Главная >> СМИ о Парламенте >> «Качество жизни. Здоровье»

Дата: 18 Декабря 2010 г.

Название: «Качество жизни. Здоровье»

Проект такой программы модернизации россий­ского здравоохранения разработан депутатами Госдумы совместно с партией «Единая Россия».

 Встреча с руководителем проекта депутатом Госдумы Максимом Мищенко за «кру­глым словом» во Владикавка­зе, в которой приняли участие руководители Парламента и Правительства Северной Осе­тии, Минздрава, лечебно-профилактических учрежде­ний, контролирующих структур, и была посвящена вопросам предстоящей модернизации си­стемы здравоохранения. Участ­ники встречи высказали свое мнение о предстоящей работе в рамках проекта.

Открывая совещание, предсе­датель парламента Лариса Хабицова поблагодарила за уча­стие в работе «круглого стола» руководителя проекта «Каче­ство жизни. Здоровье» депутата Госдумы Максима Мищенко, подчеркнув, что модернизация системы здравоохранения - это комплексная задача, которая с каждым днем приобретает все большую актуальность.

Бесспорно, реализация при­оритетного национального про­екта «Здоровье» удержала на краю бездны систему здравоох­ранения государства в целом, многим медицинским учрежде­ниям самого разного уровня практически дала новый шанс на развитие. Однако проблем по-прежнему еще много.

Руководство государства однозначно определило прио­ритетом своей политики раз­витие системы отечественного здравоохранения как одного из ключевых условий снижения смертности и увеличения про­должительности жизни россиян. С этой целью во всех регионах под эгидой партии «Единая Россия» реализуется проект «Качество жизни «Здоровье». Одна из задач которого - под­держка региональных проектов модернизации здравоохранения с учетом особенностей субъек­тов Российской Федерации.

Грядущие перемены в меди­цине, переход на одноканальное финансирование, включе­ние службы скорой помощи в сферу интересов страховых компаний должны улучшить качество оказываемых меди­цинских услуг. Однако едва ли они станут достаточными для серьезного улучшения работы медицинской отрасли в целом. Материально-техническая база мало чего стоит без мотивиро­ванной и качественной работы персонала. И здесь имеется в виду не только полноцен­ная финансовая поддержка всех категорий медицинских работников, но и их профес­сиональное соответствие. Не­достаточно установить высоко­точную медицинскую технику последнего поколения - важно довести квалификацию врачей до уровня этой техники, чтобы последние научные достижения могли принести максимальную пользу людям.

Государство должно учить, лечить и защищать. И если это не делается или делается не­достаточно продуктивно, госу­дарство может потерять один из своих формообразующих признаков.

Руководитель проекта «Каче­ство жизни. Здоровье» Максим Мищенко напомнил, что идея разработки такого документа появилась после выступления на заседании Госдумы премьер-министра России Владимира Пу­тина, когда он поставил вопрос о реформировании медицинской сферы, в том числе и с цепью увеличения продолжительности жизни россиян. Впервые за по­следние 20 лет на медицину вы­деляется объемная сумма - 460 млрд руб., 300 млрд из кото­рых направлено на укрепление материально-технической базы медучреждений, их оснащение оборудованием; 136 млрд - на разработку стандартов лечения, лекарственное обеспечение и оплату труда медработников...

Ставится задача создать такую систему, чтобы каждый человек в любой точке страны мог полу­чить качественную квалифициро­ванную помощь. А состояние его здоровья можно было бы отсле­дить в единой базе данных.

Сегодня качество оказания медуслуг разнится в зависи­мости от экономического раз­вития регионов. Однако в одних регионах имеются красивые современные медицинские цен­тры - перинатальные, кардиологические, но при этом в плохом состоянии находится первич­ное звено - фельдшерско-акушерские пункты, амбулато­рии, поликлиники, куда даже заходить страшно.

По нацпроекту «Здоровье» в медицину направлялись не­малые денежные средства, но первичное звено и сегодня требует особого внимания, и надеемся, что модернизация медицинской отрасли повысит качество обслуживания пациен­тов, медицина станет доступной каждому жителю, живущему в том числе в отдаленных от центров местностях. О проблемах и в республи­канском звене здравоохране­ния, которых еще много, го­ворили участники «круглого стопа». И высказывали свое мнение по поводу предстоящей модернизации отрасли.

Из выступления председа­теля профильного комитета парламента республики, ко­ординатора реализации про­екта в РСО-А Александра Реутова:

- За последние годы в здраво­охранении республики сделано то, что не делалось десятилетиями: проведена реконструк­ция главной больницы (РКБ), офтальмологического корпу­са КБСП, ремонтируются цен­тральные райбольницы, идет строительство поликлиники в г. Моздоке, ремонтируются вра­чебные амбулатории, ФАПы. По­ликлиники получили стандартное оборудование, пополнен парк машин «Скорой помощи».

Препараты, которые сейчас бесплатно получают онкологи­ческие больные, больные ге­мофилией, сахарным диабетом и некоторые другие льготные категории граждан еще 5-6 лет назад для них были просто не­доступны.

Но кощунственно было бы рассказывать о достижениях больному, госпитализирован­ному в многоместную палату с расшатанной койкой и удобства­ми в конце коридора. Больному, получившему список лекарств, которые срочно надо приобре­сти ему самому. Как объяснить пенсионеру, инвалиду, что из программы дополнительного лекарственного обеспечения исключены более 60% участни­ков. Остались те, кто получает дорогостоящие, жизненно необ­ходимые лекарства, и средств на недорогие, но востребованные препараты для многих просто не хватает.

