Главная >> Заседание Парламента >> Пятьдесят третье заседание Парламента РСО-А

Дата: 24 Ноября 2011 г.

Название: Пятьдесят третье заседание Парламента РСО-А

Кратко: Ключевым вопросом 53-го заседания Парламента республики стало обсуждение в первом чтении параметров главного финансового документа - проекта республиканского бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Вела заседание Председатель Парламента Лариса Хабицова.

Ключевым вопросом 53-го заседания Парламента республики стало обсуждение в первом чтении параметров главного финансового документа - проекта республиканского бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Вела заседание Председатель Парламента Лариса Хабицова.

 

О бюджете

С докладом об основных направлениях бюджетной политики на ближайшие три года перед депутатами выступил Первый заместитель Председателя Правительства Олег Калаев. Он сообщил, что в проекте нашли отражение изменения в федеральном и республиканском законодательстве, связанные с переводом с нового года полиции общественной безопасности на федеральное финансирование, а также увеличением расходных обязательств на оплату труда работников бюджетной сферы. И еще одно нововведение – создается Дорожный фонд республики, который будет формироваться за счет акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и др.

 Основные параметры бюджета 2012 года:  прогнозируемый общий объем доходов - 14 млрд. 671 млн. рублей, общий объем расходов - 15 млрд. 342 млн. рублей, дефицит - 670 млн. рублей. Покрытие дефицита бюджета будет осуществляться преимущественно за счет средств, поступающих от приватизации республиканской собственности.

На 2013 год прогнозируются доходы - 15 млрд. 125  млн. рублей, расходы – 15 млрд. 153  млн. рублей, дефицит бюджета – 28,4 млн.рублей. На 2014 год доходы - 15 млрд. 911 млн. рублей, расходы – 15 млрд. 365 млн. рублей, прогнозируется профицит бюджета – 546 млн.рублей.

По словам Олега Калаева, поступление собственных налоговых и неналоговых доходов в 2012 году  прогнозируются в объеме 6 457 млн. рублей, что на 819 млн. рублей больше, чем в 2011 г. Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов имеют налог на доходы физических лиц – 40,4%, акцизы – 29%, налог на прибыль организаций – 18%, налог на имущество организаций – 10,3%.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2012 год планируются в сумме  8 млрд. 213 млн. рублей.

Вместе с тем, как отметил Олег Калаев, остается прежней социальная направленность бюджета: в 2012 году расходы на социальную политику возрастут, по сравнению с текущим годом, на 12,5%, на образование – 14,5%, здравоохранение -  14,9%, на культуру – 15,1%.

Говоря об особенностях нового бюджета, председатель профильного комитета Таймураз Тускаев особый акцент сделал на доходной части бюджета: «Если рассматривать налог на прибыль, то в бюджете заложено увеличение на 1 млрд. 217 млн. руб. Мы посмотрели исполнение бюджета за 9 месяцев 2011 года и считаем, что при сохранении нынешней динамики эта цифра вполне выполнима. Но мне кажется, что здесь есть еще резервы. По данным статистики, 50 процентов предприятий республики являются убыточными,  и такое положение сохраняется многие годы.  Однако по данным налоговой службы, многие предприятия поменяли свои декларации, уменьшив свои убытки больше чем на 1 млрд. рублей. Поэтому нужна совместная работа налоговой службы и муниципальных образований с тем, чтобы в полной мере использовать  потенциал налога на прибыль».

В этом году обсуждение главного финансового документа республики впервые проходит с привлечением широкой общественности. На официальном сайте Парламента размещен проект бюджета, каждый житель республики имеет возможность с ним ознакомиться, высказать свои предложения, замечания, задать вопросы.

В своих выступлениях депутаты  высказали целый ряд замечаний по проекту бюджета.

 Александр Беляков: «Анализ  бюджета показал, что в нем недостает статей, которые бы позволили достроить жилые дома,  завершить  газификацию, ремонтировать межпоселочные дороги». Системе расчетов по районам не хватает объективности, считает депутат. К примеру, в 2013 году Моздок будет отмечать 250-летие, намечена большая программа по улучшению инфраструктуры города, однако средств на эти цели  Александр Беляков в бюджете не обнаружил.

