Главная >> Парламентская хроника

Дата: 31 Декабря 2018 г. 16:33

Название: Парламентская хроника

Кратко: 29.11.2018 г. Восемнадцатое заседание Парламента РСО-А

29.11.2018 г.  ВОСЕМНАДЦАТОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА РСО-А

Под председательством Алексея МАЧНЕВА прошло 18-ое заседание Парламента республики.  В повестку дня было включено 24 вопроса, в числе которых проекты республиканского бюджета и бюджета фонда медстрахования на будущий год. Темой «правительственного часа» стала организация в республике регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Заседание началось с минуты молчания в память о Сослане Андиеве, выдающемся спортсмене, депутате Парламента республики трех созывов.

Прежде чем перейти к вопросам повестки дня, руководитель законодательного органа власти сообщил депутатскому корпусу, что в республику прибыла рабочая группа во главе с представителями Генеральной Прокуратуры РФ с тем, чтобы проверить деятельность завода «Электроцинк» после случившегося пожара. Как отметил Алексей Мачнев, приезд рабочей группы стал возможен благодаря принятому на прошлом заседании Парламента республики Обращения к федеральным надзорным органам власти и руководству Уральской горно-металлургической компании, чьим дочерним предприятием является «Электроцинк». «Представители Генпрокуратуры РФ уже приступили к работе. Думаю, о результатах  деятельности мы будем проинформированы», - отметил Алексей Мачнев.

Награда по заслугам

Глава республики Вячеслав Битаров внес в Парламент законопроект, согласно которому устанавливается звание «Заслуженный журналист РСО-Алания». Соответствующие поправки вносятся в республиканский закон о государственных наградах. Почетное звание будут присваивать высококвалифицированным работникам СМИ, членам Союза журналистов республики, проработавшим в средствах массовой информации не менее 15 лет и имеющим большие заслуги в развитии журналистики. 

Бюджеты: настоящий и будущий

Блок финансовых вопросов внес на рассмотрение Первый заместитель министра финансов республики Алан Дзагоев. Депутатам был представлен проект бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

На 2019 год основные параметры бюджета заявлены в сумме 25,934 млрд. рублей доходов и расходов - 25, 987 млрд. рублей, дефицит планируется - 53,8 млн. рублей. Алан Дзагоев подчеркнул, что будущие доходы и расходы сформированы с учётом уже подтверждённых объемов федеральных целевых средств.

Говоря о прогнозируемых доходах, отмечалось, что при расчётах учтены изменения бюджетного и налогового законодательства, вводимые в действие с 1 января 2019 года. Это, в первую очередь, касается поступлений от продажи подакцизного алкоголя. А именно, сохраняются предельные объемы налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на уровне утвержденных на 2018 год размеров. На федеральном уровне также сохраняется механизм перераспределения акцизов на крепкий алкоголь между субъектами РФ. Помимо этого, с начала года предстоит повышение акцизов на различные виды вина и пиво, что тоже приведёт к росту денежных поступлений.

В целом, по словам замминистра финансов, по сравнению с прошлым годом доходы республики вырастут на 927 млн. рублей или 4,6% - это сумма без учета федеральных целевых средств. Темпы роста собственных налоговых и неналоговых доходов республики характеризуются как высокие и прогнозируются в объеме 11,740 млрд. рублей.

В 2019 г. федеральный бюджет направит в республику 14,193 млрд. рублей безвозмездных поступлений,  из которых 9, 538 млрд. рублей - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 2, 919 млрд. рублей – межбюджетные субсидии, 1, 688 млрд. рублей - субвенции, 47 млн. рублей – иные межбюджетные трансферты.

Расходы республиканского бюджета будущего года большей частью распределятся по социально-значимым направлениям: наибольший удельный вес занимают расходы по разделу «Социальная политика» - 29,9%, «Образование» - 28,8%, «Национальная экономика» - 11,9%, «Здравоохранение» - 7,2%, «Культура и кинематография» - 5,0%.

На развитие экономики запланировано 3,1 млрд. рублей, которые будут направлены на реализацию 14 госпрограм. В рамках реализации программы развития СКФО республика получит 500 млн. рублей на приоритетные инвестпроекты.

Госдолг на конец 2019 года, с учетом погашения бюджетных кредитов в сумме 384 млн. рублей, прогнозируется на уровне 75,6% от суммы собственных доходов республики или 8,877 млрд. рублей.

