Главная >> СМИ о Парламенте >> Уроки для экономики

Дата: 3 Марта 2018 г. 14:13

Название: Уроки для экономики

Общепринятой формой регулирующей деятельности являются поиск и реализация новых возможностей решаемых задач в каждой из сфер человеческой жизни. Разумеется, излишнее регулирование любой деятельности может снижать эффективность получаемых результатов. Однако и несвоевременное и грамотно невыверенное принятие регулирующих решений по меньшей мере будет способствовать соответствующим потерям: экономическим, финансовым, социальным и т.д.

Расти и развиваться

Экономике мы не можем задавать обяза­тельства. Экономика - объективна, и в этой связи надо выявлять требования, которые она предъявляет в различных направлениях и формах деятельности.

Во-первых, для РСО-А имеет актуаль­ность осознание реального состояния эко­номики и ее возможностей. На что способна наша экономика, а на что - нет...что вы­годно и перспективно, а на что не следует тратить время и ресурсы. К сожалению, мы не в полной мере владеем этой про­блематикой. Она в экономике сводима к производственной составляющей. Я ставил и продолжаю ставить цели и задачи нахожде­ния новых проектов для производственного развития. Подчеркиваю: развития!

Во-вторых, экономику не следует озадачи­вать только процентами роста. Рост (даже из года в год) может быть инфляционным, ценовым, неконкурентоспособным расшире­нием объемов производимой продукции и т.д., но такой рост несет в себе опасности, приводящие к стагнации, т.е. к отсутствию развития экономики.

Нам необходимы производства, способ­ные производить новые товары, выдержи­вающие конкуренцию на рынке. Это должно быть привязано к изменяющейся ресурсной основе в республике. Такие проблемы в один день не решаются, но постепенное продвижение в этом направлении необходи­мо расценивать в качестве экономических обязательств для исполнения.

В январе 2018 года Глава республики В. Битаров посетил предприятие «Миранда». Те вопросы и проблемы, которые в ходе встречи и осмысления позиций этого пред­приятия были обозначены, безусловно, заслуживают серьезной системной оценки. Надо искать и поддерживать такие проект­ные решения. Они разносторонне и объемно значимы для экономики республики.

Критически оценивается вопрос об эко­номическом росте как в России, так и отдельно в РСО-А. Рост имеет место, но нет достаточного анализа его качества. Не следует гнать рост в процентах, в долевых значениях, но с инфляцией, с низкой фи­нансовой отдачей.

Создан «денежный голод» в экономике с целью стабилизации. По моей оценке, это сдерживает качественный рост экономики и ее развитие. Как можно активнее, а тем более технологически качественнее, исполь­зовать ресурсы, если не включать в этот процесс деньги? Необходимы «длинные» деньги - инвестиционные, а их нет. Надежды на частного инвестора тоже остаются не­реализованными. Частные обладатели денег проявляют малый интерес к реальным инве­стиционным проектам. По фактам это так.

Слишком расширилась практика «подачки денег регионам» от федерального центра. Существует эпизодическое выделение де­нег, но нет вложений в реальные, принося­щие дополнительную прибыль проекты. Не­обходимо «закачивать» деньги в реальные проекты, хорошо просчитанные, выверенные и сбалансированные по регионам.

Промышленное развитие и энергообеспеченность

Влияние собственного промышленного развития в регионе всегда будет весомым в других отраслях и деятельности в них, но ограниченным. Это означает, что, принимая те или другие проектные решения промыш­ленного характера, чрезвычайно важно учитывать специализацию, возможности производства таких видов продукции, ко­торые будут реализовываться не только на внешних (по отношению к региону) рынках, но и находить определенное применение и

в экономическом пространстве республики и функционировании.

Естественно, что для экономики РСО-А базовые значимые характеристики промыш­ленного развития имеют значение с точки зрения производства ВРП (валовой регио­нальный продукт), обеспечения стабильной занятости путем активного включения в нее собственного населения. В таком же контексте надо иметь в виду вовлечение в промышленный оборот имеющихся в ре­спублике природных ресурсов (сырьевых, материальных). Особые акценты необхо­димо сделать на развитие новых объектов промышленной переработки имеющихся сырьевых ресурсов (доломита, песка, глины (кирпич), гравия, строительных матери­алов, минеральных вод, розлива талой воды, производства спирта, водки, без­алкогольных напит­ков, переработки кукурузы, фруктов).

