Главная >> Заседание Парламента >> Заседание Парламента РСО-Алания

Дата: 30 Октября 2014 г. 12:56

Название: Заседание Парламента РСО-Алания

Кратко: Под председательством Алексея Мачнева состоялось двадцать пятое заседание Парламента.

В четверг состоялось очередное заседание Парламента республики.  В повестке дня было двадцать вопросов. Особое внимание депутаты уделили обсуждению поправок, которые Правительство предложило внести в налоговое законодательство.  

Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

 

Переход на биотопливо

Инициатива североосетинских депутатов получила одобрение в Госдуме, а теперь и в Совете Федерации. С этой приятной новости Председатель Парламента начал заседание. Алексей Мачнев сообщил коллегам, что федеральный закон, авторами которого являются североосетинские депутаты,  направлен на внедрение дешевого и экологически чистого биотоплива в автотранспортной и жилищно-коммунальной сферах.

«В конце прошлой недели Государственная Дума, а вчера и Совет Федерации одобрили законодательную инициативу Парламента Северной Осетии о внесении изменений в федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Это третья законодательная инициатива Парламента, которая была принята за последние двадцать лет в Госдуме. Мы предлагаем применять альтернативные источники топлива - биодизель и биоэтанол. Это экологически чистые виды топлива, которые получаются от производных таких растений как рапс, сахарная свекла, соя, зерновые культуры. Закон позволит применять их на транспорте, в системе ЖКХ, т.е. спектр их применения довольно широк. Биотопливо и по цене дешевле, и экологически значительно чище. Это даст немалые возможности субъектам РФ», - отметил Алексей Мачнев.

 

О налогах

Два законопроекта, предусматривающих изменения в законы о налоге на имущество организаций и транспортном налоге, представил Первый заместитель министра финансов Казбек Дзалаев.

Следует отметить, что предлагаемая Правительством система исчисления налога на имущество организаций определяет сумму налогообложения исходя из кадастровой стоимости объекта. Согласно действующему закону, налоговой базой считается его среднегодовая остаточная балансовая стоимость со ставкой в размере 2,2%. По результатам кадастровой оценки недвижимого имущества организаций на 1 января 2014 года в республике зарегистрировано 3303 объекта, на которые может распространяться предлагаемая норма. Именно этот момент, по мнению депутатов Парламента, в законопроекте не был проработан на должном уровне: в перечень попали практически все нежилые помещения, среди которых даже административные здания, которые не приносят никакого дохода. Между тем, Налоговый кодекс РФ четко определяет объекты новой системы налогообложения - это административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Помимо этого, федеральное законодательство предусматривает определение уполномоченного органа субъекта, который должен составить перечень объектов, на которые распространяется кадастровый принцип исчисления налога. Правительством предложено возложить эти функции на Министерство госимущества и земельных отношений, однако депутаты считают, что эта прерогатива была бы гораздо ближе министерству экономического развития республики. В этой связи депутат Ахсарбек Фадзаев обратил внимание коллег на отсутствие в представленных документах оценки регулирующего воздействия, необходимость которой не только подтверждается здравым смыслом, но и подразумевается законом.

Но главное, что вызывает оправданное беспокойство парламентариев, - это судьба малого и среднего бизнеса, ведь для небольших магазинов, предприятий бытового обслуживания, иных социально-значимых объектов новые условия могут оказаться невыполнимыми. В особенности это касается малого бизнеса в районах республики.

Подтверждением этому стало выступление депутата Олега Хабалова, который сообщил коллегам о поступившем ему письме членов Моздокской ассоциации предпринимателей с просьбой не принимать законопроект в том виде, в котором он существует на данный момент. «Нельзя в один ряд ставить крупные торговые центры и магазинчики в отдаленных селах, - отметил он, - И почему нам предлагается сразу ставка в 1,5%? Ведь можно начать с меньшей и проанализировать последующую собираемость налога, оценить его перспективы».