Председатель Контрольно-счётной палаты РСО-Алания Инал Калицов назвал обоснованным прогноз по собственным налоговым и неналоговым доходам, ожидаемым в предстоящем году. Вместе с тем, он обратил внимание на сокращение доходов бюджета в общей доле валового регионального продукта с 18,1% в 2019 г. до 15,1% к 2021 году, однако сам ВРП имеет тенденцию к росту. Так же было отмечено, что сумма в 587 млн. рублей, заложенных на объекты РАИПП  - это почти в два раза выше, чем в текущем году.

В адрес представителя Минфина поступило немало депутатских вопросов. В частности, Светлана Доеваинтересовалась судьбой ряда республиканских законов, действие которых приостановлено.  Также прозвучал вопрос о средствах, заложенных на приобретение жилья для детей сирот: на 2019 год заложено 72 млн. рублей, тогда как очередь нуждающихся  значительно выше. Помимо этого, депутат считает явно недостаточной сумму в 205 млн. рублей на лекарства для льготников. В этой связи Алан Дзагоев отметил, что, прежде всего, необходимо ликвидировать задолженность по прошлым обязательствам бюджета, а потом реализовывать новые выплаты. В будущем году, по его словам, на выплаты регионального маткапитала детям, родившимся в 2012 году, предусмотрены 86 млн. рублей.

В отношении льготного лекарственного обеспечения, замминистра отметил возможность отвлечения средств на эти цели с обеспечения лекарствами больных орфанными заболеваниями, так как есть вероятность, что полный объем заложенных средств – 50 млн. рублей, может не понадобиться.

Депутаты рекомендовали Минфину обратить внимание еще на ряд направлений, которые, по их мнению, «страдают» от регулярного недофинансирования. Так, Медея Элдзарова отметила нехватку средств на реализацию программы по профилактике употребления психотропных средств, Борис Кантемиров - на программы по патриотическому воспитанию молодёжи.

Говоря в целом о качестве планирования, депутат Нох Токаев назвал будущий бюджет «более реалистичным, чем в предыдущие годы».

Выступивший с содокладом председатель комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациямВалерий Баликоев отметил постепенный переход к профицитности республиканского бюджета в предстоящие годы, а также существенный рост налоговых поступлений: с 2015 года по 2018 год рост составил 165%. В результате проект бюджета принят в первом чтении.

Алан Дзагоев представил также и поправки в бюджет республики текущего года. Принятие их связано с необходимостью в доходной и расходной частях бюджета отразить дополнительно поступившие средства в сумме 1,467 млрд. рублей. Из них 1,095 млрд. рублей – это средства федерального бюджета. Средства планируется распределить следующим образом: 167 млн. рублей направятся на бюджетную сбалансированность, 941 млн. рублей – межбюджетный трансферт на семь социальных объектов (3 детских сада, Ардонская ЦРБ, Моздокская поликлиника и др.), 226 млн. рублей – средства Фонда реформирования ЖКХ на переселение граждан из ветхого жилья.

Помимо этого, поступили собственные доходы в сумме более 145 млн. рублей, что обусловлено положительной динамикой по отдельным видам налоговых поступлений, в том числе по акцизам: на вино - 130 млн. рублей, пиво - 15, 8 млн. рублей.

Депутаты приняли законопроект в окончательном чтении.

Бюджет Терфонда

Руководитель Территориального ФОМСа Казбек Дзлиев представил изменения в текущий бюджет фонда. Как пояснил докладчик, разработка документа связана с необходимостью уточнить параметры по итогам исполнения 8 месяцев текущего года.

Доходы бюджета Фонда на основании сложившейся динамики поступления денежных взысканий, штрафов и доходов от компенсации затрат бюджета Фонда за январь – август этого года увеличены  на 11 млн. руб. Средства ОМС прошлых лет, поступивших в бюджет Фонда от страховых и медицинских организаций в ходе проведения контрольных мероприятий, составили 672 тыс. руб., которые  в установленном порядке возвращены в бюджет Федерального фонда.

Расходная  часть, как пояснил докладчик, увеличена на 180 млн. руб.  Так, на финансовое обеспечение реализации Программы ОМС в части базовой программы обязательного медицинского страхования средства увеличены на 145 млн. руб., реализацию мероприятий дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и проведение ремонта медоборудования - 35 млн. руб. и др. В ходе  рассмотрения законопроект принят в окончательном чтении.

