Главная >> СМИ о Парламенте >> Там, за облаками...

Дата: 16 Апреля 2010 г.

Название: Там, за облаками...

Задержались цены воздуш­ных перевозчиков на рейсах «Владикавказ-Москва» и упорно не хотят снижаться. Разобрать­ся вхитросплетениях тарифной политики («Почему у нас не как у всех?») пытались члены Совета Парламента РеспубликиСеверная Осетия-Алания во главе со спике­ром Ларисой Хабицовой.

 

Получилось почти по Жванецкому: «У нас по пять, но большие и сегодня, у них по три, но маленькие и вчера». «У них» - имеется ввиду аэропорт столицы Кабардино-Балкарии (г. Нальчик). Па­радокс: расстояние от пункта А в пункт Б почти одно и то же, но из Нальчика до Москвы и обратно можно улететь за во­семь тысяч (имеется ввиду билет туда и назад). Во Владикавказе же на се­годняшний день (15 апреля) авиабилет в городской кассе стоит 7350 рублей. Генеральный директор аэропорта «Вла­дикавказ» Руслан Кузин объяснял этот факт разными способами: и авиаком­пании у них (в КБР) такие, которым надо выживать, и плата за хранение горючего у нас гораздо больше, и высокотонные самолеты силовых структур портят нашу посадочную полосу, и сервиса там ни­какого, и... О каком сервисе говорит го­сподин Кузин, если в аэропорт не идет ни один общественный транспорт и кон­курирующие маршруточники Владикав­каза и Беслана, как цыгане, наперебой атакуют прилетевших пассажиров пря­мо при выдаче багажа. А какой аромат должны вдыхать получающие свои сум­ки и чемоданы люди из вечно открытой двери мужского туалета! И это далеко не единственные претензии пассажиров к предоставляемому «сервису».

Если отбросить «несущественную» лирику и вернуться к истории вопроса, которую напомнила всем присутствовав­шим Лариса Батрбековна, то она такова: 14 января на Совете Парламента рассма­тривался вопрос об обоснованности уста­новки цен на авиаперевозки в республике по направлению Владикавказ-Москва. Были высказаны все замечания, и руко­водителям дали срок 3 месяца для урегу­лирования вопроса. В своей краткой речи заместитель председателя Парламен­та Азамат Хадиков озвучил следующее: «Средняя цена билетов эконом-класса во Владикавказе - от 7 до 12 тысяч рублей, а в Нальчике - от 4 до 6 тысяч. За три ме­сяца была проведена соответствующая работа, приглашены руководители двух авиакомпаний «Сибирь» и «Дон-Авиа», и в результате серьезного разговора они по­обещали снизить тарифы и привести их в примерное соответствие с соседними ре­спубликами. На сегодня «Дон-Авиа» представила документ, в котором указаны сле­дующие тарифы: эконом-класс 50 мест

- по 4,5 тыс. рублей и 46 мест - по 5 тыс. рублей. Бизнес-класс 12 мест - по 12,5 тыс. рублей. «Сибирь» сообщила, что с 5 апреля открыта продажа по веб-тарифу в размере 4 тысяч рублей плюс наценки, и получается около 5 тысяч рублей». Азамат Хадиков объявил: «Результаты налицо»,

- и добавил такую любопытную подроб­ность: «Сибирь» не конкретизировала, какое количество билетов они продают по такой цене, а в кассах ответили очень расплывчато: то пять, то семь, в общем, зависит то ли от спроса, то ли... от на­строения кассирши. Отметил Азамат Ха­диков, как положительный шаг, договор с московской авиафирмой «Руслайн» о вве­дении нового утреннего рейса на Москву по просьбе жителей Северной Осетии, но пока со старой ценой около 7 тысяч ру­блей. Как оказалось, завышены не только цены, но и все ставки сборов в среднем в два раза. Необоснованно дорога и услуга хранения ГСМ - 1360 рублей за тонну, от­сюда и вилка в 12% в сторону увеличения стоимости топлива по сравнению с Наль­чиком.

Откуда взяты такие цены, и есть ли рычаги их регулирования? Об этом надо серьезно задуматься и Министерству транспорта, и Федеральной антимоно­польной службе, ведь авиафирмы далеко не республиканского подчинения.

Но, как оказалось, фразе «Результа­ты налицо» радоваться рано. Представи­тель «Сибири» Казбек Цомартов разъяс­нил: «Дон-Авиа лукавит. Они не указывают топливный сбор, а если его учесть, то разница незначительная». А когда Лари­са Батрбековна совершенно справед­ливо заметила, что пассажир не обязан быть специалистом и ему не надо объ­яснять, из чего складывается розничная цена, то Казбек Цомартов утвердительно сказал: «За четыре тысячи билета нет в природе». Подтвердил и Кузин: «Цена на билет сегодня 7200 тысяч рублей». Что касается веб-тарифа, то это не выход из положения, ведь речь идет о малоиму­щих, и далеко не у всех есть Интернет и кредитная карта. Цомартов предложил отдать «дешевые» билеты в отдельную кассу, но как там пойдет распределение этих заветных билетов по 3,5 тыс. - не­известно, да и компания на этот вариант не согласна.

Как же так - цена на бумаге, подписан­ной гендиректором «Дон-Авиа», - одна, а реальная цена в кассе совсем другая? Так кому верить простому человеку, который придет в кассу за билетом? И как ему ра­зобраться в каверзах и хитросплетениях воздушных перевозчиков? И почему ува­жающие себя люди, руководители компа­ний, занимаются отписками? «Хоть бы на одну копейку понизили в знак уважения к республике», - уже не выдержал чисто по-человечески Азамат Хадиков.

Не обнадежил и генеральный дирек­тор аэропорта. Мало того, он обвинил в популистском заявлении руководителя «Дон-Авиа» и разъяснил практику авиа­компаний: выставлять на официальный сайт базовый тариф, а уж потом добав­лять на него накрутки. На вопрос спике­ра: «Какова реальная цена для «Боинга?» - Кузин заявил: «5 тысяч рублей хватит, чтобы покрыть все расходы». «Откуда же 7?» Ответ прост: есть спрос, есть пред­ложение.

Итак: авиакомпания, акционер, гене­ральный директор... Кто руководит пере­летами в Осетии? Какую реальную власть имеет хозяин аэропорта, кто несет ответ­ственность за перевозки? Разобраться крайне трудно. По заявлению Кузина, все пути ведут к Росавиации.

Разговор накалился до предела и за­шел в тупик. Но Лариса Хабицова реши­тельно заявила: «Такая позиция руково­дителя аэропорта нас не устраивает. Вы обязаны обслуживать интересы граждан республики, а не свои собственные. Ваши замечания в сторону «Дон-Авиа» беспоч­венны, и вы должны находить конструк­тивное решение, а не оценивать и воспи­тывать кого-то. Что касается тарифов, то мы пойдем до конца. Выражаю крайнее возмущение бездействием региональ­ной службы по тарифам, которая никак не влияет на ситуацию».

Пока же летаем по старым ценам и со старым сервисом. Но Парламент настро­ен окончательно разобраться с воздуш­ной «кухней»: куда же идут две с лишним тысячи, которые взимают с нас в авиакас­сах? Насколько они оправданы экономи­чески? А, может, у монополистов слишком непомерны аппетиты, и они не гнушаются за счет простых граждан раздувать свои зарплаты? Спикер заявила, что из любой ситуации выход найдется, и если кто-то ставит целью - зарабатывать деньги, то наш приоритет - обслуживать граждан, и свято место пусто не бывает.

Тамара БУНТУРИ

16 апреля 2010г. газета "Владикавказ"

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.