Главная >> Заседание Парламента >> Заседание Парламента РСО-Алания

Дата: 30 Июня 2016 г. 17:31

Название: Заседание Парламента РСО-Алания

Кратко: ​30 июня под председательством Алексея МАЧНЕВА состоялось сорок седьмое заседание Парламента республики. Повестка дня включала двадцать семь пунктов, из которых в этот день было рассмотрено двенадцать, решение же по другим вопросам парламентарии примут в следующий четверг, 7 июля. Обсуждение итогов и различных аспектов исполнения бюджета республики в прошлом году стало одним из главных на сессии.

30 июня под председательством Алексея МАЧНЕВА состоялось сорок седьмое заседание Парламента республики.  Повестка дня включала двадцать семь пунктов, из которых в этот день было рассмотрено двенадцать, решение же по другим вопросам парламентарии примут в следующий четверг, 7 июля. Обсуждение итогов и различных аспектов исполнения бюджета республики в прошлом году стало одним из главных на сессии.  

О Главе республики

Заседание началось с обсуждения изменений в Конституционный закон  «О Главе Республики Северная Осетия – Алания», предложенных Временно исполняющим обязанности Главы Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с федеральным законодательством. В документе уточняются сроки избрания высшего должностного лица субъекта РФ, когда его полномочия истекают или досрочно прекращены в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва. В этом случае избрание главы региона проводится в день выборов депутатов Госдумы. Кроме того, в законопроекте предусмотрено ограничение для Главы республики участие в управлении хозяйствующим субъектом, допуская это только в случаях, предусмотренных федеральным или республиканским законодательством. 

О льготах многодетной семье

В окончательном чтении на заседании приняты поправки в действующее республиканское законодательство, призванные поддержать многодетные семьи.  Речь идет о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно без торгов и предварительного согласования земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. При этом, как пояснил председатель профильного комитета Виктор Темираев, данная норма распространяется на жителей республики, постоянно проживающих в  Северной Осетии не менее пятнадцати лет.

О Дорожном фонде

В окончательном чтении был принят законопроект о внесении изменений в республиканский закон о Дорожном фонде. Как сообщил заместитель председателя комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике Вадим Суанов, в процессе подготовки документа ко второму чтению были учтены разные мнения депутатов и определена общая позиция – столица республики должна получать не менее 10% от средств Дорожного фонда. В этой связи, руководитель бюджетного комитета Асланбек Хадарцев отметил, что до принятия бюджета следующего года необходимо выработать методику распределения средств, которые должны быть выражены единой, чётко обозначенной суммой. И уже в этом случае отдельными постановлениями Правительство сможет распоряжаться этой суммой по мере необходимости. По его словам, принятие закона в нынешней редакции не будет столь результативным, как ожидается, так как в данный момент лимиты установлены в сумме 150 млн. рублей, и прежде чем увеличивать их до 300 млн. рублей, необходимо изменить пределы этих лимитов.

Депутат Нох Токаев, ссылаясь на многочисленные обращения своих избирателей с. Чикола, Н. Урух и Ахсарисар о крайне неудовлетворительном состоянии внутренних дорог, предложил законодательно расширить возможности Дорожного фонда. В контексте обсуждаемого законопроекта он считает неприемлемой формулировку «не менее 10%», норма же «до 10%», по его мнению, будет более определённой и «не позволит делать перекосы».

В свою очередь Председатель Парламента Алексей Мачнев  считает, что в перспективе Правительству необходимо усовершенствовать республиканский закон о Дорожном фонде.

О сезонном характере дорожных работ и необходимости скорейшего решения вопроса коллегам напомнил руководитель профильного комитета Ахсарбек Гулаев.  

О бюджете

Ожидаемую дискуссию на заседании вызвали итоги исполнения республиканского бюджета за 2015 год, которые представил врио министра финансов республики Олег Исаков. Прежде чем озвучить их, он подчеркнул, что «исполнение осуществлялось в условиях нестабильной экономической ситуации» и напомнил депутатам, что в первоначальный закон о бюджете изменения вносились пять раз. Несмотря на то, что по сравнению с регионами, в которых изменения в бюджет вносились 12 раз, частая корректировка бюджета, по его словам, демонстрирует низкий уровень финансового менеджмента.

На фоне общего снижения налоговых доходов особенно остро проявлялась нехватка средств. Заложенные расходные обязательства оказались не выполнены и создали рост кредиторской задолженности более 1 млрд. рублей, в том числе по социальным выплатам населению. К примеру, только налога на прибыль организаций поступило на 300 млн. рублей меньше, чем в 2014 году, а устойчивое поступление НДФЛ обеспечивалось сектором госуправления и безопасности, а также сферами здравоохранения, образования и соцзащиты. В целом, за прошлый год республика недополучила почти 820 млн. рублей налоговых доходов.

