Главная >> Заседание Парламента >> Семнадцатое заседание Парламента РСО-Алания

Дата: 25 Октября 2018 г. 18:28

Название: Семнадцатое заседание Парламента РСО-Алания

Кратко: Вопрос «Об экологической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания в связи с пожаром на заводе ОАО «Электроцинк» вызвал обстоятельную и продолжительную дискуссию среди участников 17-го заседания Парламента РСО-Алания. К диалогу была приглашена инициативная группа из числа людей, митинговавших у здания Дома Правительства с единственным требованием – закрыть завод. Вел заседание Председатель Парламента Алексей МАЧНЕВ.

Вопрос «Об экологической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания в связи с пожаром на заводе ОАО «Электроцинк» вызвал обстоятельную и продолжительную дискуссию среди участников 17-го заседания Парламента РСО-Алания. К диалогу была приглашена инициативная группа из числа людей, митинговавших у здания Дома Правительства с единственным требованием – закрыть завод. Вел заседание Председатель Парламента Алексей МАЧНЕВ.

Но началось заседание с минуты молчания в память о командире отделения пожарно-спасательной части 1-го отряда Федеральной противопожарной службы по РСО-Алания, прапорщика внутренней службы Александра Ермакова, погибшего при исполнении служебного долга.

Первым взял слово вице-спикер Гарий Кучиев. Напомнив хронологию событий пожара, он отметил, что по поручению Председателя Парламента было проведено совещание с участием представителей контролирующих федеральных органов государственной власти, республиканских министерств и ведомств, депутатов Парламента.

«В настоящее время проводятся проверочные мероприятия по выявлению причин пожара. Поэтому сегодня говорить о результатах еще рано, необходимо дождаться итогов проверок с тем, чтобы проинформировать население республики о ее результатах. Как известно слухи и напряженность в обществе возникают в ситуациях информационного дефицита, когда нет достоверной информации», - сказал вице-спикер. Он также обратил внимание на необходимость усиления контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятия, так как ситуация с пожаром может свидетельствовать об отсутствии должного контроля.  Гарий Кучиев в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время накопилось множество вопросов к деятельности завода и закрыть его возможно только путем принятия добровольного решения самого предприятия или по решению суда. Действующим законодательством иных возможных путей ликвидации предприятия не имеется.

«Наша основная задача сегодня - выработать меры по решению проблем возникающих в связи с деятельностью «Электроцинка» на территории Северной Осетии. Обращаюсь ко всем, кто небезразличен к судьбе республики, и имеющим определенные рычаги влияния, как на территории республики, так и вне ее - объединиться и совместно решать вопрос в рамках правового поля, а не повышать свой рейтинг за счет сложившейся ситуации, и не поддаваться различного рода провокациям», - заключил вице-спикер.

Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Тимур Ортабаев выступил с проектом обращения Парламента РСО-Алания к федеральным органам власти и руководству Уральской горно-металлургической компании, чьим дочерним предприятием является «Электроцинк».

В обращении, в частности, говорится, что пожар резко обострил крайне негативное отношение жителей республики на деятельность завода. На протяжении последнего десятилетия выбросы загрязняющих веществ промышленного предприятия, находящегося в центре столицы Северной Осетии, вызывают беспокойство жителей республики. В современных условиях, учитывая высокий технический прогресс, деятельность завода не должна приводить к негативным последствиям и отрицательно сказываться на здоровье человека.

Между тем, не выполняются условия соглашения между Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания и ОАО «Электроцинк» о взаимодействии в рамках обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории г. Владикавказа, а также не соблюдается график мероприятий по организации санитарно-защитной зоны. Сам завод относится к предприятиям первого класса опасности и, находясь в зоне жилой застройки города Владикавказа, вероятность причинения вреда здоровью горожан остается реальной и очень высокой.

Парламентарий обозначил позицию североосетинских депутатов, которые считают, что предпринимаемых руководством завода мер недостаточно для существенного изменения ситуации к лучшему.

«Серьезную озабоченность вызывают последствия пожара на экологическое состояние столицы нашей республики. Сегодня особенно важно осознать, что именно благополучная экологическая обстановка – залог стабильного и здорового развития народа Северной Осетии. В этой связи обращаемся с требованием прекратить деятельность завода ОАО «Электроцинк» в г. Владикавказе», - заявил Тимур Ортабаев.

Прежде чем приступить к процедуре голосования, народные избранники посчитали нужным обозначить свою точку зрения по данному вопросу. В основном все выступления сводились к одному – завод должен быть закрыт.
Так, Тимур Цахилов отметил, что «все мы живем в правовом государстве, так почему это не распространяется на УГМК? Законодатели независимо от личных убеждений и партийной принадлежности должны стоять на своем, а именно – «Электроцинк» должен быть закрыт».

