Главная >> Заседание Парламента >> Тридцать четвертое заседание Парламента РСО-А

Дата: 25 Июня 2015 г. 19:50

Название: Тридцать четвертое заседание Парламента РСО-А

Кратко: 25 июня под председательством Алексея МАЧНЕВА состоялось тридцать четвертое заседание Парламента республики. Целый ряд пунктов повестки дня вызвал дискуссию среди депутатов, и все же одним из главных вопросов на заседании стал отчет об исполнении республиканского бюджета за прошлый год.

25 июня под председательством Алексея МАЧНЕВА состоялось тридцать четвертое заседание Парламента республики. Целый ряд пунктов повестки дня вызвал дискуссию среди депутатов, и все же одним из главных вопросов на заседании стал отчет об исполнении республиканского бюджета за прошлый год.

В заседании принял участие Временно исполняющий обязанности Главы республики Тамерлан АГУЗАРОВ.

Законодательство

Изменения в Конституционный закон «О Главе Республики Северная Осетия-Алания» представил руководитель комитета по законодательству Геннадий Родионов. В соответствии с нормами действующего законодательства, Глава республики избирается депутатами республиканского Парламента из числа трех кандидатов, представленных Президентом РФ не позднее 20 дней со дня внесения представления. Вместе с тем, это противоречит изменившимся в феврале этого года нормам федерального законодательства. Речь идет о том, что днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ определено второе воскресенье сентября - в этом году выборы в стране состоятся 13 сентября. В этот же день должен быть избран и Глава нашей республики. Кроме того, законопроектом предусмотрено принесение присяги вновь избранным Главой республики непосредственно после его избрания.  Соответствующие изменения нашли отражение и в Регламенте Парламента

 

Законопроект отклонить…

Напомним, правительственный проект закона, отменяющий социальные льготы гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, был принят Парламентом в первом чтении в январе этого года. На нынешнем заседании руководитель профильного комитета Александр Реутов уточнил, что документом устанавливался «критерий нуждаемости». Это означало, что те, у кого доход выше полуторакратной величины  прожиточного минимума, этой поддержки должны были лишиться. «При длительном обсуждении нами было принято решение законопроект отклонить, так как мы не имеем права нарушать конституционные нормы, т.е. лишать льгот тех, кому они были уже предоставлены», - отметил председатель комитета.

 

«Без изыскания внутренних резервов, нам просто не выжить…»

Как и предполагалось, самым острым вопросом сессии стал отчет об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. Основные тенденции экономических процессов, отраженные в цифрах республиканских доходов и расходов, озвучил заместитель министра финансов республики Казбек Дзалаев. В первую очередь он подчеркнул, что отчет прошел оценку всех ведомств согласно процедуре, в том числе и Контрольно-счетной палаты республики. Он отметил, что 2014 год был первым годом планирования бюджета по пути реализации госпрограмм, которые составили 87% всех бюджетных расходов или 20,3 млрд. рублей.

 Говоря в целом, исполнение доходов бюджета составило порядка 90%. Причиной недополучения около 900 млн. рублей являются три основных фактора – снижение более чем в 3,5 раза объемов производства алкогольной продукции, почти на 300 млн. рублей - с подакцизных нефтепродуктов и недостаточный рост поступлений налога на доходы физических лиц, так как многие крупные хозяйствующие субъекты снялись с местного учета. Исполнение бюджета по расходам составило так же около 90%. Казбек Дзалаев отметил ряд причин такого положения: недостаточность собственных доходов, недостаточное исполнение федеральных целевых средств из-за позднего поступления их в республику и низкое исполнение обязательств по Дорожному фонду.

От общих тенденций к конкретным проблемам перевел дискуссию председатель бюджетного комитета Асланбек Хадарцев. «Ежегодно мы наши удачи и провалы ищем в бюджете - в нем же мы ищем наше спасение и развитие». Он перечислил целый ряд направлений, которые демонстрируют неудовлетворительное обращение с республиканскими деньгами. Так, вызывает беспокойство сам принцип управления финансами, при котором из года в год повторяется ситуация неисполнения расходных обязательств на фоне возвращения федеральных средств в суммах, превышающих миллиард рублей. «На 1 млрд. 193 млн. рублей федеральных денег мы не выполнили свои расходы, и почти на такую же сумму вырос госдолг. Растет еще и его обслуживание… Я не понимаю, как мы не исполнили 240 млн. рублей по Дорожному фонду, когда 109 млн. рублей не получили в муниципалитетах и 61 млн.руб. не получил г. Владикавказ. Это с учетом того, что закон запрещает использовать средства дорфонда на другие нужды. А говорят, в бюджете средств нет.

