Главная >> Заседание Парламента >> Десятое Заседание Парламента РСО-А

Дата: 30 Апреля 2013 г.

Название: Десятое Заседание Парламента РСО-А

Кратко: В центре внимания депутатов оказались вопросы социальной и жилищной политики, бюджетные и кадровые. Главным же вопросом повестки дня стало обсуждение в рамках «правительственного часа» реализации программы модернизации здравоохранения в республике. Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

30 апреля прошло десятое заседание Парламента республики. В центре внимания депутатов оказались вопросы социальной и жилищной политики, бюджетные и кадровые. Главным же вопросом повестки дня стало обсуждение в рамках «правительственного часа» реализации программы модернизации здравоохранения в республике.

Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.   

О выборах

Новые законы, призванные совершенствовать республиканское избирательное законодательство, обсудили на заседании. Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов в первом чтении представил законопроект, который вносит в соответствии с федеральными нормами изменения в шесть действующих законов, которые, так или иначе, затрагивают порядок проведения выборов и референдумов. Он остановился на следующих новациях, которые отражены в документе. Так, лишаются права быть избранными граждане, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Следующая поправка касается количества подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Парламента и депутатов в органы местного самоуправления: предлагается  установить 0,5 процента от числа зарегистрированных избирателей, а не 2, как в настоящее время, но не может составлять менее 10 подписей. Еще одна поправка устанавливает, что избирательные участки, участки референдума являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов.  Кроме того, законопроектом исключается проведение повторного голосования на выборах депутатов Парламента республики по одномандатным избирательным округам. Победителем будет считаться кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей в первом туре. При равенстве голосов, поданных за кандидатов, победит кандидат, зарегистрированный избирательной  комиссией раньше других.

Следующий законопроект, который депутаты одобрили в первом чтении,    «Об участковых комиссиях в Республике Северная Осетия-Алания». По словам Геннадия Родионова, законопроект предусматривает всестороннее регулирование в соответствии с федеральным законодательством статуса участковых комиссий на территории республики. Это касается, прежде всего, порядка их формирования, срока полномочий, компетенции. В законопроекте  определен статус членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса,  порядок обжалования решений участковых комиссий.

Молодых парламентариев станет больше

По предложению председателя комитета по национальной политике и делам молодежи Руслана Тедеева депутаты одобрили поправки в Постановление «О Молодежном парламенте Республики Северная Осетия-Алания», которые касаются порядка формирования, состава и полномочий Конкурсной комиссии. Так, в ее состав   добавлено 2 человека  - Первый заместитель Председателя Парламента, который и возглавит ее работу, а также председатель комитета по национальной политике и делам молодежи. Для полноценной и конструктивной работы Организационное управление Парламента будет осуществлять проверку подаваемых документов, представлять их в комиссию, после чего будет проведен отбор и принято решение о включении кандидатур в список Молодежного Парламента.   

Напомним, согласно принятому ранее положению в этот орган должны были войти 35 человек. На заседании Алексей Мачнев предложил увеличить количество молодых парламентариев: «Учитывая огромную заинтересованность нашей молодежи, можно даже сказать, ажиотаж, предлагаю добавить еще 15 человек, т.е. увеличить численность до 50 человек».

Депутаты согласились с предложением  спикера и утвердили новую норму представительства районов и города Владикавказа.

Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев, которого утвердили в этот день Председателем Конкурсной комиссии, заметил, что «количество можно увеличивать до бесконечности, но я уверен, что и 50 не всех удовлетворит. У меня просьба к районам – не боритесь больше за квоты, попытайтесь свои «жемчужины»  обработать один раз».

Председатель комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Тамара Таболова, которая курировала работу предыдущего созыва Молодежного парламента, предложила, чтобы все молодые люди, которые подали заявки, вне зависимости от квот, прошли конкурсную комиссию. «Я думаю, что это будет справедливо и ничего страшного не случится, если мы потратим чуть больше времени».

Обращение

Депутаты приняли Обращение Парламента Северной Осетии к Председателю Правительства Российской Федерации о наделении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков полномочиями по временному приостановлению оборота веществ, оказывающих наркотическое или психотропное воздействие на организм человека, но не внесенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Комментируя документ, председатель комитета Александр Реутов отметил, что ежегодно синтезируются десятки новых веществ, полученных путем незначительного изменения химической структуры уже известного наркотика, и скорость изготовления так называемых «дизайнерских» препаратов составляет практически один наркотик в неделю.  При этом процедура внесения подобных веществ в перечень наркотических средств, подлежащих контролю, длится до полутора лет. Поэтому эти вещества находятся в свободном обращении и не попадают под ограничения, установленные российским законодательством. В этой связи североосетинские парламентарии предлагают законодательно установить норму, позволяющую оперативно приостановить оборот новых видов психоактивных веществ на период включения их в соответствующий перечень.