Борис Кантемиров был солидарен с мнением предыдущих ораторов, однако высказал сомнения по поводу того, что предприятие все же удастся закрыть, даже по решению суда. «Вопрос принципиальный, хотелось бы на будущее законодательно быть защищенными от подобных инцидентов. Нужно подумать над включением в программу развития рекреационного комплекса республики жестких требований по отношению к любому предприятию, которое работает или собирается начать работать в республике. Попробуйте сегодня открыть спиртзавод в Кисловодске или цементный завод в Ессентуках. У вас не получится не потому, что народ выйдет на улицу, а потому, что это не преодолеть на законодательном уровне».

Взявший следом слово Игорь Касабиев задался вопросом: «Получается, общественное мнение не может влиять на закрытие коммерческого предприятия? В этой связи хочу сказать следующее - по какому пути бы мы не пошли: будем закрывать завод по судебному решению или разбивать перед ним палаточный лагерь, собственник должен понять, что жители республики уже не пойдут на попятную. Варианта работы завода не будет - это мое мнение и мнение моих избирателей».

Нох Токаев подчеркнул, что в решении такой крупномасштабной проблемы требуется консолидация всех усилий и поддержка государства. 

Коллегу поддержала Светлана Доева: «Призываю всех депутатов поддержать инициативу Обращения Парламента РСО-Алания к руководству страны о закрытии монстра - завода «Электроцинк», убивающего жителей города Владикавказа».

Свое мнение относительно обсуждаемого вопроса выразил и Виталий Чельдиев, призвавший не убеждать друг друга в очевидных вещах и красноречии, а единогласно поддержать Обращение. «Мы уже убедили друг друга, давайте теперь убедим Правительство РФ и Президента страны, чтобы завод, наконец, был закрыт».

Выступавший Дзамболат Тедеев рассказал об итогах деятельности возглавляемой им экологической комиссии, созданной при Парламенте республики по его инициативе. Факты, приведенные в геоэкологическом исследовании состояния окружающей среды, в числе прочего говорят о том, что свинцово-цинковое производство, находясь практически в центре столицы Северной Осетии, подвергает серьезному техногенному воздействию уже более четырех поколений жителей города. «Почему мы еще о чем-то думаем и какие-то оправдания находим? Да, не все так просто, но если мы ничего в своей республике не решаем, тогда давайте в знак протеста бросим свои депутатские удостоверения», - сказал Дзамболат Тедеев.

«Мы пойдем до конца», - заверил собравшихся сенатор Арсен Фадзаев, присутствовавший на заседании Парламента РСО-Алания.

После депутатских прений слово предоставили представителям инициативной группы – профессору Ивану Алборову и Виталию Калоеву, которые настаивали на ранее озвученной позиции о закрытии предприятия.

«Нас обвиняют в политической акции, но хочу отметить, что конфликт интересов между заводом и общественностью не имеет политической подоплеки. Глава республики Вячеслав Битаров дал понять, что его интересы тесно связаны с народом, и он готов идти до конца для обеспечения безопасности жизни граждан», - резюмировал Иван Алборов.

Это мнение подтвердил и премьер-министр Таймураз Тускаев, заверив депутатский корпус в том, что Правительство готово к совместной работе, которая приведет к улучшению жизни граждан Северной Осетии.

В завершение работы сессии, Алексей Мачнев поставил на голосование Обращение депутатов Парламента. Председатель Парламента предложил подготовить единое обращение к федеральным властям и представители всех четырех фракций единогласно проголосовали за это решение.

Подводя итоги дискуссии, Алексей Мачнев пояснил, что представители всех партий займутся доработкой Обращения, которое с учетом замечаний и предложений будет направлено в соответствующие федеральные структуры и инстанции. «Для нас является приоритетным здоровье нашего населения, экологическая обстановка в республике. Это для нас - основная тема», - отметил Алексей Васильевич.

Учесть все изменения

Конституционный суд республики внес на рассмотрение депутатов новую редакцию закона «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания». Комментируя документ, Председатель Конституционного суда республики Станислав Кесаев пояснил, что «республиканский закон о Конституционном суде был разработан в 2001 году. Естественно, законодательство как федеральное, так и республиканское, претерпело значительные изменения. Когда коллектив Конституционного суда приступил к работе над плановой поправкой в действующее законодательство, возникла идея учесть все изменения, которые произошли за эти годы в России. Результатом этой работы и стал данный законопроект». В целом принятие закона позволит устранить существующие недостатки, а также урегулировать вопросы, касающиеся совершенствования функционирования Конституционного суда республики.