Контрольно-счетной палатой в 2014 г. проверено 1,5 млрд. средств реализации программы развития и модернизации здравоохранения. Из них 509 млн. рублей – нарушения бухучета по ремонту ЛПУ. Помимо этого, мы обозначили 530 тыс. человек неработающего населения и никто не предлагает актуализировать эту цифру. Может их больше, может меньше, но мы продолжаем закладывать средства.

Согласно информации Агентства по госконтрактам - республика заключила контрактов на общую сумму 1 млрд. 537 млн. рублей. Исполнение составило 1 млрд. 407 млн. рублей, экономия составляет 130 млн. рублей.  Где они, никто не говорит», - отметил председатель бюджетного комитета.

Асланбек Хадарцев напомнил и о таких резервах пополнения доходной части казны, как распоряжение имуществом: бывшие оборонные предприятия; предприятия инвесторов, простаивающие без загрузки линий; государственное имущество, реализуемое по сомнительным схемам – все это представляет собой хороший ресурс. Отдельное внимание депутат уделил проблемам отношения к земельным ресурсам. На фоне экономической ситуации все более актуальным ему видится возрождение в том или ином виде системы потребительских союзов и государственных закупок. Сельхозтоваропроизводитель должен быть уверен, что его продукция нужна и будет закуплена.

Не было оптимистичным и выступление заместителя Председателя Контрольно-Счетной палаты РСО-Алания Александра Мамсурова. Он развенчал минимальные показатели роста бюджетных доходов, рассмотрев их под другим углом. В частности, декларируемый рост доходов на 4,5% в сравнении с 2013 годом теряет значимость на фоне инфляции в 11,6%. В первую очередь он отметил низкий уровень рентабельности в сельском хозяйстве и, как следствие, мизерный налог на прибыль – 2 млн. рублей. 

Продолжают сокращаться бюджетные поступления с предприятий связи, транспортного сектора, предприятий по добыче нерудных ископаемых. Налицо стабильное снижение поступлений налога на прибыль. По мнению аудиторов, не меньший кризис наблюдается и в секторе промышленного производства. В частности, республиканскому Правительству необходимо самым серьезным образом пересмотреть свои отношения с заводом «Электроцинк» по части налоговых отчислений этого предприятия. Александр Мамсуров затронул также проблемы снижения акцизных поступлений, убыточную работу ГУПов и предельный размер госдолга. Качество планирования и эффективность расходования средств – главное над чем важно работать исполнителям, - считают в КСП.

Замминистру финансов было адресовано много депутатских вопросов, в которых все чаще звучала тема персональной ответственности тех или иных руководителей за неудовлетворительное обращение с деньгами.

Депутат Маргарита Кулова напомнила коллегам, что еще при принятии бюджета-2014 говорилось о том, что он заведомо нереалистичный. «Расчеты показывают, что налоговая база в разы больше той, которая отражается в бюджете. Речь идет о миллиардах рублей. Это касается НДФЛ, так как люди работают в серой зоне. Следующий резерв - налог на прибыль: 40% организаций официально считаются убыточными. Кто работает себе в убыток?» - отметила Маргарита Кулова.

Традиционно жесткие оценки прозвучали также в выступлении первого вице-спикера Станислава Кесаева. «Мы не первый год позволяем людям показывать цифры, которые не устраивают ни обычных людей, ни депутатов, ни большинство членов Правительства», - сказал он. На его взгляд - исполнения бюджета нет. Станислав Кесаев предложил рассмотреть документ только в первом чтении, а ко второму подойти с подробной росписью всего расходования средств, так как, по его мнению, слишком много цифр в отчете Правительства отсутствуют.

