Главная >> Заседание Парламента >> Двадцать четвертое заседание Парламента РСО-А

Дата: 25 Июня 2009 г.

Название: Двадцать четвертое заседание Парламента РСО-А

Кратко: В минувший четверг депутаты Парламента провели последнее перед традиционными парламентскими каникулами заседание. В повестку дня было включено 28 вопросов, в числе которых отчет об итогах исполнения республиканского бюджета и бюджета фонда медстрахования. Был рассмотрен блок социально значимых законопроектов; нормативные акты, разграничивающие муниципальное имущество; одобрены поправки в республиканские законы.

В минувший четверг депутаты Парламента провели последнее перед традиционными парламентскими каникулами заседание. В повестку дня было включено 28 вопросов, в числе которых отчет об итогах  исполнения республиканского бюджета и бюджета фонда медстрахования. Был рассмотрен блок социально значимых законопроектов; нормативные акты, разграничивающие муниципальное имущество; одобрены поправки в республиканские законы.

 Фонд медстрахования: горькая правда

Вопрос эффективности использования в 2008 году средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования  - стал   главным в повестке дня. Обсуждение вызвало острую дискуссию среди участников заседания. И не только потому, что сегодня в сфере здравоохранения много нерешенных проблем, но еще и потому и, это основное заключение, к которому пришли парламентарии - Фонд медстрахования неэффективно и нерачительно использует и контролирует средства. Прозвучавшая критика была жесткой, а рекомендации – четкими и однозначными.

 Председатель комитета по  социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Александр Реутов представил ко второму чтению законопроект об исполнении бюджета ТФОМС за 2008 год. Он,  в частности, отметил, что доходы Терфонда планировались в сумме 1 914 289 млн. рублей. Бюджет исполнен по доходам в сумме 1 944 932,0 млн. руб.

В сумме доходов наибольший удельный вес составили страховые взносы на неработающее население. Налоговые поступления составили 267 254,4 тыс. рублей. Расходы ТФОМС в 2008 году планировалось произвести на сумму 1 915 600,8 рублей. Сумма фактических расходов составила  1 844 872,2, бюджетные назначения исполнены на 96,3%.

Расходные обязательства не обеспечены финансированием на сумму 100 059 тыс. рублей, хотя профицит бюджета позволял это  сделать.

Содержание исполнительной дирекции ТФОМС составило 44 млн. рублей и исполнено на 100%.

Как было отмечено Александром Реутовым, анализ показал недостаточную работу исполнительной дирекции ТФОМС по контролю за использованием лечебными учреждениями средств обязательного медицинского страхования. Нет сведений о контроле за ценообразованием при проведении закупок  медикаментов и продуктов питания, контроля за правильным составлением лечебными учреждениями  реестров пролеченных больных.

 По мнению председателя комитета, необоснованно расширен штат исполнительной дирекции, изменена ее структура. Расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМС необоснованно завышены, о чем свидетельствует акт ревизионной комиссии Правления ТФОМС.

Напомним, на предыдущем заседании Парламента, когда документ рассматривался в первом чтении, было принято решение более тщательно изучить данный вопрос. Проверка, которую провела специально созданная депутатская комиссия, позволила взглянуть на проблему всесторонне. Возглавлял комиссию заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков. Он довел итоги проверки до сведения депутатов, озвучил основные выводы комиссии.

«Анализ деятельности ряда лечебных заведений республики, финансируемых из средств ТФОМСа (исполнительный директор ФОМС Таймураз Демуров), показал наличие ряда существенных недостатков, - отметил Азамат Хадиков. - В ряде лечебных заведений первичные документы не соответствуют требованиям инструкции министерства финансов РФ. Закуп медицинских препаратов и продуктов питания производится по ценам выше рыночных, необоснованно создаются дебиторские задолженности, производится пролонгация договоров, заключенных 3-4 года назад».

Как пример неэффективного использования средств Азамат Хадиков привел муниципальный контракт № 63А-08 (КБСП), на момент заключения которого на поставку товара от 1 февраля 2009 года, рыночная стоимость 23 из 42 продуктов питания составляла 7 134 750 рублей, тогда как стоимость  этих же продуктов по контракту составляла 11 409 170 рублей, что на 4 274 420 рублей больше.