Недопоступление собственных доходов компенсировалось заимствованиями целевых средств, поступающих в республику. По итогам года их общий объем составил 2 млрд. 54 млн. рублей, частичный возврат же был осуществлен в текущем году, но уже за счет собственных доходов. Так же оказались заимствованы и средства республиканского Дорожного фонда. Их общий объем составил 1,3 млрд. рублей, из них только в 2015 г. – 935 млн. рублей.

В целом более 75% всех бюджетных расходов прошлого года ушло на выполнение социальных обязательств – выплата заработной платы, меры соцподдержки, исполнение майских указов Президента РФ. Все заявленные зарплатные показатели удалось исполнить, при том, что в первоначальной редакции закона о бюджете 2015 года на корректировку зарплатных лимитов не хватало без малого 1,7 млрд. рублей. Именно этот дисбаланс и приходилось ликвидировать в первую очередь соответствующими изменениями в бюджете.

Подводя основные результаты исполнения, Олег Исаков отметил, что бюджет 2015-го года «был оптимистичным с высоким риском неисполнения».

«Филигранную работу Правительства с госдолгом» отметил в своём содокладе председатель Контрольно-счётной палаты Инал Калицов. Он отметил также, что вовремя предпринятые меры позволили республике избежать ряда серьезных санкций со стороны Минфина РФ, из-за которых почти 4,5 млрд. рублей могли быть возвращены в федеральную казну.

Выступивший с содокладом Асланбек Хадарцев подчеркнул, «чтобы со всей ответственностью подойти к работе над бюджетом будущего 2017 года - сегодня необходим тщательный анализ ошибок прошлых лет». Он отметил, что в структуре безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2015 г. в общей сумме 13 млрд. 799 млн. рублей, 8 млрд. 100 млн. рублей – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, 741 млн. рублей – дотации на сбалансированность местных бюджетов, а 4 млрд. 200 млн. рублей прямо или косвенно являются инвестициями в экономику.

Помимо этого, по словам Асланбека Хадарцева, нигде не отмечается отдача с 5 млрд. 874 млн. рублей, которые безвозмездно направляются муниципальным образованиям, а это 24,7%  доходной части бюджета. «Из всех возможных показателей мы наблюдаем только постепенный рост единого сельхозналога», - сказал он и подчеркнул необходимость активного депутатского участия в мероприятиях предстоящей сельскохозяйственной переписи.

Особо остро, по его мнению, стоит проблема республиканских долгов за энергоносители – газ, электроэнергию и т.д. «Рост задолженностей необходимо срочно остановить, из-за долгов за коммунальные услуги социально-значимые объекты республики находятся в сложной ситуации», - сказал он.

В продолжение обсуждения депутат Нох Токаев представил свое заключение по законопроекту. По его словам, исполненный в 2015 году бюджет «слабо адаптированный», но «хорошо приспособленный к поступлениям из федерального бюджета». Он подчеркнул, что все названные врио министра финансов показатели – «это удельные значения, которыми никак нельзя удовлетворяться». Важно усиливать аналитическую часть той оценки, которую дают депутаты исполнению бюджета, - считает он. Помимо этого, Нох Токаев убеждён, что «качество разработанности республиканского бюджета 2015 года в первоначальном этапе было лучше, чем после принятия последующих изменений». По мнению депутата, парламентарии также должны знать ответы на вопросы, кто и как инициирует вносимые изменения? Какой уровень их обоснованности? Что не смогло предусмотреть Правительство республики, и что возможно, не сделано Парламентом? Депутат считает, что без ответов на эти вопросы заключение не считается полноценным, а сами бюджетные отношения в республике находятся в застойном состоянии.

Неисполнение обязательств на миллиарды, недопоступление налогов и рост кредиторской задолженности назвала «тяжёлым финансовым дисбалансом» Маргарита Кулова и в этой связи выразила желание услышать от руководства республиканского УФНС, что делается фискальным ведомством для мобилизации налоговых доходов. Необходимо создать специальные программы для решения этих острых бюджетных вопросов, - считает она. Помимо этого, Маргарита Кулова отмечает, что «громко заявленные оптимизация и инвентаризация имущества пока не принесли никаких видимых результатов».

Причины налоговых недопоступлений, в первую очередь – в общем экономическом кризисе, - сообщил руководитель УФНС по РСО-А Тимур Таймазов. Он был категорически не согласен с претензиями в адрес своего ведомства и отметил, что за последние годы прослеживается динамика устойчивого роста налоговых сборов. Другое дело, что цифры прогнозируемых налоговых доходов в 2015 году были изначально не достижимы, и представители ведомства неоднократно это подчёркивали во время подготовки законопроекта о бюджете.

