Главная >> Заседание Парламента >> Шестидесятое заседание Парламента РСО-А

Дата: 25 Апреля 2012 г.

Название: Шестидесятое заседание Парламента РСО-А

Кратко: Три темы стали основными на заседании Парламента, состоявшемся 25 апреля под председательством Ларисы Хабицовой. Это «правительственный час» с обсуждением проблем недропользования, налоговые поступления в бюджет и поправки в бюджете республики.

Три темы стали основными на заседании Парламента,  состоявшемся 25 апреля под председательством Ларисы Хабицовой. Это «правительственный час» с обсуждением проблем недропользования, налоговые поступления в бюджет и поправки в бюджете республики.

 

В бюджет внесены изменения



Поправки в главный финансовый документ вносятся Правительством. Первый заместитель министра финансов Наталья Канукованазвала несколько причин, по которым появилась необходимость корректировки бюджета. Не так давно Счетная палата России проводила в республике проверку по соблюдению законодательства и эффективности использования бюджетных средств. Был выявлен ряд нарушений, в частности, в софинансировании республиканским бюджетом федеральных программ. Кроме того, поступили средства из федерального бюджета и от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ - более пятиста миллионов рублей. Наталья Канукова рассказала, куда Правительство планирует направить дополнительные средства: на инвестиции в объекты капитального строительства - 320 миллионов, капитальный ремонт многоквартирных домов - 128 миллионов, обеспечение мероприятий по переселению  граждан  из аварийного жилья – 77 миллионов. Также увеличены расходы на ряд федеральных целевых программ. Среди них программы «Чистая вода», «Юг России», «Культура России» и другие.

Комментируя предложенные правительством изменения, председатель бюджетного комитета Таймураз Тускаев отметил, что документ был детально проработан в парламентских комитетах и предложил принять его в окончательном чтении.

Вместе с тем, у депутатов возникли вопросы не только к исполнению бюджета, но и к формированию и утверждению республиканской адресной инвестиционной программы. По мнению депутата Ахсарбека Фадзаева,  «чтобы ежегодно не фиксировать факт незавершенности объектов», необходимо изменить порядок утверждения инвестиционной программы. По примеру Государственной Думы, надо утверждать не общую сумму, выделенную на инвестиционную программу, а перечень объектов, в нее включенных, что  позволит в течение года контролировать исполнение программы.

 

Налогов много не бывает



Бюджетная тема нашла продолжение и в следующем вопросе повестки дня -  в информации руководителя Управления федеральной налоговой службы  по Северной Осетии Тимура Таймазова о работе ведомства 2010 - 2011  годах.

Самое главное, по мнению руководителя ведомства, удалось добиться стабильно положительной динамики налоговых поступлений. 

Тимур Таймазов привел следующие данные: в 2010 году поступления составили более 5 млрд. рублей (с увеличением за год на 669 млн. руб.), в 2011 году - более 6 млрд. В сравнении с 2009 годом сумма налоговых доходов  увеличена на 1 млрд. 318 млн. рублей, или более чем на 26 %.

 В отчете  прозвучала оценка деятельности «хронически» убыточных предприятий. Среди них коммунальные муниципальные организации, муниципальный транспорт, торговля. В отчетный период налоговыми органами  проведена большая работа по легализации заработной платы в «конвертах».

По словам Тимура Таймазова, на объем поступлений отрицательно повлияло снижение объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции и, как следствие, уменьшение уплаченных налогов.

Депутаты отметили подробный и профессиональный доклад Тимура Таймазова, который охватил все составляющие деятельности налоговой службы.   Парламентарии признали, что год от года налоговики улучшают свою работу. Однако для пополнения бюджета остаются резервы, на которые налоговой службе необходимо обратить пристальное внимание.

Председатель бюджетного комитета Таймураз Тускаев отметил, что республика обладает достаточно сильным потенциалом экономического роста, о чем свидетельствуют данные о темпах промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, розничного оборота и платных услуг населению. Отметив позитивную динамику поступления налогов, Таймураз Тускаев акцентировал внимание  на   важнейших резервах увеличения доходной части бюджета. Это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, есть резервы роста доходного потенциала по налогу на имущество организаций.

  Заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков обратил внимание на работу спиртопроизводящих предприятий. Напрасно, считает он,  Правительство России отменило порядок, когда выдачей лицензий занималась налоговая служба. «Кто в настоящее время занимается регулированием алкогольного рынка в Осетии, - мы не знаем».

При обсуждении депутаты затрагивали самые разные аспекты проблемы: судьба предприятий-банкротов, налоги завода «Электроцинк», земли Министерства обороны.

«Огромные территории, - сказал Игорь Гусиев, - не используются Министерством обороны. И отдавать никому не отдают, и налоги не платят. Поэтому с этой проблемой надо что-то делать». 

