Главная >> 20 лет Парламенту >> Есть чем гордиться, есть к чему стремиться!

Дата: 4 Июня 2015 г. 13:38

Название: Есть чем гордиться, есть к чему стремиться!

20 лет для становления современного парламентаризма - это период небольшой. С самого начала образования нового законодательного и представительного органа в республиканской конституционной комиссии разгорелись острые дискуссии. В первую очередь они касались его наименования.

Одни настаивали на сохранении преж­него названия - Верховного Совета, но оно было неприемлемо, поскольку Российская Федерация отказалась от советизации новых органов власти, об­ладавших чуть ли не всеобъемлющими полномочиями. Другие предлагали име­новать его Народным собранием, что ассоциировалось негативно с горбачев­скими многочисленными безвольными и бестолковыми собраниями.

Мне как члену комиссии хотелось уже в самом названии сделать упор на максимальную профессионализацию нового органа власти, поэтому и пред­ложил классическое название законо­дательного и представительного органа власти - «парламент», что поддержали мои коллеги. Это было не простое пере­именование законодательного органа республики, а серьезное изменение его роли, места и полномочий в системе органов государственной власти. Из субъектов РФ такое название законо­дательного (представительного) органа власти, кроме Осетии, ныне имеют Кабардино-Балкарская и Чеченская республики.

Парламент стал правопреемником не только Верховного Совета республики, но и, на мой взгляд, во многом пре­емником такой традиционной формы непосредственной демократии доре­волюционной Осетии, как народные советы - ныхасы. Вместе с тем, с одной стороны, парламент республики является символом государственности, так как наряду с Главой республики и Конституционным судом формирует одну из основных ветвей государственной власти, с другой - символом демокра­тизма и представительного характера государственной власти в республике.

Формирование парламента проис­ходило в сложной политической и эко­номической обстановке. Депутатам необходимо было создать новую законо­дательную базу республики, разработать и принять основные нормативные акты - законы в области государственного строительства, хозяйства, социальной защиты, правопорядка и законности и во многих других сферах.

Становление высшего законодательно­го органа государственной власти реги­она, формирование принципов работы депутатского корпуса и основ правовой, политической культуры проходило в условиях дефицита подготовленных ка­дров, нехватки юридической практики и опыта законотворческой деятельности.

Тем не менее парламент проделал большую работу. Прежде всего это ка­сается основной его функции - форми­рования собственной законодательной базы республики. Были приняты Консти­туция, базовые конституционные законы о парламенте, посте Главы республики, правительстве, Конституционном суде. А также законы о выборах и статусе депутатов парламента, мировых судьях, местном самоуправлении и выборах его органов, Центральной и террито­риальных избирательных комиссиях, Уполномоченном по правам человека, Контрольно-счетной палате и другие.

Парламент является единственным органом государственной власти респу­блики, который обладает правом на за­конодательную инициативу в Федераль­ном собрании РФ. Надо отметить, что он неоднократно использовал это право. Были и случаи, когда Госдума РФ после парламента республики принимала за­коны, аналогичные нашим.

Вместе с тем прошедшие 20 лет - это не ровная полоса стабильности и спо­койной законотворческой деятельности парламента, но и периодическая коррек­тировка его функций и полномочий. Так, в 1999 году был принят федеральный за­кон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ», который в целом расширил их компетенцию, что потребовало внесения в Конституцию республики соответствующих измене­ний и дополнений, укрепивших статус парламента, расширяющих его функции и полномочия.

Одновременно происходило сужение законотворческого «пространства» субъ­ектов РФ по предметам совместного ведения путем принятия федеральных законов. Например, вопреки всякой по­литической и профессиональной логике членами федерального судейского со­общества подготовлен проект федераль­ного закона, согласно которому мировых судей предлагают исключить из числа судов субъектов РФ и придать им статус федеральных судов.

С этим категорически нельзя со­гласиться, поскольку, во-первых, народ как источник власти не только непо­средственно, но и опосредованно через своих депутатов практически отстраняет­ся от формирования судейского корпуса даже на уровне мировых судей.

Во-вторых, очередной раз предпри­нимается попытка проигнорировать ст. 72 Конституции РФ, согласно которой защита прав и свобод и кадры судеб­ных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В-третьих, ограничиваются полномо­чия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в части правового регулирования некоторых вопросов ор­ганизации деятельности мировых судей и их избрания.

В-четвертых, организацию мировой юстиции в свое время мотивировали и обосновывали необходимостью раз­вития федерализма и предоставления возможности субъектам РФ создавать собственные судебные органы.

Уверен, что председатель парламен­та А.В. Мачнев вместе с депутатами в очередной раз, но уже по данному во­просу проявит принципиальную профес­сиональную позицию, соответствующую федеральным конституционным нормам о федеративном характере нашего госу­дарства и оптимальном распределении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъекта­ми. Тем более что парламент за 20 лет превратился из дискуссионного клуба, каким представляли его себе некоторые депутаты первого созыва, в дееспособ­ный и авторитетный законодательный и представительный орган власти респу­блики, для которого главными принци­пами в законотворческой деятельности являются эффективность и разумность принимаемых законов.

Путь пройден немалый, выстроена правовая база республики. Налажено сотрудничество с исполнительной и судебной властью, федеральными струк­турами, общественностью. Впереди еще многое предстоит сделать. Главная цель в законотворческой работе парламента республики - создавать правовые усло­вия для развития родной республики и повышать благосостояние ее жителей. Именно поэтому, как показывает анализ принятых законов, абсолютное боль­шинство их касается защиты социально- экономических прав и свобод человека.

Оценивать правотворческую деятель­ность парламента необходимо объектив­но, не забывая, что это очень молодой орган государственной власти, особенно по сравнению с аналогичными органами других европейских государств.

Так, например, английский парламент функционирует аж с XIII века(!), тем не менее и в его деятельности существует немало недостатков, и поэтому он под­вергается постоянной критике. А разве хваленый американский Конгресс всегда принимает профессиональные и объек­тивные решения, особенно в отношении России?

Поэтому, проявляя требовательность к работе наших парламентариев, сле­дует помнить, что качественная работа любого органа государственной власти объективно требует соответствующего времени и опыта.

От своего имени и от имени Конститу­ционного суда республики хочу поздра­вить депутатов парламента республики, в рядах которых и я состоял в прошлом, с 20-летним юбилеем нашего законода­тельного и представительного органа и пожелать дальнейшей конструктивной работы в интересах народа!

 

А. ЦАЛИЕВ, 

председатель Конституционного суда.

4 июня 2015г. газета «Северная Осетия»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.