 Солтан Годизов: «Знаю, что тяжелое положение с бюджетом, но есть вещи, о которых сказать необходимо. Недавно мы проверяли  районные больницы, и среди них есть такие, где обеспеченность лекарствами составляет 5-10 процентов, остальное больные покупают сами.  Другой вопрос - приняли мы закон, по которому больные туберкулезом должны обеспечиваться дополнительным жильем.  Однако в бюджете по этой программе ни рубля не заложено. Мы в нашем комитете подготовили соответствующие поправки и будем стараться сделать так, чтобы нас услышали».

Ахсарбек Фадзаев: «Мы изначально закладываем в бюджет высокие показатели по доходам, которые затем не в состоянии  выполнить. Поэтому надо развиваться экономически, поднимать собственную доходную базу,   создавать стимулы для инвестиций. Надо развивать  малый и средний бизнес, и  с этой целью внести существенные изменения в программу развития малого и среднего бизнеса в республике».  Важным в нынешнем проекте бюджета Ахсарбек Фадзаев считает то, что  нем заложено  гораздо больше средств  на содержание автодорог. 

 «Ежегодно, готовясь к принятию бюджета, мы говорим о промышленном потенциале, об инвестиционном климате, а потом, когда доходим до исполнения бюджета, имеем дефицит. А его не может не быть, потому что по сравнению с прошлым годом инвестиции в реальную экономику уменьшились на 20 миллионов, - говорил Асланбек Хадарцев, - Об экономической эффективности сельского хозяйства говорит тот факт, что порядка 75% продовольствия завозится извне. Предлагаю следующее: правительство могло бы  перераспределить порядка 30 миллионов, добавить в инвестиции от 20 до 50 миллионов  и вложить их в те проекты, которые есть в Минэкономике. Конкретно это кондитерское предприятие «Априори», это хлебобулочное предприятие «Ника», интересные проекты по производству и изготовлению тепличных хозяйств в селении Заманкул и в Моздоке, хорошее предприятие по своим экономическим показателям - «Де густо». Примеры есть. Три года назад торговый дом «Бавария» получил субсидии, и на сегодняшний день отчисляет в бюджеты всех уровней порядка 50 миллионов».

Заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков отметил, что в представленном проекте бюджета отражен ряд нововведений: это создание дорожного фонда, передача  финансирования МВД на федеральный уровень. В то же время  на бюджет республики переведены пять техникумов, кроме того, в ответ на просьбы Главы республики и Парламента, в ведение республики передано Суворовское училище, и на его финансирование заложено 65 млн. руб. Значительно сокращены расходы, почти в три раза,  на спорт высших достижений. «При всей сложности бюджета на 2012 год он носит ярко выраженный социальный характер, в первую очередь, это здравоохранение, образование, социальные выплаты». Азамат Хадиков также считает, что для наращивания доходной части бюджета есть много резервов. «Доход от реализации спирта у нас ноль. Непонятно.  Если работа спиртпроизводящих предприятий выгодна только для их владельцев, то, наверное, надо принимать какие-то решения, чтобы была выгода для бюджета, для республики -  или в виде социальных программ, или в виде помощи учебным заведениям и т.д. Но какие-то решения принимать надо. У нас не могут существовать  предприятия только для выгоды одного или двух человек».Вызывает вопросы и затянувшиеся процедуры банкротства, например, предприятия «Исток», которое находится в стадии банкротства в течение пяти лет. Подобных примеров много.

Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев  голосовал против принятия бюджета в первом чтении и при этом так объяснил свою позицию: «Меня несколько настораживают ударные темпы, с которыми мы принимаем бюджет в первом чтении. Есть цифры, которые мною не воспринимаются. Например, вызывает сомнение намерение ликвидировать дефицит за счет приватизации – прежняя практика  показывает, что  таким образом сложно покрыть дефицит в  600 миллионов.

Во-вторых, я не могу голосовать за бюджет, в котором не обеспечены программы, которые я курирую, - программы по утилизации и переработке  отходов и по развитию фермерского движения.  Правительство в свое время эти программы поддержало, а деньги на их реализацию в бюджет не заложены.