Критически оценила уровень уплаты налогов заводом «Электроцинк» Мадина Гуриева: «Если руководство «Электроцинка» утверждает, что они свои собственные активы за счет пяти миллиардов, вложенных в реконструкцию, увеличили, то почему же не увеличиваются поступающие налоги? И еще. Если они говорят о том, что увеличили зарплату в 2-3 раза, я опять не понимаю, где налоги?».

 Отметив эффективную работу коллектива налоговой службы,  Анатолий Цалкосов в то же время обратил внимание на структуру поступления налогов. В частности, налог на землю. «Только в Моздокском районе более 21-ой тысячи гектаров в хозяйствах, которые уже три года находятся на стадии банкротства. Естественно, они не платят налоги. Я считаю, что и Правительству, и Парламенту надо внимательно посмотреть на эти резервы.  Конечно, налоговая инспекция выжимает то, что возможно, но есть какие-то пределы. И если мы не будем развивать наше производство, строительство, то, естественно, будут ограничены эти возможности».

По мнению Александра Белякова, основным доходным источником местных бюджетов может стать налог на землю и аренда земель сельскохозяйственного назначения. Местные власти в первую очередь должны быть заинтересованы в увеличении поступлений от данного налога. 

Не раз депутаты возвращались к проблеме спиртпроизводителей. Обладателями лицензии и акцизной марки сегодня являются всего два завода, реально же этих предприятий, как говорили на заседании, больше тридцати. Судить об этом  можно даже по уровню загрязнения рек. При этом полномочия налоговой службы не распространяются на теневых спиртовиков.  

  Лариса Хабицова уже не раз говорила об этом, сказала и теперь: «Все, что происходит на территории республики, - должно быть объектом внимания правительства, независимо от того, республиканский это уровень или муниципальный. И если в ситуации со спиртопроизводящими предприятиями вы ничего не можете изменить, если они существуют сами по себе и не приносят республике никакой пользы, - тогда зачем они нам нужны, эти предприятия? Только для того, чтобы загрязнять наши водные бассейны и отравлять наш воздух?!».

Общий итог обсуждения - необходимо активизировать поиск резервов пополнения бюджета.  Для достижения результатов нужна каждодневная работа и тесное сотрудничество налоговой службы и правительства республики.

 

Генералы песчаных карьеров



На этот раз  «правительственный час» был посвящен важнейшей теме – недропользованию. Насколько рационально мы распоряжаемся богатствами, дарованными нам природой?

 С основным докладом перед депутатами выступил заместитель Председателя Правительства Рафаэль Беликов.

Для справки: минерально-сырьевую базу нашей республики составляют углеводородное сырье, цветные металлы, нерудные полезные ископаемые, общераспространенные полезные ископаемые, подземные пресные воды и минеральные воды.  

Рафаэль Беликов отметил, что в Осетии есть уникальное по запасам и качеству Боснийское месторождение доломитов, используемых в стекольной, металлургической и химической промышленности. Цементное сырье в республике представлено семью месторождениями. Запасы песчанно-гравийной смеси составляют порядка 660 млн. м3.. Глинистое сырье в республике представлено 26 месторождениями, прогнозные запасы которых - более 200 млн.м3. Кроме вышеперечисленных в республике выявлены месторождения кровельных сланцев, гранитов, мраморизованных известняков.

 Несмотря на большую работу, которая проводится Правительством республики, Рафаэль Беликов не стал скрывать и проблемы, которые на сегодняшний день существуют в  сфере недропользования. Ведь при правильном, рациональном использовании имеющихся ресурсов, можно было бы гораздо успешнее решать стоящие перед республикой социально-экономические задачи. Это и создание новых предприятий по добыче и переработке сырья, дополнительные рабочие места, возрождение горно- и нефтедобывающих отраслей промышленности.

Для того, чтобы разговор на заседании получился более предметным и результативным, была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты и представители природоохранных ведомств.

Рабочая группа изучала ситуацию на местах, в  районах.  Итоги этой работы озвучил руководитель профильного комитета Вячеслав Битаров. Было выявлено, что практически ни на одном карьере не проводятся обязательные рекультивационные работы. Превышаются заявленные объемы работ, что создает экологическую опасность. Сегодня в республике более ста предпринимателей, которые обладают лицензиями на недропользование, между тем, за прошлый год в республиканскую казну налогов от недропользования поступило всего около десяти миллионов рублей.

«Весьма существенны потери республиканского бюджета, - отметил Вячеслав Битаров, - Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов не осуществляет достаточного контроля за  недропользователями, которые в большинстве своем занижают объемы добычи. К примеру,ООО «Магнат» отчиталось за 2011 год о добыче 1200 м3 песка, уплатив  в сумме 6 тыс. 600 рублей, тогда как по маркшейдерским замерам, проведенным специалистами Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, объем добычи составил около 25 тыс. м3 (в 22 раза больше).  Примерно такая же картина и у других организаций, осуществляющих добычу песка на данном карьере».

