Главная >> СМИ о Парламенте >> Взвешенный бюджет

Дата: 28 Декабря 2017 г. 9:24

Название: Взвешенный бюджет

На интервью - без сводных документов, подготовленных ответов и без «это вам уточнят мои помощники». Общение с журналистами Председатель Парламента РСО-Алания Алексей Мачнев строит  по принципу «здесь и сейчас» и никаких заранее написанных сценариев. Вот и  на сей раз  спикер заксобрания не нарушил традицию. 

Сдерживающий ли характер у бюджета предстоящей трехлетки, имеет ли он запас прочности на случай экономической нестабильности, и о чем еще может рассказать главный финансовый документ республики – в беседе с руководителем североосетинского Парламента. Бюджет на 2018 год – основная тема, вокруг которой строились вопросы. Но были и другие. С них, пожалуй, и начнем.  

 - На пресс-конференции, которую Вы дали республиканским СМИ по итогам выборов в Парламент, было озвучено, что планируется внесение изменений в закон «О статусе депутата» по лишению мандатов народных избранников, пропустивших без уважительной причины порядка трех заседаний. Поправки приняты. Какая в них необходимость и интересно, встретили ли они сопротивление со стороны парламентариев? 

- Данное решение направлено, прежде всего, на укрепление дисциплины, мы руководствовались тем, чтобы все депутаты посещали и принимали полноценное участие в работе Парламента. Подобные законы приняты в ряде субъектов РФ, в Государственной думе и, по моему убеждению,  внесенные изменения принесут свои положительные результаты. Однако такого мнения придерживались не все депутаты, неоднозначно восприняв инициативу и посчитав, что в поправках нет необходимости. Тем не менее, Парламент проголосовал - изменения приобрели форму закона. Теперь, если депутат пропустит три и более пленарных заседания, более пяти заседаний комиссий и комитетов, то может быть инициирован вопрос о его выводе из действующего состава, иными словами о сложении депутатских полномочий.  

- К слову, тогда же Вы повременили с ответом на вопрос - что из себя представляет практически полностью обновленный депутатский состав Парламента, сославшись на то, что «еще не время делать выводы». Сегодня уже можно дать какую-то оценку работе парламентариев? 

- Депутатский корпус находится пока еще в «стадии обучения». Мы провели семинар с привлечением специалистов по документообороту, делопроизводству и другим тонкостям внутренних работ, которые важны и являются неотъемлемой частью депутатской деятельности. Однако свою  дееспособность парламентарии уже  доказали нацеленным  на конечный результат подходом.  Буквально на прошедшем заседании был рассмотрен и принят бюджет на следующий год, а также бюджет Терфонда обязательного медицинского страхования. Это достаточно сложные вопросы, но Парламент справился с поставленными задачами. Думаю, что такая тенденция сохранится и в будущем.

- А насколько для результативной работы  такого государственного органа важен стиль правления руководителя? Интересно Вам какой  ближе - авторитарный или демократический? 

- Мне третий. Эффективный. Любую авторитарную форму правления  можно аргументировать и преподнести, как демократическую и любую демократическую можно преподнести как авторитарную.   

- Парламент VI созыва представлен четырьмя депутатскими фракциями  - «Единая Россия», «Патриоты» России», «Справедливая Россия» и «КПРФ». Не возникает противоречий в работе? Все-таки лидеры и представители партий - люди с разными убеждениями, политическими взглядами, мнением… Не сложно находить «точки соприкосновения»? 

- Независимо от политической принадлежности, все мы -  жители республики, преследующие одну цель - создать комфортные условия для поступательного развития Осетии. И это объединяющий фактор, согласитесь. Конечно, есть место чисто политическим нюансам, но они не мешают принимать выверенные решения. А то, что  по некоторым вопросам может быть разное мнение и голосование – даже хорошо. На мой взгляд, когда есть альтернативность и обсуждаемость - это только в плюс и для пользы дела. Главное, чтобы иная позиция была аргументирована и обоснована, а не просто банальной PR-компанией.  

- На днях прошло заседание комиссии по отбору претендентов в молодежный Парламент республики. В этой связи хотелось бы задать два вопроса. Как Вы оцениваете качественный состав кандидатов? Не рассматриваете ли перспективу наделения молодых парламентариев правом законодательной инициативы хотя бы в части вопросов молодежной политики? Как, к примеру, это сделали ряд регионов.  

- Вопрос немного преждевременный, оценку качественному составу будем давать, когда  понаблюдаем за работой младопарламентариев. Относительно наделения правом законодательной инициативы, для меня важно понимание необходимости данной меры. В моей практике не было ни одного существенного законопроекта, инициированного той или иной партией, общественной организацией, который бы мы не пустили в производство. Примеры, когда определенные организации или органы были наделены правом законодательной инициативы есть, но особой инициативы не видно. Это не самоцель и, думаю, не основная задача Молодежного парламента.  Этот орган должен  объединять вокруг себя молодежь на здоровой, патриотической основе. Когда-то были детские, молодежные организации, консолидирующие молодое поколение, и сегодня, на мой взгляд, должна быть структура, притягивающая к себе молодежь.  И  потом,  Молодежный парламент - своего рода резерв и кузница кадров. Для нас - возможность "увидеть" молодых людей, а для них - проявить себя.  