Подытожил дискуссию Первый вице-спикер Станислав Кесаев, который отметил напряжённость общей экономической ситуации, во время которой слушается исполнение бюджета за прошлый год. Он подчеркнул необходимость отнестись ко всем будущим поправкам «по совести».

В итоге законопроект был принят в окончательном чтении.

Прокурор информирует

Важным вопросом заседания стала также информация Прокурора РСО-А о состоянии законности и прокурорского надзора в республике.

С докладом выступил руководитель ведомства Владимир Векшин. По его словам, в минувшем году в сфере защиты прав граждан, а также экономики было выявлено свыше 14 тысяч фактов нарушения законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено почти 3 тысячи должностных лиц, столько же и к административной. В  суды направлено - 1850 исков. Кроме того, по инициативе Прокурора в 2015 году возбуждено 214  уголовных дел.

Владимир Векшин также проинформировал о проверках и проблемах в сферах государственных закупок, ЖКХ, Дорожного фонда, оборота алкогольной продукции, защиты прав предпринимателей, учета земельных участков: «Анализ состояния законности, проведенный Прокуратурой, свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем и необходимости организации более четкой планомерной работы соответствующих уполномоченных органов государственной власти», - отметил Прокурор республики.

С содокладом по данному вопросу выступил председатель парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов. По его словам, за отчетный период сотрудниками Прокуратуры была проведена серьезная работа, в частности, по защите прав граждан. Говоря о большом количестве обращений в адрес Уполномоченного по правам человека, Геннадий Родионов обозначил необходимость более тесного сотрудничества Прокуратуры и омбудсмена.

Кроме того, руководитель комитета высоко оценил эффективную законопроектную деятельность Прокуратуры, отметив при этом, что только в отчетном году в Прокуратуре было разработано 5 важных законопроектов.

Геннадий Родионов указал еще на ряд направлений деятельности, требующих повышенного внимания Прокураты. В частности, это противодействие наркопреступности. «Считаю, что эффективность ответственных структур по борьбе с дикорастущей коноплей находится на низком уровне. Только благодаря усилиям специальной депутатской комиссии удалось выявить нарушения на сумму 200 тысяч рублей по закупке гербицида «Торнадо»- основного «оружия» против дикорастущего наркосодержащего растения».

В завершение депутаты выразили слова благодарности Владимиру Векшину за активное сотрудничество с депутатским корпусом. В этой связи Светлана Доева  отметила, что ответы на депутатские запросы из Прокуратуры всегда поступают своевременно. Депутат Парламента, председатель Федерации профсоюзов республики, Таймураз Касаев поблагодарил Прокурора и сотрудников ведомства за оперативность в решении проблем по задержке заработной платы, несоответствующих условий труда и безопасности на рабочих местах, с которыми организация профсоюзов неоднократно обращалась в Прокуратуру.  

Кадровые вопросы 

По представлению Врио Главы республики депутаты дали согласие на назначение Камболата Казбековича Цомартова судьей Конституционного Суда РСО-Алания.

Уже после окончания заседания парламента Алексей Мачнев, отвечая на вопросы журналистов республиканских СМИ, коротко прокомментировал итоги сессии: «Сегодня мы провели только часть заседания Парламента, продолжить работу планируется на следующей неделе. Скопилось достаточно большое количество важных вопросов, которые нам предстоит рассмотреть. Мне хотелось обратить внимание, как активно депутатским корпусом обсуждались итоги исполнения республиканского бюджета за прошлый год. Был высказан ряд существенных критических замечаний, но вместе с тем и обозначены, на мой взгляд, совершенно правильные  резервы пополнения бюджета. Соглашусь с мнением врио министра финансов Олега Исакова, что кроме нас самих ни выполнять бюджет, ни увеличивать его доходную часть, никто не сможет. Кроме того, заинтересованно прошло обсуждение подробной и обширной информации Прокурора республики об итогах работы ведомства за минувший год. Еще одним вопросом повестки заседания стал законопроект о Дорожном фонде. Мы все видим, в каком состоянии находятся  дороги  и не только во Владикавказе, но и по всей республики. На их реконструкцию и ремонт требуются немалые финансовые средства. Депутаты сегодня приняли в окончательной редакции закон, который позволит профинансировать администрацию города Владикавказа из Дорожного фонда и, надеюсь, уже в ближайшее время качество дорог нашей столицы улучшится».

Приняты законы

На заседании внесены изменения в Регламент Парламента республики и в окончательном чтении приняты следующие законы:

- «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания за 2015 год»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия - Алания «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания на 2016 год»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об охране здоровья граждан в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О перечне должностных лиц Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия – Алания, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

- «Об отходах производства и потребления»;

- «О промышленной политике в Республике Северная Осетия – Алания».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.