Инвестиционные приоритеты

Законопроект об изменениях в республиканский закон об инвестиционной деятельности представил министр экономического развития РСО-Алания Казбек Томаев. Предложенные корректировки, по его словам, можно разделить на три группы: одна из них – это изменения юридико-технического характера, вторая - связана с представлением Прокуратуры республики об устранении противоречий с федеральным законодательством. Третья часть новаций дополняет законодательство мерами господдержки инвестиционной деятельности, уже утвержденными нормативными актами РСО-Алания. Речь идёт о предоставлении земельных участков инвесторам в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов. Также предусматривается возможность заключения с инвесторами специального инвестиционного контракта.

В ходе обсуждения законопроекта руководитель фракции «Патриоты России» Светлана Доева напомнила министру о том, что на заседании профильного парламентского комитета говорилось о необходимости ознакомления депутатов с перечнем будущих инвестиционных проектов.

Казбек Томаев выразил готовность со стороны Правительства предоставлять парламентариям интересующую информацию в отношении потенциальных инвестпроектов.

В свою очередь депутат Нох Токаев подчеркнул особую важность вопросов, касающихся инвестиционной проблематики. Он убежден, что запуск любого инвестпроекта должен происходить только после тщательного анализа долговременных перспектив и минимизации рисков его реализации. При этом суммы возможных инвестиций не должны быть решающими. Законопроект принят в первом чтении.

Новая территория для социального строительства

В комитете по законодательству, законности и местному самоуправлению ко второму чтению подготовлены поправки в отдельные законодательные акты республики в связи с изменениями границ муниципальных образований – город Владикавказ, Пригородный район и Гизельское сельское поселение в составе муниципального образования Пригородный район. Председатель комитета Тимур Ортабаев напомнил коллегам, что инициаторами документа выступили депутаты Собрания представителей г. Владикавказа. Законопроект направлен на расширение границ Владикавказа почти на 250 Га. На данной территории в ближайшие годы планируется строительство жилья для детей-сирот, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также для пострадавших в бесланском теракте. Кроме того, здесь предусмотрено и возведение нового корпуса Суворовского училища. Следует отметить, что представительные органы Владикавказа, Пригородного района и Гизельского сельского поселения выразили свое согласие на изменение границ. В итоге закон принят в окончательном чтении.

Приводятся в соответствие

В первом чтении были рассмотрены законопроекты, внесенные Правительством РСО-Алания. Речь идет об изменениях юридико-технического и лингвистического характера в республиканские законы «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)», где термин «оплата труда» приемных родителей предлагается заменить «вознаграждением». И в следующем - «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка» - конкретизируется понятие «полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, уточняется перечень документов, необходимых для назначения денежных средств на содержание ребенка, предоставляемый опекуном (попечителем) в орган опеки и попечительства, а также основания, по которым прекращается их выплата.

Поддержали парламентарии и поправки в действующий республиканский закон о недропользовании. По словам министра природных ресурсов и экологии РСО-Алания Чермена Мамиева, федеральным законом были внесены изменения и дополнения сразу по 18 статьям. «В частности, участки недр местного значения дополняются понятием «участки недр, содержащих подземные воды, которые используются для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, сельхозназначения, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки».

Кроме того, изменения вносятся в части упрощения порядка лицензирования недров местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Принятие данного закона в полной мере позволит обеспечить рациональное использование и охрану недр местного значения, дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы, полноту геологических изучения».

Республиканский проект закона, призванный закрепить гарантии, направленные на обеспечение гласности и открытости деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления республики, также получил единогласное одобрение депутатов. Документом расширяются полномочия региональной Общественной палаты в части назначения наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной и муниципальной власти субъектов России.

Повысить качество и оптимизировать расходы

Министр здравоохранения республики представил вниманию депутатов республиканский проект закона «О полномочиях государственного учреждения РСО-Алания по осуществлению функций единственного поставщика». Комментируя документ, Михаил Ратманов уточнил, что он разработан в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Закупка у единственного подрядчика, согласно законопроекту, осуществляется только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему госучреждением или унитарным предприятием, полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, а также региональными законодательными актами. Предлагается наделить указанными полномочиями государственное автономное учреждение РСО-А «Фармация и медицинская техника Осетии» Минздрава республики.

«Как относится Федеральная антимонопольная служба к назначению единственного поставщика? И каков будет экономический эффект от предлагаемой схемы закупок?» - поинтересовалась у докладчика депутат Медея Элдзарова?

Отвечая на данный вопрос, Михаил Ратманов отметил, что «в практике есть уже аналогичные решения Верховного суда РФ, где все доводы по соответствующим предложениям централизации закупок медикаментов отменены. Экономический эффект ожидается от 50 до 80 млн. рублей. Кроме того, считаю, одно предприятие проще контролировать. Порядка двадцати регионов РФ именно по этой схеме уже осуществляют снабжение учреждений министерства здравоохранения».