Согласен с коллегами и председатель профильного комитета Асланбек Хадарцев, выступивший с содокладом. Он отметил, что большинство парламентских комитетов дали по этому законопроекту отрицательные заключения. В процессе работы не поступило ни одного предложения или замечания от муниципалитетов республики, несмотря на то, что 30% налога на имущество, согласно бюджетному кодексу, идет в бюджет муниципальных образований.

По его словам, консультации с представителями УФНС по РСО-А показали, что информационная база по объектам не отработана. Сегодня невозможно определить реальный будущий доход бюджета от применения этой системы. «Почему мы не можем начать с малого, - сказал он, - к примеру с торговых площадей в 1000 кв. м. Есть торговые центры, есть административно-деловые центры – пусть их будет 20-30. Нужно посмотреть, определиться, ведь задачей этого закона не является притеснение малого бизнеса в селах республики. Кроме того, ст. 309 Налогового кодекса нам рекомендует установить дифференцированные налоговые ставки. Почему мы этим не пользуемся? Нужно грамотно, четко и внимательно поработать над этими вопросами. В этой связи комитет рекомендует отклонить законопроект». Парламентарии разделили это мнение и отклонили документ.

Такое же решение ожидало законопроект, предусматривающий повышение ставок транспортного налога на автомобили мощностью до 200 л/с. Представляя его, Казбек Дзалаев назвал две его основные мотивации – это перенос предельных сроков уплаты транспортного налога с 15 ноября до 1 октября, в соответствии с изменениями в федеральном налоговом законодательстве, а также  необходимость увеличения транспортного налога - как одного из источников пополнения Дорожного фонда. В качестве одного из аргументов, замминистра финансов привел данные о том, что транспортный налог в республике является самым низким среди субъектов РФ по трем позициям.

Однако Асланбек Хадарцев призвал коллег посмотреть на транспортный налог с другого ракурса – с точки зрения его неудовлетворительной собираемости. Последние данные свидетельствуют о поступлении всего 46,7% от запланированных показателей. В этой связи он считает, что при повышении собираемости существующего налога необходимость в его изменении была бы под большим вопросом. Помимо этого, законопроект был представлен без экономического обоснования. Вызывают вопросы и предлагаемые фиксированные ставки - депутаты считают целесообразным и в этом случае применять дифференцированный подход.

В результате большинством голосов парламентарии отклонили и этот законопроект.

 

О воде - и не только

Экологическое состояние поверхностных вод в республике вызывает серьезную озабоченность.  Проблема эта не первый раз поднимается депутатами, но не находит должного разрешения. Поэтому обсуждение вопроса на нынешней сессии в рамках «правительственного часа» наглядно показало, что проблема из наболевшей перешла в категорию острых.

В начале депутаты заслушали министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Таймураза Мильдзихова, доклад которого был насыщен цифрами и довольно подробным изложением структуры «главной водной артерии» республики – реки Терек. Он обозначил круг своих обязанностей: министерство проводит проверки, мониторинги, предъявляет штрафные санкции… Между тем, о реальных мерах выхода из сложившейся ситуации, которую министр сам охарактеризовал как «плачевная», сказано не было. В этой связи, обсуждая отчет министра, депутаты высказали ряд критических замечаний к работе ведомства.

Лейтмотивом выступления председателя профильного комитета Виктора Темираева звучало твердое убеждение, что дальше так продолжаться не может.   Несмотря на принимаемые госорганами и природоохранными ведомствами меры,   улучшения состояния водных объектов не наблюдается. В числе основных загрязнителей рек, как и прежде, промышленные и спиртопроизводящие предприятия. «Помимо этого, большинство населенных пунктов республики напрямую без очистки сбрасывают свои хозяйственно-бытовые стоки в открытые водоемы и коллекторы коммунального бытового хозяйства. Нагрузка на физически и морально устаревшее канализационное оборудование в сетях не удовлетворяет установленным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, что приводит к опасному загрязнению объектов водной системы республики» - сказал  Виктор Темираев. Самой проблемной точкой остается Собачья балка. «Победит», «Кристалл», «Ирстекло», «Электроцинк» - это не полный перечень предприятий, которые сбрасывают свои отходы в нее. «Хотя на заводе «Электроцинк» недавно завершена реконструкция системы охлаждения электролита, что несколько снизило забор технической воды из реки Терек и сброс загрязняющих веществ, но качество воды все равно не соответствует существующим нормативам», - считает Виктор Темираев.

