Главная >> Рекомендации «круглого стола» на тему: «Соблюдение осетинских традиций и обычаев в современном обществе. Сакральный смыл пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий»

Дата: 7 Июля 2015 г. 10:12

Название: Рекомендации «круглого стола» на тему: «Соблюдение осетинских традиций и обычаев в современном обществе. Сакральный смыл пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий»

Рекомендации

«круглого стола» на тему: «Соблюдение осетинских традиций и обычаев в современном обществе. Сакральный смыл пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий»

 

7 июля 2015 года                                                                         г. Владикавказ

 

Заслушав и обсудив тему «круглого стола»: «Соблюдение осетинских традиций и обычаев в современном обществе. Сакральный смыл пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий в Республике Северная Осетия – Алания», участники отмечают следующее:

 

Традиции и обычаи являются культурным достоянием народа. Осетинские традиции и обычаи имеют в основе определённую мировоззренческую систему. Без возможности доведения этих основ до сознания граждан невозможно серьезно говорить о соблюдении осетинских традиций и обычаев.

Как правило, в республике соблюдается исключительно внешняя форма традиционных обрядовых действий при проведении свадеб, поминок, иных традиционных мероприятий чаще без понимания их глубинного сакрального смысла. Духовный смысл многих действий порой остается неясным даже для людей, непосредственно связанных с проведением данных мероприятий: кæртыхицау, дзуарылæг, куваглæг, кусартгæнджытæ, не  говоря уже о рестораторах и пр. В результате, указанные мероприятия превращаются  либо в театрализованные представления, либо в попойки и посиделки.

Формальная декларация правил и предписаний мало эффективна. Функцию доведения мировоззренческих основ до сознания граждан в традиционном обществе выполнял Ныхас. В любое время года, изо дня в день на Ныхасе сидел кадæггæнæг (сказитель) и под аккомпанемент своего музыкального инструмента доводил до народа то, что называлось «удварны хæзнатæ» - каджытæ, таурæгътæ, аргъæутæ. Сегодня понимание метафор и аллегорий старинных текстов может быть истолковано неверно. Поэтому необходимо ещё дополнительно комментировать эти тексты, адаптировать их понимание для современников. Необходимо показывать современную актуальность их глубинных мировоззренческих, философских и этических смыслов. Для этого, конечно же, необходимо прибегать к помощи специалистов: философов, этнологов, религиоведов. И таких специалистов необходимо готовить. То есть, речь идёт о реформировании института традиционных верований и убеждений осетин. Указанный процесс в республике уже идет, не встречая, однако активной поддержки со стороны регистрирующих и контролирующих органов государственной власти.

Это не простые задачи, но без их решения невозможен разворот в сторону, противоположную от пропасти этнической гибели и исторического забытья.

В то же время, традиционные духовные и ритуальные практики имеют самостоятельное значение и ценность, от которой нельзя отказываться. В связи с этим, целесообразно содействовать оформлению порядка и правил пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий. Необходимы современные способы обучения – к примеру: наглядная видеофиксация «образцовых», «классических» традиционных действий с комментариями авторитетных практиков, а также разработка и написание методических рекомендаций с подробными комментариями по указанным традиционным мероприятиям с обоснованием сакрального смысла каждого действия.

               Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники  «круглого стола»  рекомендуют:

 

1) Министерству по вопросам национальных отношений Республики Северная Осетия – Алания, Министерству культуры Республики Северная Осетия – Алания рассмотреть возможность создания осетинского национально-культурного центра, функции которого повторили бы функции традиционного Ныхаса, где посредством чтения старинных эпических текстов до слушателей доводились бы мировоззренческие основы, лежащие в основе осетинского «æгъдау». Должна быть обеспечена возможность постижения сакральных смыслов этих текстов через толкования, а так же исполнение обрядов и ритуалов, предполагаемых в системе «ирон æгъдау». При этом центре должна работать школа, обучающая не только внешней стороне «Ирон æгъдау», но и изначальным философско-религиозным смыслам духовных и ритуальных практик.

2) Управлению Министерства юстиции по Республике Северная Осетия – Алания оказывать методическое содействие при регистрации местных религиозных организаций традиционных верований осетин посредством создания типовых «модельных» комплектов учредительных документов для регистрации организаций указанной формы и оказания консультативной помощи при прохождении процедуры государственной регистрации, также оказывать методическое и консультационное содействие при регистрации общественных объединений, в качестве уставных целей которых обозначается, сохранение и развитие традиционной культуры осетин.

3) Местным религиозным организациям традиционных осетинских верований рассмотреть возможность объединения в централизованную религиозную организацию. Целью этой организации должно стать формирование консолидированных позиций по насущным вопросам духовной жизни народа, защита религиозных интересов и потребностей осетинского народа, а также улучшение диалога сторонников традиционных убеждений с органами государственной власти и местного самоуправления.

4) Международному общественному движению «Высший совет осетин» совместно с местными религиозными организациями традиционных верований осетин разработать и формально закрепить порядки и правила пошаговых действий при проведении традиционных мероприятий с помощью современных способов закрепления – к примеру, наглядной видеофиксации «образцовых», «классических» традиционных действий с комментариями авторитетных практиков, а также разработать и написать методические рекомендации с подробными комментариями по указанным традиционным мероприятиям, с обоснованием сакрального смысла каждого действия.

5) Иу чындзæхсæв дæр æнæ фаутæй нæ баззайы. Чындз цавæр дарæсы уыд, ирон разгæмтты æви фæсарæйнаг дарæсы? Цæмæн домæм æрмæст чындзæй, цæуылнæ домæм усгурæй æмæ къухылхæцæгæй ирон дарæм?

6) Чындзæхсæвмæ, куывдмæ фылдæр хатт хуынд æрцæуы 1,5 – 2 мин адæймаджы. Цæуылнæ ис æрхонæн иу 500 адæймаджы, цæмæй æнæ фыдбылызæй ахицæн уа хъуыддаг.

7) Зианы æгъдæуттæ. Ирон адæймаг йæ хæсыл нымадта зианджынæн йæ фарсмæ æрбалæууын, йæ зындзинад ын фæрогдæр кæнын. Фæлæ æппæт дзыллæ цæмæ хъуамæ æрбадой зианы фынгыл. Иу 300 адæймаджы, мæнмæ гæсгæ, у æгъгъæд.

8) Сабæттаг иу минæй фылдæр нæ.

9) Мысайнаг уадзын æмбæлы æрмæстдæр æфсæйнаг æхуайæ.

 

 

 

 

 

 

 

    

Председатель Комитета                                                 Р. Тедеев

 

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.