Органы местного самоуправления наделены полномочиями предоставлять в аренду земельные участки на разработку месторождений, а также правом контроля за использованием и охраной недр при их добыче. Однако Вячеслав  Битаров считает, что местные власти самоустранились от выполнения своих обязанностей.  

В республике на геологическое изучение и добычу подземных пресных вод выдано 157 лицензий, 14 лицензий выдано на добычу минеральных вод. В то же время, за 2011 год поступление налога на добычу пресной воды составило 14 млн. 827 тыс. рублей, а минеральной воды - 1 млн. 300 тыс. рублей.

Необходимо добиться того, сказал в заключение Вячеслав Битаров, чтобы разработанная на 2011-2017 годы Программа реализации инвестиционных проектов в области поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых не осталась на бумаге, а была воплощена в жизнь.

Поначалу обсуждение докладов проходило достаточно спокойно.  Выступили заместитель руководителя Росприродназора по РСО-АЕвгений Гриднев, главный геолог  ОАО «Севосетингеологоразведка» Ахсарбек Кучиев, депутат  Игорь  Гусиев. Заместитель Прокурора республики  Павел Ефименко отметил, что, несмотря на большое количество озвученных сегодня нарушений в недропользовании,  в прокуратуру, тем не менее, за прошлый год поступило всего два заявления.  

Затем выступил секретарь Совета экономической и общественной безопасности республики Асланбек Келехсаев. Сферу недропользования он назвал «чрезвычайно коррумпированной… В самом законе имеется коррупционный фактор, который активно используется руководством комитета по охране окружающей среды».

«Система организована таким образом, - продолжил Асланбек Келехсаев, -  что этого не может не быть, поскольку хозяйничает в этой сфере одно лицо – уполномоченный орган, то есть комитет. И лицензии выдает, и участки определяет. Правильно сейчас заметили, что и некоторые местные администрации, независимо от комитета, тоже реализуют свои возможности на этом коррумпированном поле».

Секретарь Совета безопасности считает, что для решения системной проблемы нужен и подход системный. Прежде всего, исключить коррупционный фактор из законодательства, лишив чиновников возможности по-своему трактовать неопределенности в законе. Гораздо большую ответственность должны нести и местные администрации.  

Председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Таймураз Мильдзихов, в чей адрес и было высказано большинство претензий секретарем Совбеза, попытался эти претензии опровергнуть,  однако аргументы были малоубедительны и, по сути, не имели отношения к поставленной проблеме. Тогда вмешалась Председатель Парламента Лариса Хабицова«Секретарь Совета экономической и общественной безопасности имеет право высказать свою точку зрения. Если он считает, что Вы не справляетесь со своими обязанностями, то он вправе это делать, а вот Вам как руководителю комитета не стоило так выступать. Лучше было бы сказать о тех проблемах, которые есть и как Вы собираетесь их решать». 

Первый вице-спикер Парламента Станислав Кесаев предложил не искать в  недрах  Северной Осетии золото, алмазы и даже нефть – «они нас не спасут», но по-хозяйски, бережно распоряжаться тем, что мы имеем в реальности,  -  песком, гравием, водой. На теме воды Станислав Кесаев остановился отдельно, он считает, что состояние так называемого «Орджоникидзевского источника» вызывает тревогу и нуждается в особом внимании. Станислав Кесаев так же подтвердил, что несовершенство законодательства в сфере недропользования способствует скрытой, латентной преступности.

«Под нами находится  большое уникальное озеро, которое простирается по  территории всей республики – от Ларса и до Беслана, - сказал выступивший следом заместитель Председателя Парламента Азамат Хадиков. – Баланс озера очень низкий, очень «нежный», и он может быть нарушен».   Азамат Хадиков напомнил об опасностях, которые таят в себе заброшенные водные скважины, песчаные карьеры, горы отходов «Электроцинка»... Чтобы избежать  тяжелых последствий в будущем, этим нужно заниматься сегодня, нужна специальная программа действий.

 Подводя итоги "правительственного часа", депутаты приняли Постановление Парламента, в котором нашли отражение все высказанные замечания.



Приняты законы:



В окончательном чтении приняты законы:

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия - Алания «Об Общественной палате Республики Северная Осетия - Алания»;

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия - Алания «О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Северная Осетия - Алания»;

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О дорожном фонде Республики Северная Осетия - Алания».

На заседании отсутствовали депутаты: Ахтырцева Н.В., Баскаев М.А., Дзеранов А.В., Кантемиров Б.М., Козаев Г.Г., Лакути Г.Б., Москаленко И.В., Макиев Г.К., Фидаров А.З. (фракция «Единая Россия»), Пегишев А.И. (фракция «Справедливая Россия»). 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.