Главная >> Рекомендации «круглого стола» на тему: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и стратегия улучшения»

Дата: 16 Мая 2013 г. 11:19

Название: Рекомендации «круглого стола» на тему: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и стратегия улучшения»

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и стратегия улучшения»

 

16 мая 2013 г.                                                             г. Владикавказ

 

Заслушав выступления депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представителей Министерства здравоохранения РСО-Алания, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой медицинских кадров, руководителей лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций, участники «круглого стола» отмечают следующее.

С целью реформирования системы здравоохранения руководством страны предпринят комплекс мер по модернизации отрасли: укрепляется материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений, осуществляется их оснащение новейшим оборудованием и аппаратурой, внедряются единые стандарты оказания медицинской помощи, осуществлен переход на одноканальное финансирование медицинских учреждений, внедрены новые финансовые механизмы и формы оплаты труда, ориентированные на объем и качество медицинской помощи.

В условиях проводимых преобразований особое значение приобретают вопросы кадровой политики, обеспеченности и качества профессиональной подготовки медицинских кадров, являющихся главной, наиболее значимой частью ресурсов здравоохранения. В рамках реализации принятых на федеральном уровне концептуальных документов, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»,  в республике принят ряд мер.

В составе Республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2014 годы» действует подпрограмма «Совершенствование подготовки медицинских кадров», продолжается реализация федерального проекта «Земский доктор». Единовременные денежные компенсации в размере 1 млн рублей выплачены 66 врачам в возрасте до 35 лет, прибывшим или переехавшим на работу после окончания вуза в сельский населенный пункт.

Правительством республики без предварительного обсуждения с медицинской общественностью разработаны и согласованы с Министерством  здравоохранения РФ Республиканская целевая программа  «Медицинские кадры системы здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания на 2013-2017 годы» и республиканская программа «Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания» на 2013-2020 годы.

Укомплектование учреждений здравоохранения  республики медицинскими кадрами осуществляется преимущественно за счет выпускников Северо-Осетинской государственной медицинской академии и Северо - Осетинского медицинского колледжа.

На факультетах последипломного образования указанных образовательных учреждений для медицинских работников республики организованы циклы специализации и профессиональной переподготовки.

За 2012 год количество врачей, повысивших свою квалификацию, составило 645 человек, прошедших профессиональную переподготовку - 108 человек; количество специалистов, подготовленных по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования по линии Министерства здравоохранения республики - 33 человека, из них 16 человек - в интернатуре; 17 человек - в ординатуре. Количество специалистов со средним медицинским образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования на местной базе, составило 2568 человек.

При этом участники «круглого стола» отмечают, что в здравоохранении РСО-Алания, как и по Российской Федерации в целом, сложилась сложная кадровая ситуация.

Отсутствие единой государственной кадровой политики, децентрализация и экономическая самостоятельность муниципальных учреждений здравоохранения, разрыв вертикальных управленческих связей, разрушение иерархической системы подготовки кадров крайне негативно отразились на состоянии кадровой обеспеченности республиканского здравоохранения.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, общий дефицит врачей составляет более 30%. Дефицит кадров по клиническим специальностям - более 152,8 тыс. человек, среднего медицинского персонала – около 800 тыс. человек. Республика Северная Осетия-Алания занимает третье рейтинговое место в Российской Федерации по обеспеченности врачами на 10 тыс. населения. Показатель обеспеченности врачебными кадрами составляет: по РСО-Алания - 62,5, по РФ - 44,0, средними медицинскими работниками по РСО-Алания - 97,8 , по РФ - 87,4.

При высоком показателе обеспеченности врачами в РСО-Алания в республике имеет место отчетливый дефицит медицинских кадров по отдельным специальностям. В лечебно-профилактических учреждениях остаются вакантными ставки анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, неврологов, нефрологов, психиатров, фтизиатров, врачей скорой медицинской помощи, неонатологов, педиатров и терапевтов в сельских районах. Дефицит узких специалистов, в том числе и в амбулаторно-поликлинической службе, обусловлен как низкой заработной платой врачей, так и устаревшими штатными нормативами.

В соответствии с нормативными документами о порядке оказания медицинской помощи больным на 01.02. 2013 года в  первичных онкологических кабинетах лечебно-профилактических учреждений не укомплектованы 13,5 штатных единиц врачей онкологов; в Республиканском онкологическом диспансере -17,5 врачебных должностей онкологов, ставка заместителя главного врача по экспертизе временной и постоянной потери трудоспособности, ставка психолога. Дефицит врачей-психиатров в республике составляет около 40%,остаются вакантными более 50 ставок анестезиологов - реаниматологов, 12 ставок ревматологов и ряда других специальностей.

Служба скорой медицинской помощи остро нуждается во врачах линейных бригад (более 10 ставок), кардиологах, неврологах. Первичное звено здравоохранения остро нуждается в терапевтах (22 ставки) и педиатрах (15 ставок).

Особую актуальность кадровый вопрос имеет в сельских районах, где обеспеченность врачами значительно ниже, чем в городе. Самая низкая обеспеченность в  Пригородном районе врачами - 21,8, средним медицинским персоналом - 35,8; в Моздокском районе– 25,2 и  86,7; в Кировском районе - 30,9 и  64,7 соответственно. Обеспеченность врачами в Дигорском и Алагирском районах республики- 42,4 и 38,1, средним медицинским персоналом – 112,2 и 92,7 соответственно.