В завершение обсуждения свое мнение обозначил и ВРИО Главы РСО-Алания Тамерлан Агузаров

«Уважаемые коллеги! Я не планировал сегодня выступать, но послушав доклад об исполнении бюджета за прошлый год, содоклад и выступление Контрольно–счетной палаты, счел для себя необходимым выйти на эту трибуну.

Начну с того, что при всем моем уважении к Казбеку Семеновичу Дзалаеву, и, не умаляя его профессиональных качеств, я требую от Правительства, чтобы отчет об итогах исполнения бюджета докладывал министр финансов, а не заместитель министра финансов.

Что касается бюджета, ситуация действительно тяжелая. Казбек Семенович привел цифры о том, что на сегодняшний день государственный долг составляет более десяти миллиардов рублей.  И доходная часть бюджета тоже около десяти миллиардов рублей. Сопоставьте эти две цифры и станет понятно, как тяжело приходится тем людям, которые от нас чего-то ждут. Из указанной суммы, 2,5 миллиарда рублей – это деньги коммерческих банков, и процентные ставки по этим кредитам, которые мы сегодня будем выплачивать – 12,5 %.  7,5 миллиарда рублей - это бюджетные кредиты. Срок погашения коммерческих кредитов – октябрь-декабрь 2015 года. Денег в бюджете нет. Сегодня самая большая головная боль - моя и Правительства - это то, что заработная плата, которую надо выплатить 1 – 2 июля вместе с отпускными, составляет 1 миллиард 560 миллионов рублей. Хотим мы этого или нет, но деньги мы должны выплатить. Что делать в такой ситуации?

Абсолютно согласен с представителем «Патриотов России» Маргаритой Куловой, которая сказала, что без изыскания внутренних резервов, нам просто не выжить. Поэтому нам всем действительно надо сесть за стол переговоров - за круглый стол и искать эти выходы.

Я работаю немногим более двух недель, и  окунулся  в ситуацию.  Проблемы везде - в каждой системе, в каждой отрасли, причем эти проблемы лежат на поверхности, и внутри их искать не надо.  Поэтому какие-то внутренние резервы нам нужно изыскивать. В частности, есть предложение повысить арендную плату за пользование землей – сегодня она составляет одну тысячу рублей (прим.: за гектар в год), но даже эту тысячу рублей никто практически не платит. Зато землю отдают в субаренду,  и  получается 10-12 тысяч рублей. Мы разве это не видим? Главы администраций это не видят? Видят! Это один момент.

Второй момент. Посмотрите, что творится на наших рынках. Я вам приведу определенные цифры. Если кто обидится - это его проблема. Сегодня нужно обратить внимание на рынки, которые платят за год деньги в бюджет республики. «Викалина» платит четыре миллиона рублей. Разве это нормальная цифра? «Зеленый рынок»  платит три миллиона рублей. Нормальная цифра? Вы же создавали комиссию по этим рынкам – почему вы не довели до конца свою работу? Не буду перечислять другие рынки, взял в качестве примера два центральных рынка. Но когда увидел эти цифры, то был в ужасе. Вот они - наши внутренние резервы. Почему мы их не используем? Я привел только два примера, которые тоже лежат на поверхности.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения. Мы прекрасно понимаем, что сегодня основной сегмент экономики – это сельское хозяйство, и нам надо сделать упор на наше сельское хозяйство. Республиканские латифундисты известны всем. Мы знаем, кто хозяева земель. Кстати, возвращаясь к рынкам. Хочу сказать, что все хозяева рынков – это наши с вами коллеги. Ни одного обычного гражданина я не встречал, кто бы был хозяином рынка.  Поэтому давайте с себя начинать. Точно также и земли - кому они принадлежат? Давайте, посмотрим!

Предлагаю на каждом заседании Парламента проводить «правительственный час», и чтобы на каждом заседании один из министров отчитывался о том, чем он занимается, и чем занимается его министерство. Если поддерживаете, внесите в свою программу.

Система государственных закупок становится притчей во языцех не только у депутатов, но наши правоохранительные органы почему-то молчат, и ничего не видят. Не видят, когда государственные закупки у соответствующих министерств идут по завышенным ценам. Это что новость? Вы же все об этом знаете, и все молчите.