На момент проверки в Кировской ЦРБ находилось максимум 25 больных, хотя больница рассчитана на 100 и более человек. При этом за апрель и май 2009 года в отчетах отражено перевыполнение объемов по койко-дням по стационарной помощи. На момент проверки в больнице отсутствовало меню и порционное требование.

Особо докладчик остановился на необоснованном увеличении штатных единиц. Ежегодно Правительство республики принимает меры по ужесточению штатного расписания бюджетных организаций. Несмотря на это штаты в подразделениях системы обязательного медицинского страхования за 2007-2008 годы увеличились на 320 единиц.  «Исходя из среднемесячной заработной платы 6000 рублей, излишне произведенные расходы составили 35 млн. рублей. Кроме того, в отдельных лечебных учреждениях имеются сверхнормативные должности. Так, например, в Ардонской ЦРБ  ранее произведенной проверкой выявлено  31,75 таких единиц,  на содержание которых израсходовано 3 847,4 тыс. рублей. Аналогичная ситуация в Дигорской ЦРБ. Численность работников с 2007 года здесь возросла на 18 единиц».

Депутатская комиссия проанализировала и расходы на содержание дирекции ФОМС. Основной вывод – заложенные в бюджете средства на содержание дирекции фонда позволяют исполнительному директору производить расходы вольно и с превышением затрат, которые необходимы на содержание Дирекции.

Азамат Хадиков привел «впечатляющие» факты неэффективного использования финансовых средств. «Несмотря на то, что работники Дирекции по оплате труда приравниваются к работникам исполнительных органов субъектов РФ, фактически оплата труда проводится в соответствии с коллективным договором между исполнительным директором Фонда и профсоюзным комитетом работников фонда, где предусмотрены не характерные для органов исполнительной власти выплаты». Так, например, по усмотрению работодателя работнику выплачивается премия по итогам 3,6,9,12 месяцев, в связи с праздничными днями, ежемесячно выплачивается дотация на питание, приобретаются путевки или компенсируется их стоимость на отдых и лечение.

За 2008 год расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМС, по сравнению с 2007 годом, возросли на 31% - с 34 млн. до 44 млн. руб. Фактические выплаты заработной платы, премий и дотаций на питание, по сравнению с 2007 годом, выросли на 37%.Премий за 2008 год выплачено более 6 млн, что на 69% больше чем в 2007 году. «Премии выплачивались к 23 февраля и 8 Марта, к дням специалиста юридической службы и медицинского работника, работника финансовой службы, народного единства, Дню  города, 9 Мая, Дню кадровика, Дню работников автомобильного транспорта, на Новый год, на Пасху, Джеоргуба и День Хетага.Работникам фонда расходы на проживание в гостиницах на период командировки не лимитируются, снимаются номера стоимостью от 9 600 до 10 800 рублей. В нарушение действующего законодательства излишне выплачено суточных за 2007 год 88 000 рублей и за 2008 год – 222 750 рублей».

Докладчик обратил внимание и на тот факт, что в 2008 году осуществлена закупка дорогостоящей оргтехники и кабинетной мебели. Например, было приобретено 23 компьютера, стоимость каждого, в среднем, - 98 тысяч рублей.

В связи  с выявленными фактами депутатская комиссия предложила внести в законопроект о бюджете фонда на 2009 год поправку: сократить статьи расходов на содержание органов управления фонда на 13 млн. рублей.

Также предложено Правительству и Правлению Фонда, при утверждении бюджета фонда, отдельно утверждать смету расходов на содержание дирекции фонда.

Дирекции фонда рекомендовано для учета средств открыть в учреждении банка отдельные расчетные счета по каждому виду расходов, а также приостановить действие коллективного договора между исполнительным директором Фонда и профсоюзным комитетом работников фонда в части не характерных для работников исполнительных органов власти социальных выплат.

 Депутат Солтан Годизов высказал ряд критических замечаний к работе страховых компаний: «Когда принимали решение принять страховые компании, чтобы они работали на нашем рынке, мы думали, что намного улучшится лечение больных. Как показала практика, страховые компании, которые к нам пришли, никакого положительного влияния не оказывают.  Мы думали, что с приходом компаний расходы на содержание дирекции уменьшатся пропорционально. Сколько страховые компании заберут денег, на столько дирекция уменьшит свои расходы. А у нас получилось наоборот. Три года назад дирекция расходовала, т.е. в бюджет закладывалось тридцать миллионов, а в 2008 году – уже 44 млн. Это только дирекция. И столько же, наверное, израсходовали страховые компании. Выходит, деньги должны были пойти на лечение больных, на лекарство, а они себе живут как лучше.

