Главная >> Рекомендации «круглого стола» на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Северная Осетия-Алания: проблемы и перспективы».

Дата: 27 Декабря 2013 г. 11:23

Название: Рекомендации «круглого стола» на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Северная Осетия-Алания: проблемы и перспективы».

Рекомендации

«круглого стола» на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Северная Осетия-Алания: проблемы и перспективы».

 

27 декабря 2013 года                                                                                г. Владикавказ

 

Заслушав и обсудив доклад, содоклады и выступления на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Северная Осетия-Алания: проблемы и перспективы» участники круглого стола – депутаты Парламента, представители  министерств и ведомств,  педагоги, работающие в области общегопрофессионального, а также специального (коррекционного) образования, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов, представители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, – отмечают следующее. 

По данным Минобразования и науки РСО-Алания в республике зарегистрировано 1411 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются  в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ,   127 детей находится на дистанционном обучении.

Интегрированное (инклюзивное) обучение детей-инвалидов позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечить возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе.  В большинстве случаев это способствует  как более эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями  в общество, так и формированию толерантного отношения других школьников и их родителей к проблемам инвалидов.

Необходимо отметить, что многие дети, имеющие инвалидность,не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками.

В этой связи важным направлением развития инклюзивного образования является реализация мер по созданию в обычных образовательных учреждениях материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательном учреждении.

С другой стороны, значительная часть детей, имеющих ограниченныевозможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения.

Необходимо отметить, что для развития инклюзивного образования необходимо в законодательном порядке закрепить право выбора обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (его родителями, иными законными представителями) образовательной организации (подразделения): общего назначения или коррекционного – с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и (или) медикосоциальной экспертизы.

Поддерживая сохранение бесконкурсного приема при условии успешного прохождения вступительных испытаний инвалидов в высшие учебные заведения, участники слушаний полагают, что недопустимо ограничивать для инвалидов возможность использования этой льготы подачей заявления только в одно высшее учебное заведение, поскольку поступающий инвалид заранее не знает и не может знать, способно ли конкретное высшее учебное заведение обеспечить ему специальные условия получения образования.

Признавая актуальность и  необходимость эффективной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Северная Осетия-Алания, участники «круглого стола» рекомендуют:

1.Правительству Республики Северная Осетия-Алания:

- Создать государственную систему учета, статистики и мониторинга  детей-инвалидов и иных детей с ограниченными возможностями здоровья с целью прогнозирования потребностей в образовании, в том числе инклюзивном и специальном (коррекционном) и психолого-педагогической помощи;

- Совершенствовать законодательную и нормативную базу, регулирующую защиту прав, в том числе права на образование, детей с ограниченными возможностями здоровья в республике;

- Внести изменения в типовые положения «О дошкольном образовательном учреждении", "Об общеобразовательном учреждении», «Об образовательном учреждении начального профессионального образования», «Об учреждении среднего профессионального образования», «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», предусматривающие создание условий для инклюзивного образования  и предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, включая консультирование их семей;

- Переработать и утвердить Типовое положение «О психолого-медико-педагогической комиссии» с целью обеспечения прав выбора родителями (законными представителями)  образовательной траектории для детей-инвалидов и иных детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Министерству образования и науки Республики Северная  Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления  г. Владикавказа и районов республики:

- При определении методики расчета нормативов финансирования образовательных учреждений учитывать необходимость создания специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях общего назначения, для всех категорий таких лиц;

- Ввести изменения в стандарты профессионального педагогического образования, обеспечивающие подготовку педагогов для работы в условиях инклюзивного образования;

- Разработать поэтапный план переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и административно-управленческого персонала образовательных организаций, обеспечивающих внедрение инклюзивного образования, и с 2014 года начать его реализацию.

3.Министерству здравоохранения и социального развития:

- Обеспечить реализацию прав детей-инвалидов на раннюю коррекционно-педагогическую помощь и образование в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, системы здравоохранения (дома ребенка) и социальной защиты населения (детские дома-интернаты и детские отделения психоневрологических домов-интернатов);

4. Средствам массовой информации систематически освещать мероприятия, направленные на подготовку кадров для инновационной модернизации экономики. 

 

Председатель Комитета                                                              Т. Таболова  

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.