В первом чтении был рассмотрен проект бюджет страхового ведомства на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. По словам Казбека Дзлиева, доходы и расходы Фонда в будущем году запланированы в сумме 8,658 млрд. рублей. Дефицит средств не планируется. Отмечалось, что размер субвенции из Федерального ФОМСа составит на 728 млн. рублей больше, чем в текущем году. Также в документе учитываются поступления за лечение иногородних граждан на территории республики – свыше 278 млн. рублей, а также поступления от различных компенсаций, санкций и штрафов – 89,5 млн. рублей. Принято решение направить проект бюджета субъектам права законодательной инициативы для получения замечаний и предложений.

Приводятся в соответствие

В повестке дня заседания значился пакет законопроектов, направленный на совершенствование выборного процесса в республике. Председатель ЦИК РСО-Алания Жанна Моргоева представила документы, которые приводят республиканское законодательство в соответствие федеральному. Речь идет об уточнении порядка использования избирательными комиссиями бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Остатки таких средств на конец текущего финансового года не перечисляются на единый счет бюджета, а используются на те же цели до завершения соответствующей избирательной кампании. Другой проект закона предлагает исключить из закона «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания» нормы об открепительных удостоверениях, так как с введением процедуры голосования по месту нахождения на федеральных и региональных выборах, голосование по открепительным удостоверениям не проводится. Кроме того, проектом закона уточняется порядок использования избирательными комиссиями бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Барьер архитектурному произволу

Заинтересованное обсуждение развернулось вокруг законопроекта о перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной политики между органами местного самоуправления и органами государственной власти республики, который представил полномочный представитель Главы РСО-Алания в Парламенте Виктор Ортабаев.

Было отмечено, что законопроект направлен на упорядочение отношений в сфере градостроительства и архитектуры, на качественное улучшение ситуации в этой сфере. Документ разработан во исполнение поручения Президента России В.В. Путина по итогам заседания Госсовета 17 мая 2016 года, посвященного вопросам архитектуры и градостроительства. По инициативе Союза архитекторов и Минстроя РФ был выработан ряд решений и поручено главам субъектов восстановить институт главного архитектора региона и наделить реальными полномочиями для улучшения градостроительной политики.

В этой связи Указом Главы РСО-Алания от 9 июля 2018 года создан специальный орган исполнительной власти - Комитет по градостроительству и архитектуре  РСО-Алания. Для эффективного решения поставленных задач созданному Комитету необходима передача соответствующих полномочий, в частности, по утверждению генеральных планов и документов территориального планирования. В частности, предусматривается перераспределить следующие полномочия – это утверждение генеральных планов городских и сельских поселений, утверждение документов территориального планирования муниципальных районов и утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований.

Виктор Ортабаев подчеркнул, что около двадцати российских регионов уже перераспределили полномочия таким образом и даже наделили главный архитектурный орган более широкими возможностями, чем предложено в республиканском законопроекте. Помимо этого, Комитет по градостроительству не будет подменять текущих полномочий местных администраций.

По мнению разработчиков, принятие закона позволит создать условия для системного контроля в градостроительной сфере, оградит муниципальную власть от давления крупных застройщиков, поспособствует реализации единой архитектурно-строительной политики на территории республики.

С учётом необходимости начала действия новых полномочий с 1 января 2019 года, Виктор Ортабаев предложил принять законопроект сразу в двух чтениях.

В процессе обсуждения парламентарии отмечали, что ситуация с хаотичностью застройки и общим неуважением к архитектурному наследию накалена до предела и нуждается в срочных и решительных мерах.

В частности, Тимур Цахилов поинтересовался, как и когда будет разработан порядок учёта позиции администраций местного самоуправления. Виктор Ортабаев пояснил, что разработка такого порядка предусматривается законопроектом и начнётся сразу после принятия документа.

Как эти нормы отразятся на получении разрешительных документов физическими и юридическими лицами, интересовалась Наталья Михайленко. По ее мнению, переход этих полномочий подменяет реальные функции местных администраций. Эту позицию разделила и представитель фракции «КПРФ» Медея Элдзарова, которая считает, что будущее любого цивилизованного государства в крепком и полномочном местном самоуправлении.

Нох Токаев высказался в поддержку начинания, но поинтересовался, в какие суммы обойдётся республиканскому бюджету содержание нового Комитета и нет ли опасности дополнительных затрат. Виктор Ортабаев заверил, что внутри Правительства будет перераспределяться уже действующая штатная численность в пределах существующих расходов.