Нецелевое использование средств. Мы проверяли контракты, которые заключали на поставку медикаментов и продуктов питания. Вот пример: если на базаре мясо, мякоть, стоит – 180 рублей, то мясо второй категории в больницы поставляют по 200-220 рублей, а то и по 240 рублей. Мука – один мешок самого высокого сорта - на сегодняшний день стоит 560 рублей с доставкой на дом, а в контракте написано - 1500 рублей. Есть разница?  Или взять, например, яйца. На базаре сегодня яйца продают по 26-27 рублей. В контракте записано – 55 рублей. Это только два-три примера. Хотел бы обратить внимание всех, от кого зависит решение этих вопросов.  В конце концов, надо решить вопрос – больных будем кормить или нет. На момент проверки мясо первой категории, стоимость которого более 200 рублей, которое они давали, – часть его была не пригодна. Взять лекарственное обеспечение – ни для кого здесь не секрет – больные всего на десять процентов обеспечены лекарствами.  А в некоторых больницах и этого нет».

Первый заместитель председателя Парламента Станислав Кесаев   поставил вопрос о соблюдении законности и ответственности за расходование бюджетных средств. Станислав Кесаев внес предложение: «в Постановление Парламента добавить пункт – согласиться с выводами депутатской комиссии и направить документы в Прокуратуру республики».

Депутат Аслан Хадарцев предложил создать единый реестр учета работающего населения, с тем, чтобы Налоговая служба, Пенсионный фонд, а также страховые компании имели возможность использовать его в своей работе. «Так как  это не только дополнительные сборы доходной части, но и пополнение накопительной части самой пенсии, которую уже лет через десять почувствуют граждане». Аслан Хадарцев обратил внимание своих коллег и на то что, «анализ расходов на продукты вскрыл много негативного, но есть еще один факт - не закупаются продукты, которые производятся нашими работниками агропромышленного комплекса».

Необходимо жестко подходить к решению финансовых вопросов Фонда и соотносить возникающие потребности, прежде всего, с возможностями республиканской казны,  заявила спикер Парламента Лариса Хабицова, подводя итог состоявшемуся разговору. «Вопрос настолько важен, настолько серьезен, что даже трудно подобрать слова, чтобы оценить все здесь услышанное. Депутатская комиссия работала от силы две недели, но и  за этот короткий срок обнаружилось столько фактов расточительности... Даже не по себе становится – мы все время думаем, говорим о том, как улучшить состояние здравоохранения, где найти деньги, чтобы хотя бы немного улучшить обеспечение лекарствами, питанием. И  при этом те,  кто должен больше всего заботиться об этом,  – просто растрачивают средства направо и налево и ублажают себя и свой коллектив. Поражает, как вообще эти люди собираются жить дальше, чему будут учить своих детей!....

И об этом надо, наверное, думать. Кроме финансовых вопросов, здесь еще серьезный нравственный аспект. Как мы хотим жить, если будем вот так относиться к тем крохам, которые с таким трудом собираем, находим и хотим отдать людям. Если бы руководитель Фонда работал год, или два,  мы бы сказали: вот не успел посмотреть, разобраться... Но когда человек работает пятнадцать лет, и при этом ему задаешь вопрос: за пятнадцать лет вы смогли создать систему, которая бы позволяла тщательно отслеживать прохождение финансовых средств? И он отвечает: нет, там программы нужны, которые стоят 500 тысяч, это дорого. И при этом мы видим, что миллионы уходят вообще неизвестно куда. Ну, какие еще нужны сравнения, и о чем еще говорить?! Очень жаль, что Правление Фонда медстрахования, которое должно было осуществлять контроль за исполнительной дирекцией, тоже сквозь пальцы на все смотрело. А точнее – вообще не работало. И сегодня, наверное, большую долю этой ответственности Правление должно взять на себя.   Поэтому я вас очень прошу: если мы хотим иначе жить, давайте и  относиться к этим вопросам иначе. И предъявлять те требования, которые положено, ко всем ответственным лицам, независимо ни  от должности, ни от положения.

