Главная >> Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Промышленное производство Республики Северная Осетия – Алания. Перспективы развития».

Дата: 30 Мая 2014 г. 14:42

Название: Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Промышленное производство Республики Северная Осетия – Алания. Перспективы развития».

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

 

заседания «круглого стола» на тему: «Промышленное производство Республики Северная Осетия – Алания. Перспективы развития».

 

30 мая 2014 года 11-00 часов                                                           г. Владикавказ

 

Проведение «круглого стола» направлено на привлечение внимания общественности и исполнительной власти к проблемам развития промышленного комплекса РСО - Алания.

В заседании «круглого стола» приняли участие депутаты Парламента РСО - Алания,  представители органов исполнительной власти, руководители крупных и средних промышленных предприятий, представители средств массовой информации.

В ходе заседания были обсуждены наиболее актуальные вопросы  в таких отраслях как: добыча полезных ископаемых, металлургическое производство, оборонно - промышленный комплекс, целлюлозно-бумажное производство, производство электрооборудования, текстильное и швейное производство в республике.

Также рассматривалась государственная поддержка предприятий промышленности и др.

Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 124,6% (1 квартал 2014 года -113,4%);

по добыче полезных ископаемых – 102,4% (1 квартал 2014 года – 114,4%);

по обрабатывающим производствам – 129,0% (1 квартал 2014 года – 117,3%);

по производству и распределению электро - и теплоэнергии – 110,7% (1 квартал 2014 года – 95,9%).

Ускоренными темпами в 2013 году развивались металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (147,1%), производство пищевых продуктов, включая напитки (164,2%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (102,5%), прочие производства (производство мебели – 137,6%), производство и распределение электрической и тепловой энергии (110,7%).

Положительная динамика индекса промышленного производства в обрабатывающих отраслях была обеспечена за счет увеличения к уровню аналогичного периода 2012 года производства вольфрама металлического -  в 4,7 раза,  прутков вольфрамовых - на 98,1%, стульев -  на  71,7 %, столов - на 49,0 %, гофрокартона - на 24,7 %, доломитовой муки - на 17,9 %,  кирпича строительного на 25,2%, конструкций и изделий сборных железобетонных на 26,0%, мебели на 22,5%, проката стального на 11,2%, электрической энергии на 11,5%, свинца - на  8,5%, резисторов - на 15,5 %, известняка на 5,1%, тепловой энергии  на 3,7% ,пленки полимерной – на 5,2 %, известняка – на 5,1%, доломита – на 0,4% больше.

После длительного простоя возобновили свою деятельность предприятия алкогольной отрасли. За отчетный период ими произведено спирта этилового 7834,3 тыс. дкл, что в 2,1 раза больше, чем в 2012 году, 577,0 тыс. дкл водки, или 100,3% к уровню прошлого периода, пива на 13,5%.

Значительно улучшены показатели по добыче нерудных строительных материалов за счет увеличения объемов заказов и продаж песка, щебня, гравия, в т.ч. в другие регионы России. В целом объем добычи нерудных строительных материалов вырос на 6,5%.

Вместе с тем, снижение показателей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года допущено в производстве цинка – на 41,5 молибдена металлического – на 58,2%, гофротары - на 27,0%, электроконтакторов на – 36,6%, кадмия на 25,5%, тюлегардинных изделий - на 25,7%, белья постельного - на 33,3%, приборов электровакуумных на 31,4%, бетона товарного – на 21,5%, минеральных вод на 8,2%, шпона строганного на 21,3%, серной кислоты - на 46,5 %, бутылки для напитков и пищевых продуктов – на 7,7%, сплавов на основе вольфрама - на 5,0%.  

Объём отгруженной промышленной продукции за 2013 год составил 22703,4 млн рублей, или 109,7%, к соответствующему периоду прошлого года, в том числе по видам экономической деятельности:

по добыче полезных ископаемых – 402,6 млн рублей (69,0%),

по обрабатывающим производствам – 16241,5 млн рублей (112,7%),

по производству и распределению электро - и теплоэнергии – 6059,3 млн рублей (106,3%).

В структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств за 2013 год удельный вес производства пищевых продуктов (включая напитки) составил 47,3%, металлургического производства – 31,7%.