Парламентский контроль

О результатах работы Контрольно-счётной палаты республики за 2012 год перед депутатами отчитался её председатель Тулунбек Николов.

Всего в прошлом году аудиторами палаты осуществлено 30 плановых проверок в организациях, получающих средства из республиканского бюджета, из которых проведено проверок по поручению Главы республики – 3, Парламента - 12, по обращениям Прокурора – 6 и Счетной палаты РФ - 2.

Характеризуя работу аудиторов палаты, Тулунбек Николов подчеркнул, что она была ориентирована на достижение прозрачного и понятного для депутатов и общества результата. Наряду с выполнением контрольных функций за расходованием средств республиканского бюджета основной упор был сделан на результативности и эффективности их использования.

По приведенным Тулунбеком Николовым данным, суммарный объем выявленных  нарушений законодательства и финансовой дисциплины составил более 435 млн. руб., из которых нецелевое использование составило - 51 млн., недополучено доходов без малого 2 млн. руб., нарушение правил бухучета и отчетности -  свыше 5 млн. руб., прочие нарушения – 305 млн. руб.

В структуре выявленных нарушений, допущенных при работе с бюджетными средствами, по-прежнему, имеют место нецелевое использование, неправомерное расходование бюджетных средств при выполнении ремонтно-строительных и других работ, превышение их стоимости. В качестве примера руководитель палаты привел нарушения при осуществлении закупок  на  39 млн. руб.

Тулунбек Николов также сообщил, что неэффективное расходование бюджетных средств составило 322 млн. руб. Из них наиболее значительные объемы нарушений выявлены по результатам проверок использования средств, выделенных на модернизацию здравоохранения -  свыше 100 млн. руб., Фонда реформирования ЖКХ, предусмотренные на капремонт и переселение из аварийного жилья – 68 млн. руб., комитета дорожного хозяйства  - 26 млн. руб, а также при проверках ряда районов республики – превысила 164 млн. руб.

К возмещению в бюджеты различных уровней предъявлено свыше 287 млн. руб.  Принятыми мерами устранено нарушений на сумму порядка 90  млн. руб.

По итогам проверок для принятия мер прокурорского реагирования  в Прокуратуру направлено 8 материалов, возбуждено 16 уголовных дел, по другим материалам идет доследственная проверка.

Особое внимание Тулунбек Николов обратил на то обстоятельство, что в отчетном году, впервые, по инициативе Парламента, палата проверила реализацию законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что конкретных финансовых нарушений не выявлено, вскрылись серьезные системные проблемы социального характера: реальная обеспеченность жильем этой категории детей находится на уровне 3% от существующей потребности.

Очень подробно руководитель палаты остановился и на результатах исполнения государственных программ, таких как модернизация здравоохранения, ЖКХ, адресных инвестиционных программ и другие.

После выступления председателя КСП, депутаты задавали вопросы,  высказали свои замечания и предложения по устранению обозначенных в докладе проблем.

Юрий Фидаров выразил озабоченность по поводу реализации социальной программы по обеспечению жильем детей-сирот и поинтересовался причинами, по которым это произошло?

«Есть ли пример, когда руководитель ведомства возвратил в бюджет республики средства, которые палата определила как факт нецелевого использования», - задал вопрос Виталий Чельдиев.  

Светлана Доева предложила публиковать в СМИ фамилии руководителей, допустивших финансовые нарушения.

Людмила Токаева поинтересовалась, какие меры будут приняты в связи с тем, что палата выявила факты необоснованного завышения закупочных цен на приобретение продуктов питания для дошкольных и образовательных учреждений.

Отчет Контрольно-счетной палаты был серьезно проанализирован в парламентских комитетах. Руководитель профильного комитета Асланбек Хадарцев подвел на заседании итоги этой работы. Он отметил, что, анализируя работу КСП за три последних года, по аналогии принятой отчетности в Счетной палате РФ, прослеживается тенденция к увеличению показателей нецелевого использования бюджетных средств. Вместе с тем, на сегодняшний день на федеральном уровне определены правовые механизмы, позволяющие возвращать эти средства в бюджет, а на уровне субъектов их нет. Кроме того, руководитель бюджетного комитета считает, что  необходимо более четко определять план работы КСП, в частности, это касается аудита бюджетов муниципальных образований.

