Главная >> Заседание Парламента >> Сорок второе заседание Парламента РСО-А

Дата: 16 Декабря 2010 г.

Название: Сорок второе заседание Парламента РСО-А

Кратко: В конце октября в Парламенте была образована депутатская комиссия, которая проанализировала практику применения в республике федерального закона о банкротстве. Парламент заслушал выводы комиссии и пришел к заключению, что в целом ряде случаев банкротство и последующую продажу государственных и муниципальных предприятий можно рассматривать как своего рода рейдерство. Сегодня эта проблема крайне актуальна не только для республики – для всей страны. Вела заседание Председатель Парламента Лариса Хабицова.

В конце октября в Парламенте была образована депутатская комиссия, которая проанализировала практику применения в республике федерального закона о банкротстве. Парламент заслушал выводы комиссии и пришел к заключению, что в целом ряде случаев банкротство и последующую продажу государственных и муниципальных предприятий можно рассматривать как своего рода рейдерство. Сегодня эта проблема крайне актуальна не только для республики – для всей страны.

Вела заседание Председатель Парламента Лариса Хабицова.

 

Вначале члены Парламента приняли Постановление о досрочном прекращении депутатских полномочий Олега Хацаева, Казбека Фидарова, Тимура Таймазова в соответствии с действующим законодательством и на основании их письменных заявлений. Напомним, Олег Хацаев назначен членом Совета Федерации РФ, Казбек Фидаров и Тимур Таймазов перешли на работу в исполнительные органы власти.

 Затем депутаты приступили к обсуждению изменений в основной финансовый документ республики текущего года, предложенные Правительством. Как пояснил министр финансов Вячеслав Аронин, поправки   обусловлены предоставлением бюджету республики дополнительных доходов в виде дотаций в сумме 623 млн. рублей. Из этих средств 330 млн. предполагается направить на погашение кредиторской задолженности перед Министерством внутренних дел.

Изменения, внесенные в Закон, предусматривают, прежде всего, поддержку социальной сферы: выплата зарплаты бюджетникам, льготное лекарственное обеспечение, обеспечение жильем ветеранам, организация отдыха детей. В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы «Социальное развитие села», на погашение государственного долга.

Откорректированный вариант бюджета текущего года профильный бюджетный комитет рекомендовал  принять в окончательном чтении. По мнению председателя комитета Таймураза Тускаева, все поправки носят выраженный социальный характер. Вместе с тем, он обратил внимание, что некоторые из предложенных ранее депутатами поправок не нашли отражение в законопроекте и выразил пожелание, чтобы в  будущем году министерство финансов смогло изыскать средства на их реализацию.

Можно сказать, что главным вопросом в этот день стало обсуждение итогов работы временной депутатской комиссии Парламента по изучению практики применения в республике федерального закона о банкротстве.

Процедура банкротства, как известно, общепринятая мировая практика. В нашей стране она регулируется специальным федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)». Однако  депутатская комиссия ставила перед собой задачу выяснить: что стоит за банкротством государственных и  муниципальных унитарных предприятия (ГУПов и МУПов), каковы тенденции?

Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев представил итоги работы  депутатской комиссии, которую он возглавлял. Один из главных выводов состоит в том, что с помощью процедуры банкротства  появляется возможность «уводить» привлекательные активы, бросать на произвол судьбы людей, которые трудились на банкротящемся предприятии. Бюджет  при этом  теряет средства, которых так не хватает республике.

Как сказал Станислав Кесаев, комиссия посчитала необходимым более подробно изучить банкротство таких государственных и муниципальных предприятий, как «Ремстрой», «Мостостроительное управление»,  Садонский свинцово-цинковый комбинат, кинотеатр «Комсомолец», совхоз «Цалык», плодосовхоз «Садовый», племсовхоз «Терек», Эльхотовское хлебоприемное предприятие, «Чистый город», Трамвайно-троллейбусное управление и ряд других.

Для справки: реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 13 ноября 2010 года включает 143  государственных и  92 муниципальных государственных предприятия.

У каждого из этих предприятий своя история. Многие из них были включены в план приватизации, республика рассчитывала получить от их продажи значительные поступления в бюджет.  Общее же состоит в том, что, не использовав полностью все возможности для финансового оздоровления, эти предприятия пошли по пути банкротства и  дальнейшей продажи за бесценок.

Выводы депутатской комиссии содержат 16 пунктов. Комиссия  уверена, что определенная часть процедур банкротства государственных и муниципальных предприятий осуществляется намерено, и все это угрожает  экономической безопасности республики.  Необходим  жесткий и всесторонний контроль за данными процессами.

Комиссия рекомендует Парламенту ежегодно заслушивать информацию Правительства о реализации республиканского закона «Об управлении государственной собственностью».

Отметила  комиссия и формальный подход судей Арбитражного суда к принятию заявлений о признании предприятий несостоятельными. Суд, как правило, не настаивает на проведении собственниками антикризисных мер, и при наличии долга принимает заявления и вводит процедуру банкротства.

Министр государственного имущества и  земельных отношений Казбек Фидаров поддержал усилия депутатской комиссии: банкротство республиканских предприятий – серьезная проблема. Если требования налоговой службы и кредиторов, как правило, обоснованы, то позиция руководителей унитарных предприятий, доведших свои предприятия до развала, вызывает, мягко выражаясь, непонимание.