С начала 2013 года не осуществляли производственную деятельность  9 предприятий: ООО «Динамо», ООО «Росмебель», ООО «АСТ», ОАО «ОЗАТЭ», ГП Концерн «Нефтегаз», МУП ДСМ, ОАО «Асфальт», ООО «Фабекс Джинс», ОАО «73 ЦЗПУО».

Следует отметить, что на значительной части предприятий оборонно-промышленного комплекса объемы производства недостаточны для рентабельной работы, что приводит к росту кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней. Использовать имеющееся оборудование для выпуска других изделий  не представляется возможным из-за его узкой специализации.

Фонды основного вида деятельности, машины и оборудование практически всех организаций ОПК морально и физически устарели, имеют (за исключением ОАО «Радуга») степень износа около 80 %, а на отдельных предприятиях более 90 %.

Так как, в основном предприятия  ОПК, расположенные на территории республики, выпускают материалы и комплектующие 3-4-го уровня,   им приходится выступать в роли соисполнителей и ожидать государственный оборонный заказ от головных производителей, которые имеют прямые контракты с Министерством обороны Российской Федерации.  С учетом задержек в проведении тендеров на это уходит иногда до полугода, что также создает дополнительные трудности.

Финансовое положение значительного числа предприятий остается крайне неустойчивым. По экономическим результатам значительную часть из них можно  отнести к предприятиям, требующим финансового оздоровления (3-я группа устойчивости). Ряд предприятий ОПК работает в составе крупных российских холдингов оборонно-промышленного комплекса: завод «Радуга» входит в ОАО «Утес – Радары», «Янтарь» - в ОАО  «Созвездие».

В 2008 году шесть  предприятий вошли в крупный холдинг «Российская электроника» (подразделение государственной корпорации «Российские технологии»): НПО «Бином», «Топаз», «Разряд», Алагирский завод сопротивлений, «Гран» и Научно-исследовательский институт электронных материалов. На сегодняшний день эти предприятия объединены вместе и назначен один руководитель – исполнительный директор.

   За 3 месяца 2014 года увеличили объемы производства такие предприятия  как: ООО «Ирафская швейная фабрика» (в 2,5 раза), ОАО  «НПО-Бином» (в 2,4 раза), ОАО «Одежда» (в 2,2 раза), ОАО «Победит» (178,7%), ОАО «Кавдоломит» (149,8%),  ОАО «Крон» (149,0%), ОАО «Разряд» (134,9%), ЗАО «Рокос» (134,9%), «Янтарь» (132,3%),  ОАО «Радуга» (129,9%), ОАО «Кетон» (124,8%), ОАО «АЗС» (120,9%), ОАО «Иристонстекло» (108,5%), ОАО «Электроконтактор» (106,9%), ООО «ВТЦ Баспик» (106,7%), ОАО «Электроцинк» (102,4%), ОАО «Магнит» (100,9%).

Снижение объемов производства в целом отмечено  на  ОАО «Моздокские узоры» (81,2%), ОАО «Моздокская швейная фабрика» (90,8%), УПП «ВОС» (81,7%),  ОАО «Электронкомплекс» (80,5%), ОАО «ВВРЗ» (68,3%), ООО «Сервис Пак» (22,1 %), ООО «Луч» (54,6%), ОАО «Пневмооборудование» (70,2%),  Бесланском щебзаводе (82,4%).

Снижение объемов производства обусловлено сокращением оборонных и государственных заказов на предприятиях оборонно - промышленного комплекса, а также усилением конкуренции вследствие роста импорта в легкой промышленности. Отсутствие реальной возможности возобновления лицензий у большинства предприятий алкогольной промышленности обусловило снижение спроса на гофротару для республиканской алкогольпроизводящей отрасли. На большинстве промышленных предприятий применяются   устаревшие материалоемкие и энергозатратные технологии, чрезвычайно трудные условия получения банковских кредитов на пополнение оборотных средств и на развитие производства.

Кроме того, факторами, сдерживающими рост производства, явились повышение тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, а также высокая стоимость банковских ресурсов.

