициативы, и в общества инвалидов для внесения предложений.

 Еще раз о местном самоуправлении

Для успешной реализации федерального закона № 131 и других нормативно-правовых актов Правительством республики разработанпроект закона «О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества». Общую концепцию законопроекта прокомментировал министр имущественных отношений Олег Хубаев.  В целом документ устанавливает порядок согласования перечня имущества,  находящегося в муниципальной собственности и подлежащего распределению между муниципальными образованиями, перечень документов, необходимых для принятия правового акта о разграничении имущества.

В своем содокладе председатель бюджетного комитета Казбек Фидаров отметил, что законопроект является  базовым документом для принятия последующих законов о разграничении имущества между муниципалитетами республики. По предложению Казбека Фидарова закон был принят в окончательном чтении. При этом депутаты внесли в законопроект ряд поправок, одна из которых предполагает создание согласительной комиссии для разрешения спорных вопросов, которые могут возникать при передаче имущества от одного муниципального органа другому. 

Бюджет ФОМС: следует разобраться

Проект закона «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания за 2008 год» был рассмотрен в первом чтении.  Бюджетные итоги озвучил директор исполнительной дирекции  ФОМСТаймураз Демуров.

Они таковы. В целом доходная часть бюджета ФОМС за 2008 год исполнена в сумме 1944,9 млн. рублей. Наибольший удельный вес (48,4%) в общей сумме доходов Фонда составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.  Налоговые поступления составили 267,3 млн. руб. Объем межбюджетных трансфертов из ФФОМС составил 720,6 млн.рублей.

Расходы Фонда за отчетный период составили 1844,9 млн. руб. и имели строго целевое назначение. На выполнение основной функции Фонда – финансирование территориальной программы ОМС было направлено 1 445,8 млн.руб., расходы на текущее содержание исполнительной дирекции и филиала Фонда составили 44,9 млн. руб.

Расходы на льготное лекарственное обеспечение составили 221,2 млн. рублей. На выплаты участковым врачам было выделено 112,6 млн.руб.

Расходы на финансовое обеспечение диспансеризации работающих граждан составили 18,4 млн.руб, на диспансеризацию детей-сирот - 1,9 млн.руб.

Затем депутаты перешли к обсуждению параметров бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. 

Таймураз Демуров отметил, что бюджет Фонда на 2009 год сформирован в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, сбалансирован по доходам и расходам и составляет 1 742,5 млн. рублей.

Комментируя  оба законопроекта, председатель комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Александр Реутов отметил, что ко второму чтению будет представлен полный анализ исполнения бюджета прошлого года и постатейно рассмотрены параметры бюджета этого года.

 Несмотря на то, что законопроекты рассматривались в первом чтении и основное их обсуждение состоится позже, ко второму чтению,Азамат Хадиков высказал ряд критических замечаний и по исполнению бюджета, и по работе самого Фонда.  «У нас нет на сегодняшний день объективной картины работы Фонда. У нас нет данных, как расходовались в прошлом году средства на питание, лекарство, помощь больницам. Нет анализа контрольных органов, нет заключения и Правления Фонда. Это бюджетные деньги: из десяти миллиардов нашего бюджета – один миллиард уходит в Фонд. В 2008 году Фонд потратил 1 млрд. 914 млн., на этот год планируется 1 млрд. 740 млн. руб. На аппарат управления Фонда в 2008 году выделялось 44 млн., а в этом году стало – 46 млн. Т.е. при сокращении расходов в общем бюджете Фонда на 2 млн. повышаются расходы на управление Фонда. До сих пор нет ясной картины по штатному расписанию Фонда. Например, в Кабардино-Балкарии на аппарат управления фонда планируют 20 млн., у нас 46. Поэтому нам надо разобраться и, может быть, создать комиссию, куда войдут депутаты, представители министерства финансов, Счетной палаты».  

Лариса Хабицова  поручила профильному комитету ко второму чтению    дать принципиальную оценку исполнению бюджета Фонда. «Мы знаем, что у нас масса проблем в учреждениях здравоохранения и с питанием, и с лекарственным обеспечением, и другими вопросами. Поэтому разобраться надо еще и потому, чтобы не повторять те же самые ошибки и в текущем году, и в следующем».

Обязательный экземпляр и библиотечное дело

 Поправки в республиканский закон «Об обязательном экземпляре документов» прокомментировала  министр культуры Фатима Хабалова, пояснив, что они вносятся в соответствии с федеральным законодательством. В законопроекте более четко прописан порядок определения обязательного экземпляра документов. 