Виталий Чельдиев, в свою очередь, назвал законопроект «абсолютно необходимым» и особо отметил пользу прямого подчинения Комитета Главе республики в связи с тем, что впредь станет гораздо легче определять границы ответственности полномочного лица.

В своем содокладе заместитель Председателя Парламента Батраз Билаонов отметил, что законопроект прошёл государственно-правовую экспертизу и рассмотрение в комитетах Парламента, поступили предложения от Прокуратуры республики и муниципального образования г. Владикавказ. В соответствии с ними подготовлена таблица поправок редакционно-технического характера. Профильный комитет вынес рекомендацию поддержать законопроект.

При этом Батраз Билаонов высказал и личное мнение:

Считаю, что чрезмерная централизация власти вредна, хотя у закона есть плюсы в отношении наведения порядка. Уверен, что руководство республики и Правительство, предлагая закон, преследуют самые благие намерения. Но если завтра придут другие люди, которые захотят использовать свою власть не совсем в правильных целях?! Нужно всё это учитывать.

По словам руководителя фракции «Единая Россия» Тимура Ортабаева, с началом работы Комитета «появится оформленная ответственность за вопросы стратегического планирования республики, как территории; единая архитектурная и градостроительная политика; повысится роль главных архитекторов соответствующего профессионального уровня; появится возможность координации деятельности архитектурных районных служб, которые в настоящее время возглавляются специалистами без надлежащего образования; будет чёткое регулирование разработки и реализации проектов, начиная с эскизных предложений, заканчивая строжайшим контролем над архитектурно-строительными работами и, что особо важно, качеством городской среды».

Этот вопрос депутаты обсуждали более часа. Приводились разные аргументы, озвучивались перспективы. Особенно часто звучали примеры незаконной застройки столицы республики – города Владикавказа и его центральной, исторической части. В этой связи Алексей Мачнев отметил следующее:

 - Присутствующие в зале коллеги помнят, в прошлом созыве уже поднимался вопрос застройки центральной части города. У нас на глазах возникло строение на месте архитектурного памятника – Андреевской бани, на месте детского пруда - тоже возникло строение. Считаю, нам необходимо вернуться к этой теме, разработать и принять отдельный закон, где детально определить правила застройки исторической части города Владикавказа. Это крайне важный вопрос.

По итогам обсуждения законопроект был принят в первом и окончательном чтении.

О кадрах

На заседании аудитором Контрольно-счетной палаты республики назначен Дзагоев Алан Русланович, ранее занимавший должность первого заместителя министра финансов.

Трудности перевоза

В рамках «Правительственного часа» выступил министр промышленности и транспорта Хайдарбек Бутов, который предоставил информацию об организации в республике регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

По сообщению министра, сформированы реестры муниципальных и межмуниципальных маршрутов, в соответствии с которыми перевозчикам были выданы карты и свидетельства на право осуществления пассажирских перевозок. Кроме того, проведено обследование регулярности движения пассажирского транспорта в «вечернее время», в связи с чем были разработаны и выданы всем перевозчикам расписания движения автобусов на маршрутах, что позволило сократить время ожидания транспорта.

Ведомством на текущий год разработана «дорожная карта» по обеспечению транспортного обслуживания населения, а также концепция развития пассажирского транспорта общего пользования на ближайшие два года. Документ включает в себя комплекс мероприятий, направленных на соблюдение перевозчиками различных форм собственности лицензионных требований, налогового и трудового законодательства, требований к техническому состоянию транспортных средств.

Рассказал Хайдарбек Бутов и о деятельности «Контакт-Центра», созданного в марте прошлого года для сбора и обработки обращений граждан по выявленным нарушениям в сфере пассажирских перевозок. Так называемая «горячая линия» позволила более оперативно реагировать на жалобы.

«На сегодняшний день сотрудниками Министерства обработано более 600 обращений. Основными вопросами в жалобах жителей являются регулярность осуществления пассажирских перевозок, санитарно-техническое состояние транспортных средств и отсутствие культуры водительского состава», - отметил министр.

Он также проинформировал парламентариев о регулярно проводимых представителями ведомства встречах с жителями районов республики, где поднимаются вопросы транспортного обслуживания. По итогам таких встреч налажено транспортное сообщение Фиагдон-Алагир, внесены изменения в схему движения маршрута «Владикавказ-Дзинага» и продлен ряд маршрутов в черте города. Кроме того, удалось открыть новый маршрут «Владикавказ-Карджин», пустить транспорт по с. Чикола, возобновить обслуживание маршрута «Моздок - Нижний Малгобек» и изменить схему движения маршрута «Владикавказ-Змейская» в связи с введением в эксплуатацию федеральной дороги.

