Главная >> Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве: скрытые резервы и перспективы развития в Республике Северная Осетия – Алания»

Дата: 25 Февраля 2016 г.

Название: Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве: скрытые резервы и перспективы развития в Республике Северная Осетия – Алания»

                               

Председатель Комитета Парламента Республики Северная Осетия – Алания по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству

С. Андиев _________________________

Председатель Комитета Парламента Республики Северная Осетия – Алания по законодательству     законности и местному самоуправлению        

Г. Родионов _________________________

 

 

                                           Уполномоченный по защите прав

                                           предпринимателей в Республике

                                           Северная Осетия – Алания

                                           Т. Медоев ___________________

                                          

                                                                                                                       

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

заседания «круглого стола» на тему:

«О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве: скрытые резервы и перспективы развития

 в Республике Северная Осетия – Алания»

 

                                                                                               26  февраля  2016 года

 

Заслушав доклад Уполномоченного по защите прав  предпринимателей в Республике Северная  Осетия – Алания «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве: скрытые резервы и перспективы развития в Республике Северная Осетия – Алания», участники «круглого стола» отмечают, что развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерство – одно из основных направлений государственной политики в Российской Федерации, так как государственно-частное партнерство является потенциальным инструментом социально-экономического развития государства и повышения конкурентоспособности.

В настоящее время качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным, в связи с чем в  июле 2015 года принят Федеральный  закон  № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), основной целью которого является создание публичной инфраструктуры, позволяющей российским юридическим лицам принимать участие в реализации государственных и муниципальных проектов, улучшение качества оказания публичных услуг населению, а также создание необходимой конкуренции между инвесторами, что позволит привлечь инвестиции на наиболее выгодных условиях для государства.

В последние годы произошли значительные институциональные изменения в отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах.  Правительство Российской Федерации передает во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей – в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты – не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в практике используется концепция государственно-частного партнерства, которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов.

Так, Правительством Российской Федерации утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, среди которых, в том числе, показатель – «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъекте».

Более чем в половине субъектов Российской Федерации уровень развитости сферы государственно-частного партнерства ниже среднего (менее 50% от эталонного показателя развитости сферы государственно-частного партнерства в субъекте РФ), по 45 субъектам он не превышает и 35%. При этом, уровень развитости сферы государственно-частного партнерства, который необходимо достигнуть к 2018 году в среднем по регионам, составляет  70%.

К группе регионов с очень низким уровнем развития государственно-частного партнерства относятся около 20 субъектов Российской Федерации, такие как Республика Алтай, Чукотский Автономный округ, Забайкальский край, Тюменская область и Республика Северная Осетия – Алания. Практика применения механизмов государственно-частного партнерства в субъектах данной группы отсутствует. Также регионы этой группы отличаются наиболее низкими показателями инвестиционной привлекательности.

Существенными условиями, влияющими на успех реализации проектов в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства, являются: стабильная политическая конъюнктура в субъекте Российской Федерации и отсутствие видимых политических рисков, которые могут отрицательно сказаться на процессе реализации проектов государственно-частного партнерства; политическая воля государственных органов и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на применение механизмов государственно-частного партнерства для развития общественной инфраструктуры; высокий уровень инвестиционной привлекательности субъекта государственно-частного партнерства и стабильные показатели социально- экономического развития субъекта;  реальная нацеленность и желание государственных органов субъекта активнее вовлекать частные компании к оказанию услуг в отраслях общественной инфраструктуры (образование, здравоохранение, коммунальная сфера, транспорт), например, посредством применения механизмов аутсорсинга, приватизации, арендных договоров с обременениями, с целью стимулирования и развития рынка частных операторов; наличие компетентных специалистов, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками в сфере государственно-частного партнерства в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующих политику в сфере государственно-частного партнерства и развития инфраструктуры. Наличие таких специалистов необходимо не только в органах исполнительной власти, ответственных за экономическое развитие и привлечение инвестиций, но и в отраслевых органах власти, в пределах их компетенции.

С точки зрения программного закрепления механизмов государственно-частного партнерства наибольший прогресс достигнут в сфере здравоохранения, где государственно-частному партнерству уделяется значительный приоритет в развитии инфраструктуры отрасли. В 48 утвержденных субъектами Российской Федерации региональных государственных программах «Развитие здравоохранения» включены и реализуются подпрограммы «Развитие государственно-частного партнерства».

В Республике Северная Осетия – Алания практика применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения отличается наиболее низкими показателями. Так, программа «Развитие здравоохранения в Республике Северная Осетия – Алания на 2014 – 2020 годы» не реализуется.

На  практике не существует универсальной модели государственного и муниципального управления сферой государственно-частного партнерства. Как правило, ее развитие идет поступательно в соответствии с приоритетными задачами экономики региона. Важно направить усилия на популяризацию механизма государственно-частного партнерства как одной из форм развития общественной инфраструктуры и направлений инвестиционной политики субъекта.

Тем не менее необходимо создать консультативно-совещательный орган власти в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства, направленного на решение задачи консолидации мнений экспертного сообщества и поиска оптимальных путей взаимодействия органов исполнительной власти и частных компаний в системе управления в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В его полномочиях предлагается предусмотреть предложение итогового решения о реализации проекта государственно-частного партнерства и внесение нормативных правовых актов о реализации проекта государственно - частного партнерства на рассмотрение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; причем предложения в данный орган должны иметь право подавать и субъекты предпринимательской деятельности.