Во время своего представления я говорил, и сейчас хочу вам сказать, что основная функция парламента – это контрольная функция. Правительство и я, как глава исполнительной власти, готов с вами сотрудничать в этом направлении. Мы даем вам полный карт-бланш – пожалуйста, контролируйте бюджет, контролируйте каждый рубль, каждую копейку, чтобы она доходила до потребителя. Это – ваши права и ваши возможности, делайте это, используйте это.

Что касается подготовки бюджета. Не нужны нам такие отчеты. И все это начинается с того, что готовят бюджет только в Правительстве, никакие органы власти республики, в том числе и депутаты, к процессу подготовки бюджета не допускаются. Келейная подготовка бюджета, который затем выносится на Парламент. Я требую от Правительства, чтобы каждый бюджет готовился с участием депутатских групп, комитетов, с участием федеральных органов государственной власти, налоговой инспекции и других структур. Привлекайте их и делайте реальный бюджет, а не те дутые цифры, которые мы сегодня видим, и потом начинаем критиковать Правительство. Но мы же сами эти цифры утверждаем.

В завершение выступления хотел бы поздравить депутатов с прошедшим замечательным праздником (прим.: 20-летием Парламента). В это время был на Санкт-Петербургском экономическом форуме, и к сожалению, не смог участвовать в этом знаковом событии. Тем более, что сам имею отношение к этому событию - я был избран депутатом Парламента в 1995 году, и самый ценный значок у меня – под номером 001, самый первый значок.  Удачи вам! Я призываю вас к открытой, прозрачной работе с Правительством и со мной!». 

 

Фонд медстрахования – больше вопросов, чем ответов

Обсуждение эффективности использования в 2014 году средств бюджета ТФОМС -  вызвало острую дискуссию среди участников заседания. С информацией выступил директор Фонда Таймураз Томаев. Он сообщил, что доходная часть составила почти 4,9 миллиардов рублей, расходы же на 300 миллионов больше. Бюджет более чем на 90 процентов был сформирован из средств, поступивших из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В структуре расходов наибольший удельный вес, свыше пяти миллиардов рублей, занимает финансирование Территориальной программы ОМС. Докладчик также обратил внимание депутатов на то, что при исполнении бюджета прошлого года не выявлено фактов нецелевого использования средств, о чем говорят результаты проверок правоохранительных органов. 

Затем с содокладом выступил врио министра здравоохранения республики Таймураз Ревазов. Он подробно рассказал о наиболее актуальных проблемах, существующих в системе оказания медицинской помощи и сфере здравоохранения в целом. Так, одну из основных причин неэффективной работы, в частности, первого этапа оказания медицинской помощи, врио министра видит в избыточном коечном фонде. «Само собой, возникает логичный вопрос - сколько коек нужно сокращать? Поиск ответа осложняет и недавняя ситуация в Алагирском районе, когда внезапно пришлось разворачивать двести дополнительных коек», - отметил Таймураз Ревазов. И все-таки, нынешнее число койко-мест в республике необходимо оптимизировать, продолжил докладчик: «В вечернее время мы видим, что происходит в отделениях - есть огромное количество историй болезни на тумбочке, а пациент находится дома». В то же время содержание одной койки в сутки обходится почти в две с половиной тысячи рублей.

Говоря о возросшем количестве вызовов Скорой помощи, Таймураз Ревазов отметил, что основная причина в отсутствии в ряде поликлиник службы неотложной помощи, а в целом – в отсутствии преемственности между поликлиникой и стационаром. Емко, не сглаживая углы сложной ситуации в здравоохранении, врио министра затронул еще немало острых проблем по оказанию медуслуг. А в завершающей части своего выступления он сообщил, что принято окончательное решение о сохранении Нузальской больницы.