Завершая доклад, министр отметил, что существует очень много проблемных вопросов в области пассажирского транспорта, решение которых требует ежедневной кропотливой работы и совместных усилий со стороны исполнительной власти и контрольно-надзорных органов.

После выступления Хайдарбека Бутова депутатский корпус воспользовался возможностью задать министру вопросы. Желающих высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме оказалось много, поэтому дискуссия получилась довольно  продолжительной. Парламентарии интересовались, с чем связано неудовлетворительное санитарно-техническое состояние транспортных средств, выпускаемых на линию, по какой причине невозможно установить точное количество лицензиатов и суммы налоговых поступлений, а также  кто несет ответственность за безопасность пассажирских перевозок. Спрашивали и про обустройство объектов транспортной инфраструктуры.

На вопросы, кроме Хайдарбека Бутова, отвечал врио замначальника Межрегионального территориального УФС по надзору в сфере транспорта по СКФО Таймураз Бизикоев. Не получив развернутых и полноценных разъяснений по обозначенным вопросам, народные  избранники сравнили ситуацию, сложившуюся в транспортной сфере с бадминтоном, потому как каждое ответственное лицо кивает в сторону другого с формулировкой «мы не уполномочены». Между тем, как отметили парламентарии, хочется понять, кто за что отвечает. 

Выступая с содокладом по заявленной теме, вице-спикер Батраз Билаонов отметил, что принимаемые Правительством республики меры по наведению должного порядка в транспортной  сфере недостаточны.

«Отсутствует системный подход в исполнении рекомендаций Парламента и в решении задач, стоящих перед Правительством республики, а именно перед его уполномоченным органом – Министерством промышленности и транспорта», -заявил вице-спикер. Данное ведомство, по его словам,  должно проводить единую  политику в сфере транспортного обслуживания населения на территории республики. Для решения этой задачи, в первую очередь, необходимо добиться исполнения каждым компетентным органом власти своих непосредственных обязанностей.

Говоря о проблемах отрасли, заместитель Председателя Парламента подчеркнул, что выделяемые субсидии из республиканского бюджета направляются в первую очередь на выплату заработной платы, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, не предполагая развитие и обновление подвижного состава. Между тем, «ежегодное недофинансирование государственных автотранспортных предприятий влечет их убыточность и дальнейшую ликвидацию».

По мнению выступавшего, нельзя игнорировать целый ряд сложившихся негативных тенденций. Это - формальное проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, технического осмотра транспортных средств, практика осуществления заказных перевозок под видом регулярных, а также ненадлежащее техническое и санитарное состояние остановок. Отдельного внимания заслуживает и вопрос прекращения деятельности автовокзала № 2 города Владикавказ. Это привело к появлению стихийных стоянок на улицах города и совершенно бесконтрольным перевозкам, которые осуществляют водители ранее работавшие на автовокзале.

К числу главных проблем парламентарий отнес не принятую по сей день концепцию развития пассажирского автомобильного транспорта, которая включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, решений и целевых программ. Не дают положительных результатов также проводимые плановые рейдовые мероприятия Ространснадзора и других контролирующих органов власти по выявлению нарушений в сфере перевозочной деятельности.

Остановился законодатель и на деятельности «Контакт-Центра»: «Очевидно, что на сегодняшний день ситуация с пассажирскими перевозками существенно не меняется и 600 поступивших обращений это наглядно подтверждают. Многочисленные обращения от населения республики поступают и в Парламент РСО-Алания».

Вице-спикер, завершая выступление, подчеркнул, что обозначенные проблемы являются свидетельством недоработки всех задействованных органов власти как федеральных, так и республиканских, а также органов местного самоуправления.

 «Нам важно, чтобы население всей республики, а не только Владикавказа, было обеспечено доступными и качественными услугами пассажирских перевозок. Если каждый надзирающий или контролирующий орган будет выполнять свои функции на должном уровне, а не ради галочки и цифр, поверьте мне, ситуация бы на сегодняшний день уже изменилась. Этот вопрос останется в поле депутатского зрения, все сказанное сегодня  будет обобщено профильным комитетом и найдет отражение в постановлении Парламента», - отметил Председатель ПарламентаАлексей Мачнев, подводя итог «правительственному часу».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.