Главная >> СМИ о Парламенте >> Март "Российская Федерация сегодня" № 6 НАСТУПЛЕНИЕ НА ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Дата: 11 Марта 2010 г.

Название: Март "Российская Федерация сегодня" № 6 НАСТУПЛЕНИЕ НА ПОЛНОМОЧИЯ РЕГИОНОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

За последние годы было много сделано для полноправного участия представителей региональной власти в формировании общегосударственной политики. Значительная роль здесь отведена Совету законодателей при Совете Федерации, созданному для обеспечения единого правового пространства, координации деятельности и обмена опытом региональных законодателей. Подготовлена и одобрена Концепция совершенствования взаимодействия Совета Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающая механизмы учета мнений субъектов при формировании и реализации федеральной законодательной политики, в том числе через внесение консолидированных инициатив. С каждым годом наше сотрудничество расширяется.

И все же, к сожалению, нам пока не удалось создать сбалансированную систему взаимодействия центра и регионов. Только 4 процента законодательных инициатив субъектов приняты Государственной Думой, то есть нашли свое воплощение в законах, цифра достаточно красноречивая.

Хотелось бы обратить внимание на общую тенденцию наступления на полномочия регионов, которые за последние годы существенно урезаны, что привело к централизации компетенций в очень многих сферах и является нарушением федерализма. Эти тенденции получили свое развитие в Бюджетном, Водном, Лесном кодексах Российской Федерации. Так, федеральным законодательством сокращены полномочия субъектов в области недропользования. Налицо абсолютно неэффективная централизация полномочий в экологической сфере. Вспоминаю недавнюю аварию на одном из наших металлургических предприятий. В республике работает больше десяти органов федеральных структур, которые занимаются вопросами экологии, однако, как всегда, у семи нянек дитя оказалось без глазу, и ни одна из этих десяти структур даже не смогла зафиксировать масштаб нанесенного ущерба. А администрация города Владикавказа вообще оказалась в стороне от этой проблемы, потому что у местных органов власти в соответствии с федеральным законодательством нет никаких рычагов влияния на экологические проблемы. Думаю, что это неправильно. Местные органы власти должны отвечать за экологическую безопасность на своей территории.

Вообще если так дело пойдет, то реформирование нашего законодательства может свести все полномочия органов власти субъектов к принятию своих собственных бюджетов. Не менее острой остается проблема подбора и расстановки кадров. Речь идет о руководителях федеральных территориальных органов, которые, в частности, у нас в структуре управления республикой составляют почти две трети. То, как они назначаются, думаю, не нужно рассказывать. И как нам в таких условиях управлять и отвечать за состояние дел в регионе?

Необходимо законодательно установить обязательное участие руководителей регионов в процедуре назначения руководителей территориальных федеральных структур. А кандидатуры руководителей силовых структур должны обсуждаться региональными парламентами. И так же законодательно установить принцип двойного подчинения руководителей федеральных структур, как это было в недавние времена. Они могут одновременно находиться в подчинении у своих министерств и у высшего должностного лица региона.

Прямо противоположная ситуация с распределением полномочий складывается при передаче на уровень субъекта расходных финансовых обязательств. Делается это очень активно, при этом совершенно не учитываются реальные возможности субъектов.

Бюджетное неравенство регионов связано с уровнем развития их экономик, бюджетно-налоговыми условиями, что чаще всего не их вина, а наследие прошлого, и за прошедшие 15 лет исправить эту ситуацию было невозможно. Мы не по своей воле оказались дотационной республикой и испытываем определенные трудности в исполнении своих обязательств по ряду социальных программ, переданных на уровень субъекта. Это и льготное лекарственное обеспечение, это и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, и многое другое. Если ничего не изменится, то нам в Осетии понадобится 40 лет для того, чтобы обеспечить жильем детей-сирот, стоящих сегодня в очереди.

Дифференцированный подход должен быть и в участии того или иного субъекта России в федеральных целевых, инвестиционных программах, требующих софинансирования. Те, у кого есть деньги, получают помощь из федерального центра, а те, кто не может выполнить обязательства по софинансированию, не могут вписаться ни в одну целевую или инвестиционную программу.

Не должны субъекты — “доноры” и реципиенты — быть в одинаковых условиях при получении помощи на развитие инфраструктуры из центра, иначе как более слабым повысить свой экономический уровень?      

 

журнал "Российская Федерация сегодня" март № 6

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.