Безусловно в этот процесс самым активным образом должны включаться муниципалитеты.

Существует практика принятия муниципальных программ с включением в них соответствующего раздела о реализации проекта муниципально-частного партнерства. В муниципальную программу «Обеспечение доступности и развития дошкольного образования на 2013-2017 годы» в ряде регионов включен раздел о реализации проекта государственно-частного партнерства «Детские сады». В данном разделе закреплён перечень создаваемых объектов, предусмотрены расходы на реализацию проекта и количество создаваемых мест с разбивкой по годам и муниципальным образованиям. В программе прописан порядок расчёта с частным партнёром за счёт средств регионального бюджета путём выделения субсидий местным бюджетам на создание новых мест во вновь построенных образовательных учреждениях с использованием механизма государственно-частного партнерства (проблема детских садов в частных домах, перевод жилого помещения в нежилое).

По муниципальной программе «Модернизация региональных систем дошкольного образования в городе Владикавказе на 2015 – 2016 годы» в 2015  году  было  открыто  четыре  группы  при  детских  садах № 55,  № 63,  № 98. В 2016 году планируется открытие трех дошкольных групп при школе № 33.

В целях привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проектах государственно-частного партнерства необходимо дополнительно прорабатывать меры их поддержки. Для этого на уровне Правительства субъекта Российской Федерации, после принятия решения о приоритетных отраслях или сферах для реализации проектов государственно-частного  и муниципально-частного партнерства, необходимо в этих отраслях принять дополнительные меры для создания благоприятных условий для частных партнеров: нивелирование рисков изменения условий финансирования и реализации проекта в ходе его исполнения; установление льготных условий налогообложения для частных партнеров; льготное или безвозмездное подключение к коммунальным сетям и иным инженерным коммуникациям; оказание консультационных услуг для потенциальных частных партнеров на безвозмездной основе; обеспечение свободного доступа потенциальных частных партнеров к информации о реализованных аналогичных проектах. Разработать универсальный набор мер поддержки частных партнеров при реализации проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне не представляется целесообразным, поэтому в первую очередь необходимо на площадке совещательно-консультативного органа субъекта Российской Федерации по развитию сферы государственно-частного партнерства провести ряд профильных мероприятий с участием экспертного сообщества, финансирующих организаций и потенциальных инвесторов с обсуждением дальнейших перспектив нормативного закрепления мер поддержки участников проектов государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях на региональном уровне.

С учетом изложенного, отмечая актуальность  обозначенных вопросов и необходимость наладить взаимодействие между властью и бизнесом, выявить скрытые резервы для привлечения дополнительных инвестиций в экономику Республики Северная Осетия – Алания и определить перспективы ее развития, участники «круглого стола» р  е к о м е н д у ю т:

1.Правительству Республики Северная Осетия – Алания: 

определить уполномоченный  орган в сфере развития государственно-частного партнерства с внесением соответствующих изменений в положение уполномоченного органа, созданием отдельного структурного подразделения и выделения дополнительной штатной численности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

рассмотреть возможность приведения в соответствие с  Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательства Республики Северная Осетия – Алания о государственно-частном партнерстве, а также принятия нормативно-правовых актов республики, регулирующих вопросы муниципально-частного партнерства;

разработать концепцию, определяющую формы и перспективные направления по развитию государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

рассмотреть возможность принятия республиканской долгосрочной целевой программы развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

2.Органам государственной власти и местного самоуправления в Республике Северная Осетия – Алания:

 создать постоянно действующий совещательно-консультативный орган из числа представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и представителей бизнес сообщества с целью консолидации мнений экспертного сообщества и поиска оптимальных путей взаимодействия при отборе проектов в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

выделить отдельные  штатные единицы по направлению деятельности в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства и обеспечить прохождение специалистами соответствующего обучения;

сформировать реестр объектов, подлежащих использованию в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

рассмотреть возможность проведения конкурса среди всех участников экономического сообщества и научной среды по отбору проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

разработать организационные и финансовые меры по стимулированию развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства, устранению административных барьеров;

рассмотреть вопрос о создании перечня экономически обоснованных проектов, реализация которых возможна с использованием государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

создать условия для эффективного использования механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов: применение различных правовых форм (концессии, контракты жизненного цикла и так далее), финансовых институтов (инвестиционных фондов, кредитных организаций и так далее), организационных механизмов и экономических стимулов (создание инфраструктуры, предоставлений преференций, снижение рисков и так далее) при реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

разработать методику планирования перспективных расходов и объемов гарантий на проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

принять меры по информационной, в том числе методологической поддержке развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства разработке инвестиционной карты Республики Северная Осетия – Алания, инвестиционных рисков, популяризации идей государственно-частного и муниципально-частного партнерства и пропаганде успешных проектов государственно-частного партнерства, оказанию методологической и консультационной помощи, организации обратной связи, обеспечению прозрачности деятельности в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

обеспечить развитие системы подготовки государственных и муниципальных служащих в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства на основе организации конференций и семинаров. 

3.Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия – Алания:

проводить обучающие мероприятия (семинары) для предпринимателей на предмет изучения законодательства, регулирующего государственно-частное и муниципально-частное партнерство;

оказывать поддержку предпринимателям, желающим принять участие в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

4.Общественным объединениям предпринимателей:

активизировать работу в среде бизнес сообщества на предмет участия в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

расширить взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по реализации своих бизнес проектов на основе использования государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.