В республике, ее районах необходимо генерировать соот­ветствующими ре­шениями производ­ство расширенного разнообразия про­дукции (производить все, что возможно, | в качестве товарной продукции на ее тер­ритории, конкуренто­способной и выгод­ной по реализуемым доходам).

Для промышленных предприятий, кото­рые в республике

вновь образуются или восстанавливаются на прежней основе, чрезвычайно актуаль­ной является проблематика формирующихся затрат на производимую продукцию. Учиты­вая специфику решения этой проблематики, подчеркнем, что в наибольшей степени актуальны задачи нахождения компромисса интересов республики и предприятий. Энер­гоэффективность (потребление электроэнер­гии и газа) может быть ключевой проблемой для абсолютного большинства промышлен­ных предприятий и это следует в максимуме учитывать. Считаем, в том числе, важным обоснованность оценочных показателей энергоснабжения и энергоэффективности в следующих направлениях:

  • во-первых, снижение энергоемкости ВРП. Следует всесторонне знать, как оцене­ны применяемые экономические механиз­мы с позиции стимулирования внедрения энергосберегающих технологий. Вопрос в том, каков потенциал энергосбережения в РСО-А (40-50% в России, а в РСО-А - 50-60%);
  • во-вторых, обеспечение рациональ­ного и экономически ответственного ис­пользования энергии, которая в наличии. Обеспечение необходимо рассматривать с позиции сбалансированного регионального экономического развития. Это значит, что энергообеспечение должно содействовать новым прогрессивным решениям в произ­водствах, в том числе и инновационных;
  • в-третьих, рациональная задействованность всех имеющихся энергетических ресурсов обеспечивается, в том числе, и правовыми условиями, которые необходимо создавать. Но при этом могут возникать два вопроса: каково отсутствие правовых основ этих условий и что специфического не решается в РСО-А? Надо разобраться с организационными условиями энергоо­беспечения и энергопотребления (оценить состояние основных производственных фондов, их изношенность).

Надо знать и непокрытую потребность в электроэнергии республики, стимулирующие механизмы, методы и способы решения текущих и перспективных задач в этой связи. Речь идет, в том числе, о развитии собственных энергетических мощностей (разумеется, прежде всего - о строительстве малых гидроэлектростанций).

Финансовые ресурсы и благополучие

Какова мною сформулированная «уни­версальная формула» финансового благо­получия РСО-А?

Во-первых, речь надо вести о достаточ­ности финансовых ресурсов для решения экономических задач такого качества, о чем я говорил выше.

Во-вторых, отмечу, что источники эконо­мического и финансового благополучия мо­гут быть разными, их действительно много, но задействованность - неравномерная в республике, а порой отсутствует. Например, сдвинулось в лучшую сторону решение про­блем по алкогольной продукции. Это надо развивать, но только как отрасль товарного производства. Иной путь будет иметь значи­тельные ограничения. Финансовые ресурсы отрасли призваны давать диверсифициро­ванный эффект.

Параллельно надо приложить значитель­ные усилия в направлении создания и обе­спечения функционирования перерабатыва­

ющих заводов, цехов различного профиля и разной доходности. Все, что производится на земле, необходимо осмысливать в этом направлении (овощи, фрукты, зерно, мясо, молоко и т.д.) Разнообразить надо земле­пользование и его результативность, иначе нет перспективы для развития аграрного сектора экономики республики и его до­ходной результативности.

В-третьих, критически следует оценивать состояние торговли в республике и ее до­ходную отдачу для экономики и бюджетов. Торговля у нас развилась в сильном от­рыве от товаропроизводства. Оправдано ли это? Сомневаюсь и многое оцениваю критически. Огромные торговые объекты, функционирующие в республике, «копейки и рубли» доходов дают для бюджетов. Разве это нормально?

Мы в республике и ее регионах из года в год сталкиваемся с недостаточной обо­снованностью приоритетов расходования бюджетных средств. Что я имею в виду?