Перед тем, как заслушать второго содокладчика, депутаты адресовали Таймуразу Ревазову несколько вопросов. Так, Тимур Цахилов в очередной раз говорил о проблеме нехватки медикаментов в больницах. Вячеслав Мамукаев интересовался перспективами строительства новой противотуберкулезной больницы. Светлана Доева отмечала большую очередь на госпитализацию. Марат Гусов поблагодарил врио министра за помощь в решении проблемы плохого питания в Ардонской больнице. Вице–спикер Людмила Токаева рекомендовала Минздраву ускорить работу по оснащению лечебных учреждений необходимым оборудованием, чтобы  жители республики проходили лечение дома. Ведь только за прошлый год расходы на иногородние медицинские услуги для жителей республики составили более 140 миллионов рублей.

Свое мнение по данному вопросу высказал и Ахсарбек Фадзаев. Он отметил, что депутатам нужно предоставлять подробную роспись статей расходов Фонда. Только в этом случае можно будет провести качественный анализ исполнения бюджета. Также выступающий призвал усилить контроль за оснащенностью медучреждений медикаментами. Кроме того, депутат выразил недоумение по поводу формирования среднего размера заработной платы работникам здравоохранения: «Есть примеры, когда врач с 36-летним стажем высшей категории получает 12 тысяч, а в этом лечебном учреждении средняя заработная плата врачей – 32 тысячи рублей. Наверное, есть необходимость ознакомиться с тем, как формируется средняя заработная плата».  Не обошел стороной Ахсарбек Фадзаев и вопрос организации питания в больницах: «Есть учреждения, где расходы на одного пациента примерно 60 рублей в день. И пациенты сыты. А есть больницы, где расходуется 160 рублей, и по большому счету еды нет».

За озвученный детальный и качественный анализ выполнения программы госгарантий, который Минздравом, кстати, подготовлен впервые, Таймураза Ревазова поблагодарил второй содокладчик – руководитель профильного парламентского комитета Александр Реутов. В начале выступления он отметил, что в прошлом году в результате недофинансирования из республиканского бюджета, Федеральный Фонд не выделил североосетинскому ТФОМСу более 400 миллионов рублей. В этой связи Алексей Мачнев задал вопрос руководителю ТФОМСа: «А кто-нибудь понес ответственность за то, что республика недополучила 400 миллионов или у нас все настолько хорошо, что нам не нужны эти деньги»? Таймураз Томаев ответил, что к ответственности никто привлечен не был.

Также, как и предыдущий докладчик, Александр Реутов говорил о неудовлетворительной работе стационара: «Нам надо чтобы жители нашей республики получали качественную медицинскую помощь. А это невозможно, если деньги, которые выделяются для лечения реанимационного больного, расходуются на ненужное лечение в стационаре амбулаторного пациента, а это сплошь и рядом. И за лечение этого амбулаторного пациента в стационаре наши с вами друзья, коллеги, братья получают заработную плату». 

Завершая доклад, Александр Реутов сказал: «Нам только сейчас привели пример, когда по слову Минздрава вдруг стало хорошо с питанием и с медикаментами в одной больнице, когда новый главный врач организовал работу так, что в РКБ сейчас в реанимации не покупают лекарств. Это задача Минздрава. Наша с вами задача - требовать это с Минздрава и держать вопрос на постоянном контроле».

 

Дополнительные средства – аграриям

Первый заместитель министра финансов Казбек Дзалаев представил законопроект, который вносит изменения в республиканский бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Необходимость рассмотрения документа обусловлена поступлением в республику федеральных средств в сумме 78 млн. рублей для поддержки сельхозтоваропроизводителей.  Из них, по словам Казбека Дзалаева, предполагаются затраты на элитные семена, развитие растениеводства, животноводства и поддержку граждан, проживающих в сельской местности.  Несмотря на то, что корректировки необходимо отразить в ближайшие дни, депутаты подробно обсудили каждую из них.

Первый вице-спикер Станислав Кесаев поинтересовался: «Нам эту цифру определило правительство или была какая-то заявка?». Казбек Дзалаев пояснил, что все заявки Министерством сельского хозяйства республики  были сформированы в конце прошлого года, а федеральные средства поступают уже в ходе исполнения бюджета в течение действующего финансового года.

 Председатель профильного комитета Асланбек Хадарцев. прокомментировал обоснованность некоторых корректировок РАИПа на 2016 год и рекомендовал поддержать документ.

Учитывая, что федеральные средства необходимо отразить в бюджете до 1 июля, парламентарии приняли закон в окончательном чтении.