В августе текущего года по инициативе руководства республики была создана Межведомственная комиссия по инвентаризации госимущества и земельных участков. Всем министрам дано указание жестко отстаивать интересы республики во всех судебных инстанциях, в том числе имущественного характера. Бескомпромиссная работа Межведомственной комиссии побудила некоторых заинтересованных директоров ГУПов и недобросовестных кредиторов ускорить процедуру банкротства предприятий. В качестве примера Казбек Фидаров привел «из ряда вон выходящий случай», когда директор, главный бухгалтер и работники  Дигорского плодопитомника подали иск к своему же предприятию о задолженности по зарплате с 2003 года в сумме трех миллионов рублей в то время как, по выводам аудиторской проверки, задолженность перед персоналом составляет 30 тысяч рублей. По данному факту министерство направило материалы в Прокуратуру республики для принятия соответствующих мер. Такая же участь, уверен Казбек Фидаров, ждет тех недобросовестных руководителей, которые хотят за счет республиканской казны удовлетворить личные интересы.

Александр Беляков считает, что такую депутатскую комиссию надо было создавать раньше. «В восьми колхозах Моздокского района, сказал депутат, введено внешнее управление. Фактически мы отдаем не только колхозное имущество, но и земли. Колхозники остаются ни с чем».

Ахсарбек Фадзаев большую часть ответственности возлагает на собственника государственного имущества, который крайне редко  препятствует процедуре банкротства. Депутат отметил необходимость более жесткого контроля, сказал о роли Прокуратуры.

Павел Гагиев обратился к представителям Прокуратуры: «Если хотите  бороться с этим злом – у вас все под рукой. Если начнете проверять, сразу выявите массу нарушений».

Председатель Арбитражного суда Батраз Алдатов не согласен с критической оценкой депутатской комиссией действий Арбитражного суда.  Главное, по мнению Батраза Алдатова, то, что предшествует банкротству. Собственники ГУПов и МУПов – государство и муниципалитеты. Они ставят руководителя и следят за финансово-хозяйственной деятельностью, дают согласие на все процедуры, связанные с предприятием. Суд же не занимается экономической деятельностью. Суд не может закрыть двери перед заявителем.

 Сослан Фраев вновь затронул тему судьбы ОАО «Исток»: «Вопрос о банкротстве «Истока» суд решил в течение одного дня, не дав ему возможности выправить ситуацию».

    Вышел к трибуне и заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков, который и был инициатором рассмотрения в Парламенте этой проблемы. Азамат Хадиков считает необходимым усиление  государственной юридической службы – она должна  более твердо и профессионально отстаивать в судебных инстанциях государственные интересы – «выгрызать судебные дела». Такое усиление юридической службы уже происходит в министерстве госимущества.

  «Этот вопрос возник не спонтанно, - сказал далее Азамат Хадиков. - Он созревал последние несколько лет и примеров банкротства можно привести множество: от Эльхотовского консервного завода до Дарьяльских ворот. И у народа складывается мнение, что это законная процедура купли: «Вот ты хочешь предприятие. А как его купить, оно же в плане приватизации? А давай его лучше обанкротим…».

 Банкротится государственное плодопитомническое предприятие в Дигорском районе. Арбитражный суд, вместо того, чтобы принять решение о взыскании долга с этого предприятия, принимает решение о его банкротстве. Без ведома Правительства, без ведома собственника, что вообще является требованием закона.

  ОАО «Эльхотовское хлебоприемное предприятие». Туда люди сдают зерно: 500 тонн, 600, 700 тонн. Директор принял зерно…. Куда дел зерно – большой вопрос? Исчезло зерно. Директор, когда ему все уже стали звонить, приходить, требовать деньги за зерно, угрожать начали и т.д., - он подает в Арбитражный  суд заявление о банкротстве предприятия и о выплате долга за счет госпредприятия. При этом никто из Арбитражного суда не усматривает преступления.

Я по своей наивности думал, что любой государственный орган, который получил информацию о совершении преступления, обязан в первую очередь написать бумагу и направить ее в соответствующие органы для проверки. А Арбитражный суд, оказывается, не должен этого делать?».

 Случаи откровенного банкротства с последующей продажей предприятий Лариса Хабицова назвала элементарным рейдерством. Председатель Парламента привела слова Президента страны Дмитрия Медведева на этот счет. Это - то же рейдерство, фактически захват предприятий, только замаскированный  под банкротство. Установить этих молодчиков – задача государственных органов, и в первую очередь это должны делать собственники.

  «Настораживает ситуация в сельском хозяйстве, сказала далее Лариса Хабицова. – Очень легко вы расстаетесь с собственностью, за копейки. Такого вала банкротства предприятий сельского хозяйства никогда не было. В последнее время это становится очень легкой возможностью завладения большими участками земли. Поэтому я прошу обратить внимание на проект Постановления, здесь во втором пункте мы обращаемся к Прокуратуре с просьбой провести проверку процессов банкротства по ряду предприятий, которые у нас вызывают сомнения».

В заключение депутаты поддержали предложение Кабардино-Балкарской Республики об образовании Северо-Кавказской Парламентской Ассоциации. Было принято Постановление о выходе из Южно-Российской Парламентской Ассоциации и вступлении в Северо-Кавказскую Парламентскую Ассоциацию.

В заседании приняли участие члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: А.В. Дзеранов, Г.Б. Лакути, И.В. Москаленко, А.Т. Таболов, М.Х. Хадарцев, А.З. Фидаров(фракция «Единая Россия»).

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.