Стационары по уровню осна­щения сейчас даже отстают от поликлиник, рентгеновское оборудование в большинстве ЛПУ не отвечает современ­ным требованиям, не хвата­ет аппаратов УЗИ, наркозных аппаратов, оборудования для кабинетов функциональной диагностики. В стационарах ощущается дефицит лекарств, почти все, что зарабатывает больница по обязательному медстрахованию, расходуется на выплату заработной платы (без премий и повышающего коэффициента).

По показателям обеспечен­ности врачами и койкоместами в стационарах Северная Осетия опережает большинство регионов. Но по каким при­чинам в республике, имеющей свой мощный медицинский вуз, направляющей выпускников в ординатуру и аспирантуру на центральные базы, неработающий по специальности врач - не редкость, везде ощущается дефицит узких специалистов. Сколько выпускников пред­почитает не работать, но не проходит переквалификацию? Кардиологи, гинекологи, дерма­товенерологи годами ждут свои полставки.

Ключевой вопрос: что делать - назревал не один год. Реше­ние проблемы огромной, запу­щенной, достаточно инертной от­расли обязательно должно быть комплексным. Нельзя выделить деньги на неподготовленную почву, здравоохранение должно быть готово эти деньги принять и расходовать эффективно.

Подготовка специалистов, готовых выполнять стандарты оказания медпомощи, работать с современным оборудованием должна была начаться уже вче­ра. Готовятся ли такие кадры? Кто будет повышать уровень профессиональной подготовки главных менеджеров програм­мы - руководителей лечебно-профилактических учреждений?

Как координатор проекта от партии «Единая Россия» ин­формирую, что в республике создан экспертный совет. В его составе достаточно молодые и профессиональные люди: врачи, экономисты, строители. Задача партии - партийно-политическое сопровождение проекта, содей­ствие его реализации и кон­троль. Процесс непростой, сро­ки его реализации сжаты. Но у здравоохранения республики наконец-то появился реальный шанс встать на ноги.

Из выступления главврача Правобережной централь­ной райбольницы Валерия Баскаева:

- В процессе подготовки мо­дернизации районного здра­воохранения нами составлен паспорт программы, в котором определены структурные подразделения больницы, требующие капитального и текущего ремонта. На все ремонтные ра­боты имеется проектно-сметная документация, определен пере­чень необходимого медицинско­го оборудования в соответствии с табелем оснащения, установ­ленного приказом МЗ РФ.

Вопросы кадровой полити­ки должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Подготовка и переподготовка врачей тех специальностей, по которым не готовит факультет усовершенствования врачей СОГМА, должна проводиться за счет субсидий, выделяемых на эти цели регионам Российской Федерации по договорам. В подготовке специалистов надо активно использовать стажировку в центральных клиниках.

Из выступления главврача клинической больницы СОГМА Индиры Таутиевой:

- Несмотря на то, что проект модернизации здравоохранения подробно разъясняет суть не­которых важных концептуаль­ных вопросов, складывается впечатление, что предлагаемая программа основывается на прежней рыночной идеологии реформ, и начало новой модер­низации начинается с решения сложных системных противоре­чий, возникших в ходе предыду­щих преобразований (закон об ОМС, госгарантиях, автономных медицинских организациях).

Понятно, что сокращение про­граммы госгарантий, усиление хозяйственной самостоятель­ности ЛПУ и активное привле­чение частной медицины для обслуживания государственных обязательств действительно могут рационально перерас­пределить имеющиеся ресурсы, послужат источником роста объемов помощи и повысят качество обслуживания населения. Однако не исключено, что такая мера может привести к резкой коммерциализации дея­тельности больниц, расширению объемов платных услуг и сокра­щению доступности медицин­ской помощи для малоимущих категорий граждан.

Сокращение программы гос­гарантий, как минимум, являет­ся преждевременным шагом, а оптимизм авторов данной идеи более чем сомнительным, т.к. в российской схеме ОМС реальным объектом страхования является не столько здоровье пациента, сколько хозяйственная деятель­ность ЛПУ. Поэтому расчетную стоимость конституционных прав граждан эксперты невольно ото­ждествляют со сметой расходов на содержание конкретного ле­чебного учреждения. Право выбора лечащего врача при условии его согласия на это резко ограничивает доступность медицинской помощи населению. Учреждение будет жить, видимо, получая госзадание в размере мини­мальной заработной платы тому персоналу, который там есть. И рано или поздно оно будет, конечно, закрыто тем или иным способом.

С вовлечением скорой ме­дицинской помощи в систему ОМС у нас в скором времени, как мне кажется, возникнут серьезные экономические, а главное - правовые проблемы (термин «медицинская услуга» чисто гражданско-правовой, и существует разница между «медицинской помощью» и «медицинской услугой», хотя бы в той части, что за неока­зание «медицинской услуги», в отличие от «медицинской по­мощи», уголовной ответствен­ности быть не может).

И последнее. В Законе «Об охране здоровья граждан РФ» очень мало говорится о паци­енте и еще меньше - о враче. Такое впечатление, что меди­цинскую помощь оказывают медицинские учреждения, а не специалисты, в них рабо­тающие.

Участники «круглого стола» разработали рекомендации, направленные на обеспечение реализации программы модернизации республиканского здравоохранения. В част­ности, правительству республики предложено обеспечить финансирование программы, осуществлять мониторинг рационального использования направленных средств, повы­сить персональную ответственность руководителей органов исполнительной власти и главврачей медучреждений. А парламентскому комитету рекомендовано проанализиро­вать действующее республиканское законодательство и внести на рассмотрение пакет документов, обеспечивающих реализацию модернизации медицины, контролировать ее исполнение.

Подготовила А. ГУРИЕВА.

18 декабря газета "Северная Осетия"

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.