За январь – февраль 2014 года в результате деятельности из 57 обследуемых крупных и средних предприятий промышленности прибыль получена  24 предприятиями обрабатывающего производства (63,2 % от их общего количества) на сумму 30,3 млн. рублей,  12  предприятиями производства и распределения электро - и теплоэнергии (70,6%) на сумму 114,4  млн. рублей и 2 предприятиями по добыче полезных ископаемых (100%).

Убытки получены 19 предприятиями на общую сумму 242,6 млн. рублей, в том числе 14 предприятиями обрабатывающего производства на сумму 218,1 млн. рублей (36,8% от общего числа организаций),  5  предприятиями производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 24,5 млн. рублей (29,4%).

Наиболее значительные убытки отмечены у  ОАО «Электроцинк», ОАО «Владикавказские тепловые сети», ОАО «Победит», ОАО «ВВРЗ им. С.М. Кирова», ОАО «Разряд», ООО «ДДД», ОАО «Гран»,  ОАО «Алагирский завод сопротивлений», ОАО «ОЗАТЭ», ОАО «Моздокские узоры».

Формирование убытков по виду деятельности  «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» обусловлено задолженностью потребителей за фактически потребленную электрическую и тепловую энергию, газ и воду, а также низкий уровень роста тарифа на тепловую энергию по сравнению с ростом цены на газ  и электроэнергию.

Основные причины образования убытков в обрабатывающих отраслях -использование на большинстве предприятий  устаревших материалоемких и энергозатратных технологий, удорожание сырья, материалов и энергоносителей при растущих накладных расходах (основные фонды, территория, штаты),  способствующих росту себестоимости конечной продукции.

Кредиторская задолженность по крупным и средним предприятиям промышленности составила  9799,4 млн. рублей, из нее просроченная – 3366,2 млн. рублей.

Дебиторская задолженность по крупным и средним предприятиям промышленности составила 6329,4 млн. рублей, из нее просроченная –1033,9 млн. рублей, или 16,3% от общей суммы задолженности.

Состояние взаимных расчетов хозяйствующих субъектов за январь-февраль 2014г. характеризуется превышением  общей суммы кредиторской задолженности над дебиторской на 3470 млн. рублей, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на платежеспособности предприятий.

В реализации промышленной политики в 2014 году на первый план выступает задача подготовки программ развития каждого предприятия на 5, 10 и 15 лет.

13 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, детализирующую стратегические направления социально-экономического развития округа по срокам, объемам финансовых ресурсов, сферам деятельности.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года № 54-РЗ утверждена Стратегия развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года, в которой обозначены приоритетные направления развития промышленности. На основании Стратегии была подготовлена среднесрочная государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Развитие промышленности и пассажирского транспорта  Республики Северная Осетия-Алания в 2014-2016 годах», в соответствии с которой к 2017 году предусмотрен рост промышленного производства  на 24,7%.

В 2014 году в промышленном комплексе республики продолжается реализация инвестиционных проектов за счет внебюджетных источников финансирования  и участия в федеральных целевых программах.

Это ОАО «Электроцинк», ОАО «Янтарь», ОАО «Научно-исследовательский институт электронных материалов»,  ОАО «НПО «Бином»,  ОАО «Радуга», ОАО «Кавдоломит», ООО «Прогресс» и др.

Для развития республиканской инновационной инфраструктуры, а также реализации кластерной политики развития производительных сил в республике принято постановление   Правительства от 11 апреля 2013 года № 132 «О создании государственного автономного учреждения Республики Северная Осетия-Алания «Технопарк-Алания».

В феврале 2014 года во Владикавказе открыт бизнес-инкубатор «IT- парк «Алания», где предполагается размещение предприятий инновационного типа на конкурсной основе, а также необходимой консультационной и организационно-технической инфраструктуры.

Распоряжением Правительства Российской Федерации (по предложению Республики Северная Осетия - Алания) от  6  октября 2011 г. № 1751-р трем предприятиям добывающей промышленности РСО -  Алания даны государственные гарантии на привлекаемые кредиты, необходимые на реализацию следующих проектов:

«Полное технологическое переоснащение и расширение производства» (сумма привлекаемого кредита 830, 8 млн. рублей);

ООО «Прогресс» - «Разработка Алагирского месторождения валунно -песчано-гравийной смеси» (сумма привлекаемого кредита 549 млн. рублей);  

ООО «Алания – Ойл» - «Создание современного высокотехнологического комплекса по добыче и глубокой переработке нефти на базе Коринского нефтяного месторождения» (сумма привлекаемого кредита 824,0 млн. рублей).