Ряд замечаний к отчету КСП высказал депутат Ахсарбек Фадзаев. Он обозначил три направления, которые, по его мнению, палате необходимо было более детально проанализировать. Это касается использования бюджетных средств на  реализацию адресной инвестиционной программы,   правомерность проведения госзакупок, а также проведения строительных работ в рамках реализации программы модернизации здравоохранения.

Первый вице-спикер Станислав Кесаев отметил, что в ходе обсуждения вопроса не раз говорилось о том, что у КСП нет рычагов воздействия. В этой связи он предложил отразить в Постановлении  Парламента ряд позиций, касающихся нецелевого использования средств и направить его в Прокуратуру. 

Подводя итог обсуждению, спикер Алексей Мачнев сказал следующее: «Несколько дней назад мне довелось принимать участие в Совете законодателей Российской Федерации. На пленарном заседании выступал заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков. Его выступление было полностью посвящено работе контрольно-счетной палаты. Вы знаете, что принят новый федеральный закон о КСП, где определены новые принципы ее формирования. Кроме того, принят  федеральный закон о парламентском контроле, который также дает нам определенные возможности, в связке с законом о контрольно-счетной палате, координировать нашу работу. В частности, контрольно-счетная палата – это инструмент парламентского контроля. И мы с вами должны эффективно им пользоваться. Поэтому, мы должны активно поработать по этим двум федеральным законам, привести республиканский закон в соответствие, если надо, принять и свой закон о парламентском контроле».

Правительственный час: «Сделать так, чтобы каждый рубль пошел по своему прямому назначению».

В рамках «правительственного часа» депутаты подвели итоги реализации программы модернизации здравоохранения в республике.

Как известно, несколько месяцев специальная рабочая группа, в которую вошли депутаты парламентских комитетов по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов и бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, проводила масштабную работу.  В причинах того, что программа модернизации не успела проявить себя в полной мере, члены рабочей группы разбирались на местах – выезжали  в лечебные учреждения и лично оценивали качество ремонтных работ, освоение средств на высокотехнологичное оборудование и материально-техническое оснащение больниц. Все увиденное нашло отражение в видеофильме, который депутаты Парламента вместе с представителями Правительства республики, а также приглашенными руководителями районных администраций и лечебных учреждений просмотрели в начале работы «правительственного часа».

Видеокадры отразили объективную картину сегодняшнего дня: сделать в рамках модернизации удалось немало, но далеко не все, и не всегда качественно.

Затем на трибуну вышел министр здравоохранения республики Владимир Селиванов, который подробно рассказал об этапах подготовки и проведения программы модернизации. Руководством страны были поставлены жесткие условия и еще более жесткие сроки на подготовку регионами своих вариантов ее реализации. Именно в недостатке времени, убежден министр, кроется главная причина всех недоработок и упущений в практическом исполнении поставленных задач.

Средства поступили немалые – свыше 1 млрд. 700 млн.  рублей. Однако реальных потребностей сферы здравоохранения республики они не обеспечивали, ведь республика запрашивала почти 9 миллиардов. Действие программы должно было завершиться 1 января 2013 года, однако многие лечебные учреждения до сих пор не открыли двери отремонтированных корпусов и отделений для своих пациентов.

Модернизация здравоохранения предполагает параллельные действия по 3 направлениям: укрепление материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений, внедрение новых единых стандартов оказания медпомощи и переход к использованию электронных технологий. Как подчеркнул Владимир Селиванов, изначально трудновыполнимым, но одним из главных условий выделения средств было проведение капитального ремонта, установка оборудования и внедрение стандартов, которое должно было происходить без снижения количества обслуживаемых больных. Как следствие – пациенты вынужденно размещались в неприспособленных помещениях.

Сегодня большинство ЛПУ – объектов модернизации, по словам министра, введены в эксплуатацию. Хуже всего ситуация складывается с родильным отделением РКБ и ЦРБ Ирафского и Ардонского районов. Отдельного внимания достойна КБСП, где в главном корпусе проведен ремонт высочайшего качества, но до сих пор не тестируется поступившее высокотехнологичное медоборудование, отсутствует палатная мебель и другой инвентарь. Владимир Селиванов уверил депутатов, что все проблемы КБСП, родильного отделения и детской больницы будут решены уже в самое ближайшее время.