- Главный финансовый документ республики принят. Насколько у депутатов были вопросы к первоначальному варианту, внесенному правительством. Какие из поправок Вы можете обозначить как наиболее значимые? Каков он - бюджет в окончательной редакции?  

- Не буду сейчас приводить цифры, они общеизвестны, скажу лишь, что бюджет принят с профицитом -  120 млн. рублей. Что касается поправок – их несколько, но они незначительные. От федерального центра республика получит дополнительные финансовые преференции, в связи с чем менялась и процедура чтений. В целом бюджет сбалансированный, взвешенный и существенных изменений в процессе работы в комитетах не претерпел. Основная же задача, которая стояла перед профильным комитетом - нахождение устойчивых точек роста и выполнение всех соцобязательств. Главную смету Северной Осетии всегда называли социальной, такая направленность сохраняется и сегодня. Очень большой кластер бюджета сориентирован именно на социальные вопросы, в первую очередь, на выполнение "майских указов" Президента страны.  Теперь важно  исполнить бюджет, прежде всего доходную часть и, конечно, акцентировать внимание на собственных доходах, резервы еще есть, как и запас прочности на случай экономической нестабильности.

- Учитывалось ли мнение граждан при  формировании бюджета?  

- Прежде чем принимать главный финансовый документ, мы объявляем публичные слушания и публикуем проект  на сайте Парламента и информируем об этом граждан через СМИ. Исходя из практики проведения подобных мероприятий,  к участию в которых привлекаются деятели науки, культуры, образования, промышленности, эксперты в финансовых вопросах, в данном случае не так уж много предложений от населения мы получили.  

- Выходит у нас пассивные граждане? 

- Повторю, в данном случае большой активности не наблюдалось. Констатирую факт.  

- Практика рассматривать распределение финансов на перспективу - на плановый период 2019-2020 годов, а не только на предстоящий 2018-ый себя оправдывает? В чем преимущество такого подхода? 

- Вижу в этом определенный положительный смысл. Мы должны понимать возможности сегодняшнего дня и, безусловно,  думать на перспективу.  Конечно, коррективы будут вноситься и существенные, но это позволяет прогнозировать бюджет с акцентом на  социально-экономическое развитие республики.

- Глава республики Вячеслав Битаров не раз призывал оптимизировать расходы. Как идет процесс сокращения неэффективных трат? Есть ли таковые в принципе и какие из них попали «под нож»? 

- Оптимизация расходов - вопрос компетенции, я бы сказал, всех и каждого. Работа такая действительно проводится.  Со своей стороны могу сказать, что  Парламент в последние годы на себе ощутил сокращение трат. То же самое касается всех министерств и ведомств. 

- В продолжение бюджетной темы. Буквально на днях Вы как член Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ приняли участие в итоговом заседании Совета законодателей, на котором принято решение о «модельных бюджетах регионов». О чем конкретно шла речь? 

- Хотел бы отметить, в первую очередь, весьма интересный формат заседания. Представитель каждого региона мог задать первым лицам федерального центра вопросы, которые касаются непосредственных проблем субъекта.

«Модельный бюджет» предусматривает справедливый подход к субсидированию республик, а конкретнее - стимулированию развития собственной доходной части субъектов. Сегодня федеральные трансферты распределяются по-другому - субъект увеличивает доход, ему сокращают субсидирование. Это первое. И второе – поощряться будут те республики, которые более рачительно и эффективно подойдут к расходованию федеральных и региональных денег.  

- Не могу не спросить о будоражащей, как мне кажется любого гражданина России, теме – отстранении наших спортсменов от участия в зимних Олимпийских играх. Вы за то, чтобы россияне участвовали под нейтральным флагом или лучше бойкотировать? 

- На ум приходят слова, если мне память не изменяет, Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».  Не взял бы на себя миссию давать советы относительно участия наших спортсменов в Олимпийских играх. Конечно, с одной стороны, как гражданина и патриота своей страны, меня  возмущает решение МОК и первое, что приходит на ум - это протест, хочется в ответ быть категоричными и  встать  в позу. Но с другой стороны, хотелось бы понять позицию человека, посвятившего, может быть, всю свою жизнь цели выступить на Олимпиаде. И сегодня он лишается этой возможности. Пусть каждый определит для себя сам, что будет точнее и справедливее. Ни одна из позиций, на мой взгляд,  не должна быть подвергнута отрицанию.   

- Алексей Васильевич, учитывая, что наше интервью состоялось в преддверии Нового года, Ваши пожелания читателям.  

- В первую очередь хочу пожелать читателям газеты, к которым, кстати, с удовольствием отношусь сам – мира и согласия. А самой газете, не так давно перешагнувшей вековой юбилей – продолжать быть интересным и востребованным изданием.

- Позвольте и Вас поздравить с наступающим 2018 годом и, пользуясь случаем, узнать о Ваших традициях празднования новогодней ночи.  

- Я на этот счет особо не усложняю жизнь ни себе, ни окружающим – не следую каким-то особым новогодним традициям. Новый год – это просто замечательный повод собраться в кругу семьи и близкими тебе людьми за праздничным столом. Это повод вспомнить все хорошее, что происходило в уходящем году и поговорить о будущем. А планы, как и желания,  всегда связаны с надеждой на лучшее. Я  уверен, по крайней мере, так хотелось бы, что лучшее у каждого жителя республики в ближайшей перспективе.  

 

Ф. Мамаева

28 декабря 2017г. газета "Северная Осетия"

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.