Что касается самого бюджета 2008 и 2009 годов. Давайте еще раз внимательно посмотрим. Это ненормально, когда платежи на неработающее население  в структуре бюджета составляют 80%. Это самые легкие деньги. А где же взносы, которые нужно собирать? Поэтому оценка в Постановлении есть, и я с ней абсолютно согласна. Но еще раз хочу сказать: каждый из нас на своем месте должен делать, то, что от него зависит, а не ожидать, что кто-то выше должен решить и должен все видеть. Он не может видеть всего, если мы не будем давать ясную и объективную картину. И депутатская комиссия, я считаю, очень добросовестно выполнила свою работу, а дальше слово за теми, кто должен решать.  Давайте поймем – так жить нельзя! Когда говорили о том, какие премии и по каким случаям они выписывались, кто-то в зале даже рассмеялся.  А как еще реагировать на такие абсурдные вещи?!

И если кого-то не убеждает Конфуций, который говорил, что «богатый не тот у которого много, а тот у которого достаточно», есть еще одно мудрое выражение – «золотая узда не сделает из клячи рысака».

В итоге депутаты приняли закон «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год» в окончательном чтении. Главные выводы депутатской комиссии были учтены в принятом Постановлении.

Затем Александр Реутов представил во втором чтении законопроект о бюджете Фонда  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

 Бюджет ТФОМС сформирован в сумме доходов – 1 742 541,1 тыс. рублей, в том числе, за счет межбюджетных трансфертов из Федерального Фонда ОМС – 443 699,4 тыс. рублей, трансфертов из республиканского бюджета  1 024 647 тыс. рублей.

Общий объем расходов запланирован в сумме – 1 742 541,1 тыс. руб.

И уже утверждая новый персональный состав правления Территориального фонда обязательного медицинского страхования, депутаты поддержали предложение депутата Олега Хацаева ввести в состав Правления ФОМС Азамата Хадикова, Солтана Годизова и Александра Реутова.   

 Руководитель фракции КПРФ Казбек Тайсаев предложил рекомендовать новому составу Правления Фонда рассмотреть вопрос о переизбрании исполнительного директора ФОМС.

Информация, озвученная на заседании Парламента, производит, конечно, шокирующее впечатление. Территориальный Фонд медстрахования – ключевая структура в медицинском обслуживании населения. Можно сказать, республика делегировала ФОМСу львиную долю полномочий по обеспечению лечения граждан. И то, как Фонд пользуется этими полномочиями, этим высоким доверием, - не может вызывать иных чувств, кроме неприятия и возмущения.

К чести депутатов, этих чувств они и не скрывали. Не было попыток сгладить острые углы, оправдать, вывести из-под удара. Разговор был честный, открытый, принципиальный.

 Время делить имущество

Правительством республики подготовлены первые четыре законопроекта о разграничении имущества между муниципальными районами и поселениями районов республики: Дигорского, Пригородного, Ирафского, Кировского. По нормам законодательства, раздел имущества в каждом муниципальном районе должен быть закреплен отдельным законом. Комментируя законопроекты,  министр имущественных отношений Олег Хубаев  отметил, что в каждом законопроекте учтены все требования федерального и республиканского законодательства. В законопроектах разграничено муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения деятельности местного самоуправления поселений вышеуказанных районов республики. Было решено принять законопроекты в первом чтении и уже к следующему заседанию, которое состоится в сентябре, учесть предложения и замечания субъектов права законодательной инициативы.

 Плодородие земель – охраняется законом

Улучшению плодородия и рациональному использование земельных ресурсов  в Северной Осетии будет способствовать закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики  Северная Осетия-Алания». Законопроект разработан Правительством республики. Министр сельского хозяйства и продовольствия Роберт Засеевотметил, что закон устанавливает права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов в сфере обеспечения плодородия земель. В документе предусмотрено проведение системного контроля за агрохимическим и агроэкологическим состоянием почв.

Законопроект принят в первом чтении и направлен субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок и предложений.

  Следующий законопроект вносит изменения в действующий закон «О регулировании использования лесов на территории Республики Северная Осетия - Алания» в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ. В первом чтении законопроект представил председатель профильного комитета  Рафаэль Беликов. Он отметил, что поправками уточняются породы деревьев, которые разрешается заготавливать гражданам для новогодних праздников.  