Председатель комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Токаева рекомендовала к принятию в первом чтении законопроекта «О внесении изменения в статью 17 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О библиотечном деле».  В частности, согласно новой редакции статьи, «здания, сооружения и другое имущество национальной библиотеки находятся в ее оперативном управлении; занимаемые ею земельные участки предоставляются в соответствии с законодательством РФ».    

 ЖКХ: как идет реформа?  

В рамках «правительственного часа» обсуждались проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики.

Перед депутатами выступил руководитель комитета топлива, энергетики и ЖКХ РСО-А Петр Кацалов.  Приоритетные задачи в сфере ЖКХ -ликвидация аварийного жилья, содействие самоорганизации населения на жилищном рынке,  капитальный ремонт жилищного фонда, проведение финансового оздоровления предприятий ЖКХ.

Говоря о том, что сделано, Петр Кацалов привел следующие цифры. На начало 2008 года в республике насчитывалось всего 38 ТСЖ и 13 управляющих компаний. Уже в конце 2008 года в республике действовало 211 ТСЖ, а количество управляющих компаний возросло до 44.  

В 2008 году получены заявки на предоставление финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов из средств   государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ. Всего получено  262,965 млн.рублей. С учетом софинасирования из республиканского, местного бюджетов и средств собственников, общий объем средств, направленных на капитальный ремонт первых 174 домов, составил 379 млн. 619 тыс. рублей.

Что сделано по переселению граждан из аварийного жилья? Защищена первая заявка по переселению граждан в Правобережном районе. Предполагается приобрести 5 979,9 кв.м общей площади жилых помещений для переселения 107 семей.

 Важной составной частью реформы является выход на полную оплату услуг ЖКХ. В этом году не выполнены обязательства по уровню оплаты за услуги ЖКХ по отоплению  и горячему водоснабжению

 В последнее время руководством республики уделяется большое внимание проблемам улучшения состояния инженерной инфраструктуры отрасли. Только в 2008 году в рамках федеральных целевых программ были выполнены работы по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и электроснабжению на сумму 1 189 млн. рублей. Это позволяет комплексно подходить к развитию коммуникаций ЖКХ.

Свое мнение о том, как идет в республике реформа жилищно-коммунальной хозяйства, высказал заместитель председателя профильного комитета Казбек Тайсаев. Несмотря на то, что Правительством республики,  АМС г. Владикавказа и районов была проведена большая работа, многое еще предстоит сделать. Основной целью реформы ЖКХ он назвал переход на новые  методы хозяйствования и предотвращение развала жилищно-коммунальной отрасли, которая, на взгляд Казбека Тайсаева, находится в системном кризисе.

Несмотря на рост тарифов, почти 60 процентов коммунальных предприятий республики на сегодняшний день убыточны, а уровень услуг, которые они оказывают, далек от современных требований. При этом, отметил депутат, Правительству все-таки удалось добиться значительного участия республики в программах федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Одним из основных направлений реформы ЖКХ в нашей республике должно стать широкое внедрение энергосберегающих технологий. Установка современных систем отопления позволит снизить расходы семьи на отопление, горячее водоснабжение в 2-3 раза.  

По итогам обсуждения вопроса принято Постановление.

 Общественная палата.

 Парламент утвердил кандидатуры 18 членов Общественной палаты республики. Список кандидатов представил председатель комитета по национальной политике и делам молодежи Сослан Фраев.   Напомним, всего в Общественную палату входит 36 человек, половину из них утверждает Глава республики, другую половину – Парламент.

 Приняты законы:

На заседании в окончательном чтении приняты законы:

«О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания»;

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О мировых судьях в Республике Северная Осетия-Алания»;

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания»;

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания»;

«О признании утратившим силу Закона Республики Северная Осетия-Алания «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в Республике Северная Осетия-Алания».

 «О признании утратившим силу Закона Республики Северная Осетия-Алания «Об административной ответственности за правонарушения в сфере оборота нефти, газа и продуктов их переработки».

 В заключение Станислав Кесаев направил депутатский запрос по вопросу восстановления статуса ветерана боевых действий сотрудникам МВД.

Станислав Кесаев и Лариса Хабицова еще раз напомнили о том, что 31 мая состоятся выборы в Парламент Республики Южная Осетия и призвали депутатов оказать поддержку братской республике в проведении этой важнейшей общественно-политической кампании.

 В заседании приняли участие Председатель Правительства республики Николай Хлынцов, Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Алексей Мачнев, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: Д.В. Базаев, С.Э. Кусов, Г.Б. Лакути, Т.Б. Таймазов (фракция «Единая Россия»), Г.Ю. Кучиев, А.И. Пегишев (фракция «Справедливая Россия»).

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.