 Наконец, не убеждает правительство в источниках получения доходов.  Здесь мы имеем только налог на имущество, на прибыль. И все! В то же время не работает налог на землю, транспортный, алкогольный налог…

Все это вместе  говорит о том, что необходимо было поработать над этими вопросами еще до второго чтения, так как в процессе второго чтения это мало когда удается».

Завершая обсуждение, спикер Парламента Лариса Хабицова отметила: «Самое главное, хочу обратить внимание и правительства, и налоговой службы: надо пересмотреть свое отношение к служебным обязанностям и по-другому работать. Слова о том, что вы только один раз в два года можете проверять организации, не имеете права вмешиваться, законодательные проблемы - это только желание оправдаться, и ничто иное. Во всем мире налоговый инспектор - это самый страшный проверяющий для любого предприятия, для любого предпринимателя, а у нас, почему-то, этого нет. Когда мы добьемся, чтобы налоговая служба работала так, чтобы люди боялись, что их проверят, а самое главное, чтобы сами налоговые инспекторы хотели докопаться до истины, тогда у нас  и доходы будут другие. Пока же то, что мы здесь слышали, - это предмет для серьезного обсуждения и в правительстве, и в налоговой инспекции. Не хочу сейчас много говорить, прошу всех учесть это и ко второму чтению подойти более ответственно и серьезно, внести все необходимые коррективы».

Парламентарии приняли законопроект в первом чтении. Однако "бюджетная" тема на этом не закончилась. Депутаты обсудили проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Основные направления в деятельности Фонда в будущем году прокомментировал исполнительный директор ТФОМС Таймураз Томаев. Бюджет Фонда медстрахования планируется в равных суммах по доходам и расходам -  по  2 971 323 тыс. рублей. Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда составляют 2 803 757 тыс. рублей, из них 873 159 тыс. рублей предусмотрены на реализацию программы модернизации здравоохранения республики.  Законопроект был принят в первом чтении.

Депутаты высказали ряд предложений по расходованию средств фонда, в частности, по увеличению тарифов на лекарственное обеспечение и содержанию пациента в стационаре. Одним из приоритетных направлений работы фонда, по мнению Ларисы Хабицовой, должно стать качество лечения больных. Кроме того, спикер Парламента считает важным  обратить внимание на кадровую политику в лечебных учреждениях республики.     

Ещё два законопроекта, напрямую затрагивающие республиканский бюджет, приняты в первом чтении: «О дорожном фонде Республики Северная Осетия – Алания» и «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

По законам человеческого долга

В этот день парламентарии приняли законопроект, направленный на обеспечение жилищем граждан, пострадавших вследствие террористического акта в г. Беслан 1-3 сентября 2004 года.

Проект закона разработан в рамках реализации поручения Президента РФ. Согласно нормам будущего закона субъектами права являются граждане двух категорий: граждане, зарегистрированные по месту жительства в РСО-Алания и пострадавшие в результате террористического акта 1-3 сентября 2004 года в г. Беслан; члены семьи, постоянно  проживающие совместно с гражданином, зарегистрированным по месту жительства в РСО-Алания и погибшим в результате теракта.

На реализацию закона будут выделены средства из федерального бюджета уже в этом году. Порядок предоставления жилья будет регулироваться подзаконными актами, разработанными Правительством республики.

  Приняты законы:

В окончательной редакции были приняты следующие законы:

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания»;

- «О внесении изменений в статьи 7 и 11 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О физической культуре и спорте в Республике Северная Осетия – Алания».

Было принято Постановление Парламента «О внесении изменений в Регламент Парламента Республики Северная Осетия-Алания».

 В работе заседания приняли участие Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Алексей Мачнев, члены Правительства, представители судебных и правоохранительных  органов, главы АМС районов, представители средств массовой информации.

На заседании отсутствовали депутаты: Албегов Б.Х., Ачеева Н.М., Ахтырцева Н.В., Базаев Д.В., Баскаев М.А., Вагин В.С., Макиев Г.К., Москаленко И.В., Таболов А.Т., Фидаров А.З., Цалкосов А.У. (фракция «Единая Россия»), Кочиев Р.И. (фракция «КПРФ»), Кучиев Г.Ю., Козаев С.С. (фракция «Справедливая Россия»).

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.