Отдельной проблемой выступает недобросовестное отношение поставщиков и подрядчиков к исполнению своих обязательств, которые не были надлежащим образом проконтролированы со стороны руководителей районных администраций. «Мы неоднократно направляли письма в районы, - говорит министр,  - однако должной реакции не было. В судебном рассмотрении сейчас 30 дел по неудовлетворительному исполнению госконтрактов, по 12 уже принято решение в нашу пользу».

Точку зрения депутатской комиссии коллегам представил председатель комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Александр Реутов. «Изначально мы приняли решение не дублировать функции Росздравнадзора, Счетной Палаты, контролирующих органов, а оценить итоги модернизации с точки зрения жителей республики – наших избирателей. Отмечу, несмотря на свои масштабы, программа модернизации – это один из этапов глобального перевооружения системы здравоохранения», - сказал депутат.

Он также напомнил коллегам, что и федеральный центр и исполнительная власть республики предприняли меры по регулированию и контролю за исполнением мероприятий программы. В частности, на местном уровне была создана Республиканская межведомственная комиссия под председательством заместителя Председателя Правительства, куда вошли представители министерств, ФОМСа, Управления капитального строительства (УКС), городских и районных администраций, медицинской общественности. Были определены конкретные исполнители: государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения республики. Заказчиком-застройщиком по проведению капитального ремонта в государственных учреждениях здравоохранения (ГБУЗ «Республиканская клиническая больница» и ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница») является ГУП «Управление капитального строительства - дирекция по инвестициям» Правительства республики.

В районах заказчиком-застройщиком лечебно-профилактических учреждений являются органы местного самоуправления муниципальных образований.

Александр Реутов не согласился с министром здравоохранения в том, что проектно-сметная документация делалась за 1 месяц. На самом деле времени было больше – более 3 месяцев. «Можно было успеть проработать их более качественно», - сказал депутат. Помимо этого основными проблемами реализации программы он назвал неудовлетворительный выбор приоритетов в ремонте, необдуманные действия и неготовность к проведению работ, не вошедших в программу модернизации (проведение кислородных линий, сигнализаций, вентиляций, закупка немедицинского оборудования и т.д.)

Далее руководитель профильного комитета отметил все положительные и отрицательные итоги работы по каждому объекту в отдельности.

Говоря о позитивных результатах, Александр Реутов отметил, что программа модернизации здравоохранения в целом реализована.

«Без выделенных денег мы никогда бы не отремонтировали КБСП, не начали бы ремонт РДКБ, не приобрели бы такого оборудования, - сказал депутат, - Мы далеко не единственный регион с проблемами: в такой же ситуации сегодня почти все, именно поэтому программа продлена на 2013 год. Но это не утешает. Больные по-прежнему в глазном корпусе КБСП, детская хирургия и роддом РКБ все еще в состоянии ремонта. Перспективы улучшения ситуации в Ардоне и Чиколе – призрачные».

Владимир Селиванов ответил на все интересующие депутатов вопросы. Первое, что интересовало это - достаточно ли средств, в сравнении с другими субъектами РФ, выделено федеральным центром нашей республике. В этой связи спикер Алексей Мачневзаметил, что изначально объем средств на модернизацию был заложен ниже полученного. В том, что республика получила больше, чем планировалось, большая заслуга активной работы членов Совета Федерации.

Представитель фракции «Патриоты России» Светлана Доева поинтересовалась, будут ли менять недобросовестных подрядчиков. Министр ответил, что не считает, что на некоторых объектах, таких как детская больница, ремонт сделан плохо. «Но если мы будем видеть, что ситуация плохая, то будем настаивать на разрыве контрактов», - сказал он.

Заместитель председателя бюджетного комитета Тимур Цахилов задал острый вопрос: «А как мы будем бороться с продажей лекарств врачами «на сторону» за 30% их стоимости? И что делать с Бесланской райбольницей, где нет флюрографа и отмечаются высокие показатели заболеваемости туберкулезом»? Владимир Селиванов ответил, что эпидемии в республике нет. И вообще, проблема борьбы с туберкулезом – это вопрос отдельной специальной программы. А подтвержденных фактов продажи медперсоналом лекарственных средств у него нет.

На вопрос Ахсара Фадзаева, кто готовил проектно-сметную документацию и проводил ее экспертизу, министр сообщил, что все представленные проекты прошли государственную экспертизу.

Вячеслав Битаров попросил представить, что все жители республики лечатся в прекрасных условиях, и задал прямой вопрос: сколько на это необходимо средств? Согласно уже существующей программе развития  здравоохранения до 2020 года, по словам Владимира Селиванова, с учетом проводимой модернизации запланировано расходование  99 миллиардов рублей, из которых 51 миллиард – средства ТФОМС, а 22 млрд. придется заплатить республике.