Социальное партнерство

Депутаты приняли в первом чтении законопроект «О социальном партнерстве в сфере труда», разработанный Правительством республики в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Законопроект, представленный министром промышленности, связи и информационных технологий Александром Усковым, регулирует отношения между работодателями и работниками, органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления.

Мировые судьи

По представлению Верховного Суда республики депутаты дали согласие на назначение: Биазровой Зарины Амурхановны - на должность мирового судьи судебного участка № 31 Северо-Западного муниципального округа г. Владикавказа; Гасинова Ацамаза Арсеновича - на должность мирового судьи судебного участка № 32 Пригородного района; Гогаевой Агунды Лазаревны  - на должность мирового судьи судебного участка № 33 Пригородного района; Кабисова Валерия Георгиевича - на должность мирового судьи судебного участка № 10 Моздокского района.   

 Бюджетный процесс в условиях кризиса

Блок экономических вопросов на заседании представлял заместитель Председателя Правительства, министр финансов Олег Калаев.

 Парламентарии одобрили поправки в Закон «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания». По словам министра финансов, законопроект  является антикризисной мерой. Суть его в том, что если в текущем году налоговые поступления в бюджет сократятся, в сравнении с утвержденными, более чем на 15 процентов, то в этом случае параметры очередного трехлетнего бюджета формируются и утверждаются заново.

Предлагаемые изменения, по мнению Олега Калаева,   своевременны и необходимы: перспективы завершения финансового кризиса пока очень неопределенны, и, судя по всему, в 2009 году сокращение налоговых поступлений действительно составит более 15 процентов.

Следующий вопрос - изменения в закон о бюджете республики на 2009—2011 годы. Они обусловлены внесением изменений в Федеральный бюджет в части снижения ранее предусмотренных  межбюджетных целевых трансфертов бюджетам субъектам РФ, дополнительным поступлением иных целевых федеральных средств и перераспределением ассигнований из республиканского бюджета в связи с оптимизацией бюджетных расходов.

При этом в полном объеме обеспечивается исполнение предусмотренных законодательством социальных обязательств (пособий, компенсаций), оплата труда работников республиканских бюджетных учреждений, реализация приоритетных программ и проектов, предоставление дотаций и субвенций бюджетам муниципальных образований и других базовых функций государственных органов республики.

Проект закона был проработан в парламентских комитетах,  а на все вопросы, заданные на заседании, министр финансов дал исчерпывающие ответы. В итоге закон был принят в окончательном чтении.

Олег Калаев сделал и подробный отчет об итогах исполнения бюджета прошлого года и за первый квартал 2009 года.

 Приняты законы

На заседании в окончательном чтении приняты следующие законы:

«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Северная Осетия-Алания»;

 «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания «О Парламенте Республики Северная Осетия-Алания»;

 «О представителях Парламента Республики Северная Осетия-Алания в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Северная Осетия-Алания»;

 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания»;

 «О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому в Республике Северная Осетия-Алания»;

 «О внесении изменения в статью 17 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О библиотечном деле»;

 «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об обязательном экземпляре документов».

Принято Постановление Парламента «О внесении изменений в Регламент Парламента Республики Северная Осетия-Алания», в котором отражены последние изменения федерального и республиканского законодательства.

 В заключение Лариса Хабицова вручила Почетную грамоту Республики Северная Осетия-Алания  Бираговой Людмиле Хатуевне,ведущему консультанту Аппарата Парламента, за многолетний и добросовестный труд в органах государственной власти республики.

Закрывая заседание, Лариса Хабицова коротко подвела  итоги деятельности депутатского корпуса за полугодие.

Для справки: За шесть месяцев 2009 года Парламент РСО-А провел шесть заседаний, на которых рассмотрено 103 вопроса. Принято 30 законов, из которых – 5 конституционные. Главой республики подписано 15 законов.

В заседании приняли участие Председатель Правительства республики Николай Хлынцов, Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Алексей Мачнев, депутат Государственной Думы РФ Константин Ширшов, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: Базаев Д.В., Тменов Т.Р. (фракция «Единая Россия»), Кучиев Г.Ю., Гуриева М.Т. (фракция «Справедливая Россия»), Будайчиев Н.К. (фракция КПРФ).

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.