Следующим вопросом повестки дня депутаты обсудили предложенные изменения в республиканский закон о налоге на имущество организаций. Необходимость их внесения пояснил Асланбек Хадарцев. В прошлом году Правительством республики были инициированы изменения в закон «О налоге на имущество организаций», благодаря которым должен был появиться перечень организаций - преимущественно крупных торговых центров, которые должны были платить налог исходя из кадастровой стоимости своих объектов. Однако до сих пор данный документ не подготовлен правительством. Как пояснил Асланбек Хадарцев, в этой связи у торговых организаций нет возможности платить налог по новой системе, но и по старой заплатить они уже не имеют права.  Поэтому законопроектом предлагается перенести срок вступления закона на январь 2016 года, чтобы налогоплательщики могли заплатить налог по старой схеме. Помимо этого депутаты вернутся к этому закону еще раз, так как возникла необходимость пересмотра коэффициентов налоговых расчетов. В итоге закон был принят.

 

Северная Осетия в тройке регионов-лидеров по оказанию бесплатной юридической помощи

 Об этом на заседании Парламента в четверг сообщила начальник Управления Министерства юстиции РФ по РСО-Алания Медея Элдзарова.

Выступая перед депутатским корпусом с итогами реализации в прошлом году республиканского закона «Об оказании бесплатной юридической помощи», докладчик отметила, что за отчетный период за бесплатной  юридической  помощью обратились более 109 тыс. человек.  В основном это устное консультирование, представление же интересов граждан в судах носит единичный характер.

Из 164  юристов, участвующих в системе оказания юрпомощи, только 20 человек изъявили желание помогать людям на общественных началах. Всего же  адвокатами в  прошлом году юридическая помощь оказана 4740 раз.

По прежнему остро стоит проблема недостаточной информированности населения о конституционном праве на получение квалифицированной юрпомощи: «Надо усилить эту работу, люди должны знать, что у них есть возможность получать бесплатно юридическую помощь. Особенно это актуально для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Органам местного самоуправления, как наиболее приближенному к населению уровню публичной власти, более чем кому - либо известны потребности социально незащищенных категорий граждан», - отметила Медея Элдзарова.

Выступивший затем председатель профильного комитета Геннадий Родионов подчеркнул особую важность обсуждаемого вопроса: «Данный закон носит ярко выраженную социальную направленность. В начале были опасения - он не был обеспечен бюджетными ассигнованиями. Но были приняты  все необходимые меры, на его реализацию. Для того чтобы закрепить результаты и качественно улучшить исполнение данного закона, комитетом подготовлено Постановление Парламента, в котором отражен ряд рекомендаций и предложений. Одно из них - рациональное использование, бюджетных средств».

Бесплатная юридическая помощь - это та составляющая демократизации общественной жизни, которую необходимо всячески поддерживать, - считает Первый вице-спикер Станислав  Кесаев.  «Закон необходимо еще дорабатывать. Большая работа предстоит с адвокатским сообществом. Не должен человек приходить к десяти адвокатом с одним и тем же вопросом. Я хочу персонально поблагодарить руководство Управления Минюста и Министерства труда и социального развития за то, что они самым заинтересованным образом относятся к этой социально важной работе»

Итогом обсуждения стало принятие Постановления Парламента, в котором нашли отражение озвученные замечания и предложения.   

 

Назначение

По представлению  Верховного Суда республики депутаты дали согласие на  назначение Нанули Алексеевны Урумовой  на должность мирового судьи судебного участка № 35 Ардонского  района.  

 

Приняты законы

На заседании в окончательном чтении приняты законы:

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия - Алания  «О мерах по защите нравственности и здоровья детей в Республике Северная Осетия - Алания».                     

 - «О внесении изменений в статью 19 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 4 Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Республики Северная Осетия – Алания».

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об Общественной палате Республики Северная Осетия – Алания».

-  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания».

-  «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия – Алания».

- «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Северная Осетия – Алания на 2016 год в целях установления социальной доплаты к пенсии».

- «О внесении изменений  в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О семейной политике в Республике Северная Осетия – Алания».

 

 

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.