Свое мнение об итогах работы комиссии высказал член рабочей группы Ахсар Фадзаев: «Изначально необходимо было разработать четкий механизм реализации программы по всем ее направлениям. Возлагать ответственность на минздрав было бы неправильно. Особенно, в части контроля капитального ремонта. В результате, все качество работ и применяемых материалов было отдано на откуп подрядчикам. Предлагаю незаконченные объекты завершить с лучшим качеством и уже под жестким контролем».

Заместитель Председателя Парламента Людмила Токаева поддержала выводы Александра Реутова о том, что неудовлетворительно были расставлены приоритеты. «Но все-таки кто нам сегодня скажет, когда заработает роддом? И кто будет отвечать за уже сделанное и то, что еще предстоит сделать? Мы должны разделить ответственность перед теми людьми, кто сегодня лежит в коридорах, и подумать как скорейшим образом эти проблемы разрешить»,  - подчеркнула она.

Черту под дискуссией подвел спикер Парламента Алексей Мачнев:

«Трудно было представить, что республика когда-то получит такую большую сумму на решение наших проблем. Сегодняшнее жесткое обсуждение вопроса говорит о том, что депутатский корпус руководствуется желанием помочь и сделать так, чтобы каждый рубль пошел по своему прямому назначению. Мы со своей стороны сделаем все возможное для достижения этих целей. Предлагаю определить срок следующего отчета для подведения полных итогов модернизации – декабрь 2013 года. По этим результатам мы уже будем предлагать конкретные  кадровые решения. А пока необходимо дать возможность министерству ликвидировать недостатки».

Кадры

На заседании членами Квалификационной коллегии судей Республики Северная Осетия-Алания - представителями общественности были назначены:

Агнаев Казбек Хаджериевич;

Бидтаев Марат Казбекович;

Ватаева Лариса Астемировна;

Гутиева Инга Каурбековна;

Дзалаев Руслан Георгиевич;

Кантемиров Рубен Георгиевич;

Хадаева Зарина Хазбиевна.  

Приняты законы:

На заседании в окончательном чтении приняты законы:

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об Общественной палате Республики Северная Осетия-Алания»;

-  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О статусе депутата Парламента Республики Северная Осетия-Алания»;

 - «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О мировых судьях в Республике Северная Осетия-Алания»;

-  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания»;

-  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О народных художественных промыслах в Республике Северная Осетия-Алания»;

- «О внесении изменений в статью 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О прожиточном минимуме в Республике Северная Осетия-Алания».

В заседании Парламента приняли участие член Совета Федерации РФ Александр Тотоонов, Председатель ПравительстваСергей Такоев, федеральный инспектор Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Андрей Бессонов, председатель Верховного суда Бек Магометовпредседатель Конституционного суда Александр Цалиевчлены Правительства, главы АМС районов, представители средств массовой информации республики.

* * * 

Председатель Парламента Алексей Мачнев об итогах заседания:

«Сессия прошла довольно напряженно. Все вопросы были значимые. Но я бы хотел обратить свое внимание на следующее. Первое – это отчет Контрольно-счетной палаты.  Депутатский корпус хочет, и мы добьемся этого, чтобы счетная палата была действенным контрольным органом Парламента. Законодательная база нам это позволяет. Совсем недавно были приняты новые федеральные законы о счетной палате, о парламентском контроле. Мы будем приводить нормативно-правовую республиканскую базу в соответствие с принятыми законами.

Думаю, что мы сможем со счетной палатой,  с ее руководством, эффективно работать и проверять каждый рубль, каждую копейку нашего бюджета. Проверять в плане их рационального использования. Я вижу в этом нашу основную задачу.

Второе. Модернизация здравоохранения – это особый вопрос, который затрагивает практически каждого жителя республики. Нам не безразлично, в каких условиях проходят лечение наши граждане, как их лечат, какими препаратами и по какой цене. Депутаты задавали много вопросов министру, вопросов сложных, конкретных, настойчивых. Было принято решение дать срок до декабря текущего года – с тем, чтобы уже подвести окончательные итоги модернизации в нашей республике.

Федеральный бюджет выделил большие средства, почти миллиард 800 млн. руб. Мы добьемся того, чтобы каждый рубль из федеральных средств, плюс деньги которые выделены из республиканского бюджета, были использованы по назначению и эффективно. Вот в этом наша  основная задача!».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.