Стабильно высоким остается коэффициент совместительства неукомплектованных должностей, что неизбежно сказывается на качестве медицинского обслуживания.

Отмена существовавшей системы государственного распределения выпускников высших и средних образовательных учреждений, уход молодых специалистов из государственной (муниципальной) системы здравоохранения, в том числе в частную систему, по причине низкой оплаты труда, снижение престижа профессии, отсутствие мер социальной поддержки приводит к устойчивому увеличению удельного веса лиц предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности медицинских работников.

Ежегодно в республике выпускается в среднем 260-270 специалистов среднего звена, около 20% из которых не приходят в отрасль, а подавляющая часть пришедших в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения по указанным выше причинам меняет место работы.

Крайне негативно отражается на лечебно-диагностическом процессе  сложившееся в республике и не отвечающее современным требованиям соотношение числа врачей и средних медицинских работников. (1:1,7 при норме 1:4). Правительством РСО-Алания в 2006 году утверждена программа реформирования сестринского дела. Однако из-за отсутствия финансовой обеспеченности новые штатные нормативы не введены в практику работы лечебных учреждений.

Из-за отсутствия эффективной политики по формированию резерва управленческих кадров ощущается дефицит результативных руководителей учреждения здравоохранения, владеющих современными принципами управления и многопрофильными профессиональными знаниями в области юриспруденции, экономики, психологии, социологии. Обеспечение кадрами учреждений здравоохранения требует значительных временных и ресурсных затрат. Цикл подготовки квалифицированного врача занимает не менее 7 лет, а для организатора здравоохранения необходим дополнительно опыт работы на руководящих должностях.

Еще одной проблемой республиканского здравоохранения является дисбаланс штатной обеспеченности. Штатные расписания учреждений здравоохранения утверждаются на основе устаревших штатных нормативов без учета проводимых в отрасли преобразований, связанных с  возросшей сложностью лечебно-диагностического процесса, необходимостью соблюдения установленных стандартов, повышенных требований организационно-методического характера, многократно возросшего объема учетно-отчетной документации и профессиональной ответственности врача.

Современная организация нормирования труда в здравоохранении требует совершенствования и разработки рациональных норм нагрузки для медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Повышению уровня и результативности оказания медицинской помощи в стационарах может способствовать снижение больничных нормативов врачебной нагрузки с 20-25 до 10-12 больных и приближение их к среднеевропейским показателям (5-10 больных).

Требуют пересмотра и нормативы времени приема пациентов специалистами, так как уложиться в отведенное по нормативу время с использованием современных аппаратных методов обследования не представляется возможным.

При существующих нормативах численности обслуживаемого населения для терапевтических и педиатрических участков в среднем 44% времени, отпущенного на проведение лечебно-диагностических процедур, тратится на заполнение многочисленных учетно-отчетных форм. Для выполнения всех установленных нормативов требуется увеличение продолжительности рабочего дня до 10 часов, что противоречит Трудовому кодексу.

Структура медицинских кадров не соответствует необходимым объемам задачам и направлениям модернизации здравоохранения. Имеет место недостаток квалифицированных кадров, в том числе специалистов в сфере управления и в сельской местности.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о недостаточно эффективной работе республиканской системы здравоохранения, слабой мотивации медицинских работников к профессиональному совершенствованию и требуют принятия неотложных мер.

Участники «круглого стола» считают, что решение системной задачи кадрового обеспечения медицинских организаций республики возможно программно-целевым методом, который позволит увязать конкретные мероприятия и ресурсное обеспечение с ожидаемыми результатами и предлагают внести в Республиканскую целевую программу  «Медицинские кадры системы здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания на 2013-2017 годы» дополнения, предусматривающие меры по:

формированию и ведению республиканского сегмента федерального регистра медицинских работников с целью формирования кадрового профиля республиканского здравоохранения;

внедрению новых штатных нормативов с учетом порядков оказания медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации;

повышению эффективности использования врачей дефицитных медицинских специальностей;

развитию телемедицины;

формированию нового типа руководителя здравоохранения, способного работать в новых экономических условиях;

формированию кадрового резерва республиканского  здравоохранения;

внедрению новых технологий реализации сестринского процесса в системе здравоохранения;

внедрению системы целевой контрактной подготовки врачебных кадров по трехстороннему договору между Министерством здравоохранения РСО-Алания, Северо-Осетинской медицинской государственной академией или Северо-Осетинским медицинским колледжем и родителями абитуриента;

введению финансовой ответственности выпускников, получивших образование в рамках целевого приема и не приступивших к работе в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

усовершенствованию системы непрерывного образования в рамках  послевузовской подготовки и профессиональной переподготовки медицинских работников;

сокращению текучести и оттока медицинских кадров за счет формирования и расширения системы материальных и моральных стимулов молодых специалистов;

предоставлению дифференцированных мер социальной поддержки медицинским работникам, в первую очередь наиболее востребованным специалистам, и дополнительных мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в сельской местности;

обеспечению системной работы по духовно-нравственному просвещению медицинских работников;

проведению информационной политики, направленной на повышение престижа и социального статуса профессии медицинского работника.

 

 

 

Председатель Комитета Парламента

РСО-Алания по социальной политике,

здравоохранению и делам ветеранов                                         А. Реутов

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.