  Автомойки и бойни председатель комитета также отнес к числу основных «загрязнителей». Они не соблюдают элементарных экологических и санитарных требований и сливают сточные воды в канализационную сеть, при этом еще надо учитывать, что количество их постоянно увеличивается.

Качество воды в Северной Осетии в 2014 году по сравнению с прошлым годом практически не изменилось - ее характеристики колеблются от «умеренно загрязненная» (реки Урух, Гизельдон, Сунжа, Лескен) до «грязная» (некоторые створы реки Терек, Камбилеевка и устье реки Дур-Дур).

На сегодняшний день более 80 % объема загрязненных сточных вод приходится на неисправные очистные сооружения - практически все они требуют капитального ремонта и реконструкции. Они эксплуатируются уже десятки лет, и не справляются с возросшими объемами промышленных и бытовых стоков. «Имеющиеся проблемы с очистными сооружениями в республике настолько актуальны, что откладывать их решение дальше нельзя. Крайняя их изношенность приводит к негативному воздействию на природу и человека», - отметил В. Темираев.

Это очень дорогостоящая работа. Только на реконструкцию и строительство очистных сооружений Владикавказа необходимо более 6 млрд. рублей. Понятно таких денег нет ни в бюджете города, ни республики, но все равно надо предпринимать какие-то меры. В этой связи Правительству, считает председатель комитета, надо активнее включаться в федеральные целевые программы, направленные на строительство новых очистных сооружений в республике.

«Состояние поверхностных вод угрожает будущему республики. Даже слепой не может этого не видеть», - заявил Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев, предложив опубликовать представленные доклады в республиканских СМИ.

Таймураз Касаев считает, что пора начинать спрашивать и с тех, кто собирает платежи с населения. «Сегодня ничего не было сказано о тех хозяйствующих субъектах, которые регулярно, с твердым упорством получают наши платежи за канализационные сбросы, за ливневое хозяйство и так далее. Постоянно меняя свой юридический статус, проходя через процедуру банкротства, сразу появляются многочисленные желающие возглавить новое предприятие. Необходимо посмотреть, куда же уходят миллионы собранных средств, на какие цели они расходуются?».

 

Социальная сфера: вновь об аварийном жилье

Другой вопрос, рассмотренный в рамках «правительственного часа» касался хода реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013- 2017 годы». С информацией по данной теме выступил заместитель министра строительства, энергетики и ЖКХ Батраз Багаев.  Он рассказал, что планируемая общая стоимость программы составляет 1 млрд. 353 млн. рублей. В рамках ее реализации к сентябрю 2017 года на территории семи муниципальных районов республики планируется переселить всех жителей, проживающих в аварийных домах, признанных таковыми до 2012 года, а именно 2889 человек.

Программа поделена на три этапа. Первый из них, который, как правило, бывает самым сложным, отметили парламентарии, в настоящее время близится к завершению. Какие на данном этапе есть проблемы? По словам Батраза Багаева, одна из основных связана с качеством строительных работ. Зачастую люди выражают недовольство планировкой своих будущих квартир. Подобную ситуацию замминистра связывает с низкой ценой за один квадратный метр жилья, предусмотренный по программе. В этой связи депутат Марат Гусов пояснил, что один из обязательных пунктов реализации проекта предполагает возводимое именно малоэтажное жилье. Однако строительство таких домов получается на порядок более затратным, чем, к примеру, пятиэтажного дома. 

Вопрос вызвал оживленную дискуссию. Тамара Таболова выразила недоумение по поводу ситуации, когда в одном районе подрядная организация успевает выполнить все свои обязательства, а в другом работы только начинаются.

«Не нужно «убаюкивать» людей метрами»,- обратилась к замминистра вице-спикер Людмила Токаева. Она рассказала о недавнем приеме граждан, когда к ней пришли около восьмидесяти человек, которых переселяют из аварийного жилья в центре Владикавказа на окраину города. Среди обратившихся были и люди, у которых предоставляемая площадь значительно меньше ранее занимаемой. Подобная ситуация недопустима, - считает Людмила Токаева. «Люди переселяются, возможно, единственный раз в жизни, и нужно делать все возможное, чтобы  они были удовлетворены»,- отметила заместитель Председателя Парламента. 