На сегодняшний день договора на предоставление вышеуказанных гарантий не заключены не смотря на то, что при наличии распоряжения Правительства РФ и соответствующего распоряжения Правительства РСО - Алания предприятия не могут получить кредит на реализацию имеющихся проектов, так как банк заключает договор на предоставление кредита лишь при предоставлении предприятием залога на сумму заёмных средств и поручительства на ту же самую сумму.

Следует отметить, что каждая отрасль промышленности имеет свои специфические проблемы, но есть и общие, характерные для всех предприятий  - растущие тарифы на энергоносители и увеличение их удельного веса в издержках производства, значительная  стоимость транспортных перевозок,  высокие процентные ставки по кредитам, отсутствие у большинства предприятий залоговых фондов для их обеспечения, отсутствие стимулирующих налоговых льгот.

В связи с вышеизложенным, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1.Правительству Республики Северная Осетия - Алания:

- продолжить реализацию государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие промышленности и пассажирского транспорта  Республики Северная Осетия-Алания в 2014-2016 годах»;

- при формировании бюджета на 2015 и последующие годы рассмотреть возможность расширения видов государственной поддержки (лизинг, прямое субсидирование) бизнес-планов предприятий, связанных с созданием высокопроизводительных рабочих мест;

- для повышения  эффективности государственной  поддержки предприятий и стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики рассмотреть вопрос о возможности привлечения федерального софинансирования, т.к. ограниченность республиканских бюджетных средств не в полной мере позволяет осуществлять имеющиеся формы господдержки;

- заслушать отчет С.К. Кулова  о реализации Республиканской целевой программы «Старт-1» и решить вопрос о разработке инновационной среднесрочной программы «Старт-2»;

- обратиться в ОАО «Российская электроника» со следующими вопросами:

рассмотреть возможность объединения отдельных предприятий;

оказать содействие по возврату земель завода «Янтарь» проданных ОАО «Банк развития региона»;

оказать содействие предприятиям, выпускающим военную продукцию во внедрении новых технологий с целью увеличения объемов выпуска продукции для выхода на рентабельную работу;

обеспечить загрузку производственных мощностей на выполнение государственного, прежде всего, оборонного заказа;

- обратиться в федеральные органы власти с просьбой о проведении ежегодных тендеров на изготовление продукции оборонного назначения не позже декабря месяца предыдущего года с последующим их авансированием не позднее февраля следующего года;

- рассмотреть вопрос об объединении, кооперации или  перепрофилировании нерентабельных предприятий;

- принять меры для усовершенствования системы подготовки рабочих, инженерных и руководящих кадров с учетом современных рыночных отношений;

- рассмотреть вопрос о целесообразности разрешения организациям, имеющим государственные гарантии, получать кредит небольшими траншами в тех объемах, на обеспечение которых предприятие в данный момент сможет изыскать собственные средства и иметь необходимую залоговую базу;

- при проведении торгов предоставлять республиканским предприятиям легкой отрасли промышленности преимущественное право на участие в торгах.

2.Органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная  Осетия - Алания      и городского   округа г. Владикавказ:

 - обеспечить реализацию постановления Правительства РСО - Алания от 31.05.2013 г. № 193 « Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Республики Северная Осетия - Алания и муниципальных образовательных  организациях Республики Северная Осетия - Алания» (дополнительная загрузка предприятий легкой отрасли республики);

 - рассмотреть вопрос об изменении ставок налога на землю для предприятий на период действия инвестиционных проектов.

Руководителям предприятий:

- регулярно осуществлять мониторинг основных экономических показателей работы предприятий;

-  иметь перспективные планы развития предприятий;

-  принимать конкретные меры для выхода на рентабельную работу предприятий, в том числе и  за счет сокращения издержек производства.

Средствам массовой информации Республики Северная Осетия-Алания:

- оказывать информационную поддержку предприятиям промышленности  Республики Северная Осетия - Алания.

________________

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.