Главная >> Рекомендации участников «круглого стола» на тему: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Дата: 7 Мая 2014 г. 11:56

Название: Рекомендации участников «круглого стола» на тему: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации»

В соответствии с Планом законотворческой деятельности Парламента Республики Северная Осетия – Алания на 2014 год 7 мая 2014 года в Парламенте Республики Северная Осетия – Алания состоялся «круглый стол» на тему: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации», проведенный совместно с Северо-Осетинским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и Северо-Осетинским Отделением Ассоциации юристов России.

В работе «круглого стола» приняли участие представители федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, Общественной палаты Республики Северная  Осетия – Алания, Молодежного парламента Республики Северная Осетия – Алания, высших учебных заведений, представители политических партий и иных общественных организаций. 

Участники «круглого стола» отметили, что с принятием Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в стране начался очередной этап становления и развития местного самоуправления в рамках признанной европейской модели. Основной целью принятия Федерального закона было введение новых принципов территориальной организации местного самоуправления, предусматривающих формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Концепция указанного Федерального закона направлена на создание единой системы местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реальное приближение местной власти к населению, а также повышение качества и уровня оказания муниципальных услуг населению.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».

 

По итогам «круглого стола» участники  р е к о м е н д у ю т:

 

1.Парламенту Республики Северная Осетия – Алания:

направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, следующие поправки к проекту федерального закона № 469827-6:

1.Предоставить возможность законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных районов и уставами сельских поселений закреплять за сельскими поселениями также другие вопросы из числа установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона.

2.Отнести к вопросам местного значения сельских поселений, установленным в статье 14 Федерального закона, утверждение генерального плана сельского поселения.

3.Исключить императив для городского поселения по избранию главы муниципального образования исключительно из состава представительного органа городского поселения и, соответственно, по назначению главы местной администрации городского поселения – исключительно по контракту, заключаемому по результатам конкурса.

4.Предоставить возможность определять законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства источники доходов местных бюджетов внутригородских районов. При этом в законопроекте необходимо предусмотреть, что установленные Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением к источникам доходов бюджетов внутригородских районов, зачисляются в бюджеты городских округов с внутригородским делением.

5.Предоставить возможность определения законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов состава муниципального имущества внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований Федеральным законом.

6.Предоставить возможность сходу граждан, который в соответствии с Федеральным законом осуществляет полномочия представительных органов поселений, избрания депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района в порядке и на срок, которые будут установлены уставом данного поселения.

7.Предусмотреть возможность в соответствии с законом субъекта Российской Федерации избирать на муниципальных выборах представительные органы муниципальных районов в случае, если в соответствии с Федеральным законом в состав территории данных муниципальных районов входят межселенные территории. При этом глава такого муниципального района должен будет избираться из состава представительного органа муниципального района и исполнять полномочия его председателя.

8.Предусмотреть возможность законом субъекта Российской Федерации изменять:

порядок формирования представительного органа муниципального района (в случае, если в его границах расположены межселенные территории) из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений на порядок избрания данного представительного органа на муниципальных выборах;

порядок избрания представительного органа муниципального района (в случае, если в его границах расположены межселенные территории) на муниципальных выборах на порядок формирования представительного данного органа из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. При этом представительный орган муниципального района, соответственно избранный на муниципальных выборах или сформированный из представителей поселений, должен будет осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий.

9.Предоставить органам местного самоуправления внутригородских районов помимо установленных вопросов местного значения внутригородских районов право на создание музеев внутригородского района, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, создание условий для развития туризма.

10.Предоставить возможность устанавливать законом субъекта Российской Федерации норму представительства поселения, входящего в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать две пятых состава представительного органа указанного муниципального района.

11.Предусмотреть возможность в соответствии с законом субъекта Российской Федерации избрания в отдельных случаях глав муниципальных районов на муниципальных выборах. При этом глава должен будет входить состав представительного органа муниципального района и исполнять полномочия его председателя.

12.Установить в Федеральном законе порядок преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением и создания внутригородских районов, а также порядок преобразования городского округа с внутригородским делением в городской округ и упразднения внутригородских районов, в том числе:

порядок и сроки формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления указанных преобразованных городских округов в связи с принятием закона субъекта Российской Федерации о данном преобразовании;

порядок и сроки прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, соответственно сформированных (избранных, назначенных) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации;

срок принятия уставов внутригородских районов, а также внесения соответствующих изменений и дополнений в устав преобразованного городского округа с внутригородским делением в городской округ.

13.Установить в качестве переходных положений порядок формирования (избрания, назначения) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с требованиями Федеральным законом с учетом предлагаемых изменений, а также порядок прекращения срока действия полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов, не соответствующих требованиям Федерального закона с учетом указанных изменений, которые были избраны, сформированы, назначены до внесения упомянутых изменений в Федеральный закон.

14.В законопроекте предусмотреть статью 3 следующего содержания:

Вопросы совершенствования правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления будут разрешены в других федеральных законах.

15.В статье 1 проекта закона:

подпункт «в» пункта 5 – исключить либо предоставить право субъектам Российской Федерации передавать на уровень муниципальных районов решение вопросов местного значения  поселений;

подпункт «б» пункта 12 в части, касающейся формирования представительного органа муниципального района, - исключить;

подпункт «а» пункта 13 в части, касающейся избрания главы муниципального района, - исключить.

 

2.Парламенту Республики Северная Осетия – Алания:

рассмотреть возможность внести проекты федеральных законов, принимаемых в целях совершенствования правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления, в соответствии со следующими рекомендациями:

увеличить норматив отчислений НДФЛ в местный бюджет;

передать в местные бюджеты доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также налогов специальных налоговых режимов, так как местным органам власти лучше знакомы условия функционирования и результаты деятельности субъектов   малого и среднего бизнеса;

часть субсидий на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса спустить с регионального на муниципальный уровень;

передать в местные бюджеты доходы от налога на прибыль организаций либо установить норматив отчислений этого налога в местный бюджет;

ввести дополнительный норматив отчислений в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта, в т.ч. от транспортного налога, налога на имущество организаций, НДС, акцизов и т. д;

упразднить льготы по местным  налогам, установленные федеральным и региональным законодательством, либо предусмотреть компенсацию  выпадающих доходов при установлении таких льгот;

ускорить введение налога на недвижимость и установить его как местный налог, передать принятие закона о введении налога на недвижимость на уровень регионов;

увеличить долю средств от налога на доходы физических лиц, поступающую в бюджеты муниципальных образований, прежде всего поселений, и постепенно довести долю налога на доходы физических лиц, поступающую в бюджеты городских округов, городских и сельских поселений, до 40%;

перейти к уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков;

передать на муниципальный уровень 2% налога на прибыль организаций;

ввести местный налог на покупку дорогой недвижимости;

закрепить за бюджетами поселений налоги от малого бизнеса. 

 

3.Органам местного самоуправления в Республике Северная Осетия – Алания:

в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля образовать контрольно-счетные органы в случае их отсутствия в муниципальном образовании.

 

4.Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия – Алания рекомендовать:

активизировать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований с целью повышения качества проводимых проверок, особенно касающихся исполнения местных бюджетов.

 

5.Высшим учебным заведениям Республики Северная Осетия – Алания рекомендовать:

разработать совместно с органами государственной и муниципальной власти эффективные и обеспеченные надлежащим финансированием программные мероприятия, направленные на проведение переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.