Наталья Михайленко поинтересовалась у министра, не отразится ли централизация закупок медикаментов на обеспеченность ими отдаленных районов республики. «Например, в Кировской районной больнице на сегодняшний день нет перевязочного материала, отсутствуют многие препараты», - отметила депутат.

«Задача создаваемого учреждения как раз и в экономии средств медицинских организаций. Соответствующее финансирование бюджетных учреждений позволит нам закупать больше медикаментов» – пояснил Михаил Ратманов.

Нох Токаев, обращаясь к министру, поинтересовался: «Могут ли в обозримом будущем быть какие-либо отрицательные последствия от принятия предлагаемого законопроекта?».

Михаил Ратманов отметил, что с принятием закона руководители учреждений самостоятельно не смогут расходовать по своему усмотрению колоссальные финансовые средства. «Задача - приобретение медицинских препаратов и изделий медицинского назначения надлежащего качества по оптимальной цене», - подчеркнул министр здравоохранения.

По мнению руководителя фракции «Патриоты России» Светланы Доевой «предлагаемая централизация закупок лекарственных средств противоречит основному принципу конкуренции, установленному действующим федеральным законодательством. Суть 44 Федерального закона состоит в том, чтобы создавать равные условия для всех участников рынка и соблюдения принципа равной конкуренции, что полностью исключает централизацию или наделение полномочиями единственного поставщика товаров для государственных нужд».
Свое мнение по обсуждаемому законопроекту высказал вице-премьер Правительства республики Ахсарбек Фадзаев: «У нас сегодня более 30 лечебных учреждений, которые сами являются заказчиками и приобретают самостоятельно лекарственные препараты. Цель документа - объединить их, чтобы повысить эффективность закупок. Подобная практика существует уже во многих регионах страны».

Руководитель профильного парламентского комитета Лариса Ревазова в своем содокладе подтвердила, что «на сегодняшний день в ряде регионов происходит обновление системы закупок. Насколько любой закон хорош, определяет правоприменительная практика. Даже не очень совершенный документ можно подправить продуманным исполнением и наоборот». При обсуждении законопроекта на заседаниях комитетов, по ее словам, у депутатов возникали вопросы в части его реализации. В первую очередь их интересовали возможности единственного поставщика для полноценного осуществления своих полномочий. При этом она отметила, что реализация этих полномочий невозможна без складских помещений, транспортных средств, а также лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. В настоящее время эти вопросы находится в стадии проработки.

Завершая дискуссию, принято решение принять предложенный законопроект в первом чтении.

Возрождая традиции

В первом чтении депутаты рассмотрели проект закона Республики Северная Осетия – Алания «О внесении изменения в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия – Алания».

Депутат Василий Беляков, автор законопроекта, пояснил, что направлен он на упрощение порядка предоставления земельных участков казачьим обществам на территории республики. В случае вступления в силу изменений в закон «Об особенностях регулирования земельных отношений в РСО-Алания», казачьи общества получат возможность арендовать землю без проведения торгов. Эта мера позволит им развивать традиционный образ жизни и хозяйствования, будет способствовать возрождению российского казачества и созданию рабочих мест на селе.

Инициатива в Госдуму

Законодательную инициативу Парламента РСО-Алания о внесении изменений в статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации представил руководитель парламентского комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике Эльбрус Бокоев. По его словам, законопроектом предлагается закрепить за органами исполнительной власти субъектов РФ полномочия в области государственного регулирования цен по определению размера платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не выбрали способ управления многоквартирным домом и не приняли решения об установлении платы за содержание жилого помещения. В настоящее время в таких случаях размер платы устанавливается органами местного самоуправления. «Данная ситуация привела к тому, что в нашей республике рекомендованный тариф на техобслуживание жилья, устанавливаемый местными администрациями, колеблется от 5,5 рубля в Дигоре до 20,5 рубля за кв. метр жилья в г. Моздоке. При этом перечень работ по техническому обслуживанию одинаков для всех», - отметил Эльбрус Бокоев. Парламентарии приняли решение направить инициативу в Государственную Думу Российской Федерации.

Приняты законы

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменения в статью 7 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О парламентском контроле в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О полномочиях органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О государственных должностях Республики Северная Осетия – Алания»;

- «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Северная Осетия – Алания на 2019 год в целях установления социальной доплаты к пенсии»;

- «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»;

- «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О мерах социальной поддержки ветеранов» и статью 1 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;

- «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О жилищной политике в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об ограничениях в сфере розничной продажи безалкогольных и алкогольных тонизирующих напитков»;

- «О внесении изменения в статью 7 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О погребении и похоронном деле»;

- «О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Северная Осетия – Алания».

 
 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.