О поступающих от избирателей жалобах на низкое качество предоставляемого в рамках программы жилья говорил и депутат Олег Хабалов: «Гипсокартонные стены в этих домах тоньше, чем столы, за которыми мы сейчас сидим. Получается, что из одного ветхого жилья людей переселяют в другое ветхое по проекту жилье».

В свою очередь, выступивший с содокладом заместитель председателя комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике Вадим Суанов, отметил низкое федеральное финансирование республиканской программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013- 2017 годы» на фоне других республик СКФО: «Из девяти миллиардов, выделенных нашему федеральному округу, республике досталось только чуть более восьмисот миллионов. Из 448 тысяч человек, которых планируется переселить в СКФО, всего лишь 3 тысячи жителей республики. Цифры несоизмеримы». В своем выступлении депутат напомнил о жестких федеральных санкциях за нарушения в реализации программы.

Подводя итог обсуждения вопроса, Алексей Мачнев сказал: «Мы хотим, чтобы ветхое жилье, которое еще есть в республике, до 2017-го года практически перестало существовать. Люди должны быть переселены. Должны быть учтены потребности нашего населения. Мы максимально должны использовать возможности федеральных средств для того, чтобы полностью решить эту проблему в республике. Вопрос оставляем на контроле и в следующем году  обязательно его заслушаем».

По итогам "правительственных часов" на следующем заседании будут приняты соответствующие постановления, в которых найдут отражение все озвученные предложения и замечания.

 

Законотворчество

Депутаты в первом чтении приняли поправки, которые приводят республиканские законы о местном самоуправлении и о противодействии коррупции в соответствие с федеральным законодательством.

 Среди принятых в окончательном чтении законы «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений»; «О внесении изменений в отдельные законы Республики Северная Осетия-Алания»; «О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания»; «О профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Северная Осетия – Алания и гарантиях спасателям».  

На заседании депутаты одобрили законодательную инициативу по внесению в Госдуму РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации». В соответствии с действующим законодательством  обеспечение жильем инвалидов и семей,  имеющих детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом граждане этой же категорий, но вставшие на учет уже после указанной даты, обеспечиваются жильем на общих основаниях.  Представляя документ, руководитель профильного комитета Александр Реутов пояснил, что законопроектом предлагается исключить это ограничение и предоставлять жилые помещения всем инвалидам.

Североосетинские депутаты приняли также Обращение к Правительству РФ о передаче земельных участков бывших военных городков №67,68,71,78, не используемых в интересах обороны государства, в муниципальную собственность Моздокского городского поселения республики.

 

Кадровый вопрос

По представлению Верховного суда депутаты дали согласие на назначение Гоова Юрия Михайловича на должность мирового судьи судебного участка № 7 Моздокского района республики.

 

«Разное»

В разделе «Разное» депутат Светлана Доева обозначила тему,  которая не может не волновать практически каждого жителя нашей республики. Возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий и их последствий приводит к тому, что сотни наших сограждан в результате ДТП попадают на больничные койки с травмами различной степени тяжести. Кроме того, по данным Минздрава республики, увеличивается показатель смертности сердечно-сосудистых заболеваний. Экстренная помощь таким больным, как правило, оказывается в РКБ. При этом, как отметила депутат, в «экстренной помощи» нуждается сегодня сама больница. В неисправном состоянии находится медоборудование, которое было установлено в РКБ в рамках проводимой ранее модернизации.  Нехватка медицинских кадров – тоже острейшая проблема для больницы. Так, например, на одного дежурного реаниматолога приходится более двадцати больных. Можно ли говорить сегодня об оказании качественной медицинской помощи в РКБ? Светлана Доева призвала своих коллег и членов Правительства подключиться к решению актуальнейших для нашей республики проблем в сфере здравоохранения.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.