Во-первых, есть проблематика серьезного уточнения социальной ориентированности республиканского бюджета. В этом каче­стве нет реализации жесткой бюджетной политики: преобладает определенная «по­датливость» сложившейся практики приня­тия решений за предшествующие годы без достаточного уточнения классификационной основы расходных статей бюджета.

Во-вторых, бюджетная политика не выхо­дит на достаточное качественное решение проблематики сочетания (сбалансированно­сти принимаемых решений) социальной ори­ентированности и структурных изменений в экономике республики. В бюджете РСО-А закладывается низкая доля инвестиций в основной капитал (из года в год) - от 7 до 10 процентов, тогда как для развития эконо­мики требуется не менее 30-35 процентов (наши расчеты). Низкий экономический рост преодолевается поддержкой от доходов бюд­

жета, а тем более - когда частный инвести­ционный капитал не приходит в экономику.

Разумеется, не бывает идеальной учтен- ности всех нюансов при формировании бюджетов. Это так, но в ходе обсуждения бюджета РСО-А на 2018-2020 годы мною неоднократно высказывался ряд принципи­ального характера соображений, которые могу повторить в силу их значимости, и в то же время - нереализованности.

В прогнозе, который был взят за основу для расчетов показателей республиканского бюджета, по моей оценке, было заложено значительное снижение реальных доходов населения, в особенности - заработных плат (позднее это выяснилось в большей степени, хотя проблематику можно было учесть из­начально.) Более четкой просчитанности требовали следующие показатели: каким будет оставаться доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; как будут решаться вопросы по минимальной зара­ботной плате в согласии с требованиями Указов Президента РФ (2012 год). Здесь я напомню дополнительно, что с 1 января 2018 года МРОТ и прожиточный минимум уравнены на 85 процентов, а с 1 мая 2018 года - на 100 процентов, что не в полной мере учтено в принятом нами бюджете республики на 2018 год.

Обращаю внимание на ту тенденцию, что темп роста расходов республиканского бюд­жета за последний период и до 2020 года - снижающийся. Это длительный процесс, он все больше увязывается с тем­пами роста собственных доходов, поступающих в консолидирован­ные бюджеты республики. В боль­шей мере нам надо осознать, что  происходит усиление централиза­ции государственных финансов с одновременным удорожанием их 1 для регионов. Республика наша  на ближайшую перспективу будет испытывать большие нагрузки, в том числе по причинам перехода на профицитное сбалансирование бюджета, а также сформирован­ных долгов, инфляции и ряда дру­гих существенных факторов.

Регулирование аграрных отношений

Республика, как известно, стол­кнулась не только с проблемати­кой форм проявления отноше­ний, которые обусловливались фактором малоземелья. В ходе рыночно­трансформационных процессов социаль­но-экономической жизни малоземельные ограничения наложились на разрушительные процессы коллективных хозяйств (колхозы, совхозы, кооперативы). Что надо далее де­лать в регулировании аграрных отношений в РСО-А?

Во-первых, продолжить совершенствова­ние законодательства о землепользовании.

Во-вторых, необходимо и дальше улучшать подходы к изменениям характера и мето­дов оценки приоритетов в принимаемых решениях по поводу землепользования: требуется системность, но в выборе методов решаемых задач необходимо реализовывать дифференцированный подход (например, в решении вопросов финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаро­производителей в сфере растениеводства, животноводства, птицеводства).

Систематический анализ проблематики деятельности сельхозтоваропроизводите­лей позволяет мне сделать и следующие выводы. Для сельхозтоваропроизводителей со стороны государства надо создавать определенные гарантии. Например, уста­новление гарантийной ставки по кредитам должно быть обязательным на каждый год. Сегодня это в пределах от 13-15 процентов, но проблем много. Это - высоко! Даже при том что государство «гасит» 7-8 про­центов, этого кредита недостаточно, и он остается дорогим. Абсолютное большинство специалистов, в том числе и я, приходят к выводу, что доступность кредитов для сельхозтоваропроизводителей находится в пределах 4-5 процентов. При этом сроки вы­деления кредитов должны быть в пределах 3-5-10 лет. Дорогой кредит трудно, а порой и невозможно, покрывать, с чем реально сталкиваются добросовестные и деловые предприниматели.

 

Нох Токаев,

Депутат Парламента РСО-Алания

3 марта 2018г. газета «Северная Осетия»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.