Главная >> Рекомендации «круглого стола» на тему «Об обеспечении прав и свобод инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания»

Дата: 21 Декабря 2015 г. 12:11

Название: Рекомендации «круглого стола» на тему «Об обеспечении прав и свобод инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания»

Комитет Парламента Республики Северная Осетия – Алания по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов

Комитет Парламента Республики Северная Осетия – Алания по науке, образованию, культуре и информационной политике

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола»

на тему «Об обеспечении прав и свобод инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания»

 

 

21 декабря 2015 года

 

Заслушав информацию представителей Прокуратуры Республики Северная Осетия – Алания,  Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания , Министерства образования и науки, Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Федеральном казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Северная Осетия-Алания» Министерства труда России, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания, Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, общественных организаций инвалидов, участники круглого стола отмечают, что защита прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями является одним из основных направлений государственной социальной политики в Российской Федерации, гарантированных Конституцией РФ и  Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ   «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Масштабными законодательными мерами, регулирующими  права и свободы указанных категорий граждан, являются ратификация Российской Федерацией 3 мая 2012 года Конвенции о правах инвалидов, принятие государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Уязвимость социального положения инвалидов, неспособность к самостоятельной реализации и отстаиванию своих прав, свобод и законных интересов придают особую значимость деятельности государства и его органов по охране и защите данной категории граждан.

В Республике Северная Осетия-Алания в целях обеспечения условий для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов создана республиканская система реабилитации, объединяющая органы и учреждения медико-социальной экспертизы, здравоохранения, образования, социальной защиты,  культуры, занятости населения, физической культуры и спорта. Координацию работы указанных структур осуществляет Совет при Главе Республики Северная Осетия-Алания по делам инвалидов, возглавляемый Председателем Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

В рамках Государственной  программы  Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы реализуется комплекс мероприятий по решению социальной защиты инвалидов.

Во исполнение мер по реализации Конвенции о правах инвалидов и  Федерального закона  от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты  инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» принят Закон  Республики Северная Осетия-Алания от 11 ноября 2015 г. №39-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Северная Осетия – Алания по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и разработаны постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания  по реализации Закона.

В Республике Северная Осетия – Алания основными заболеваниями, приводящими к инвалидности среди взрослого населения являются болезни сердечно  - сосудистой системы, злокачественные новообразования и болезни костно-мышечной системы, на долю которых суммарно  приходится 66,0% от всех случаев первичной инвалидности. Среди детского населения -  врожденные аномалии и пороки развития, болезни нервной системы и психические расстройства, доля которых  суммарно составляет около 61,0%. Число лиц, впервые признанных инвалидами среди взрослого населения за 11месяцев 2014 года,  составляло 3047, за аналогичный период 2015 году - 3000 человек. Показатель первичной инвалидности в 2014 году составил 55,0 на 10000 населения, (РФ - 62,7), в 2015 году- 54,1. Показатель инвалидности детского населения в 2014 году - 23,4 (РФ-26,6), в 2015 году-23,6.

В республике для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья функционирует сеть реабилитационных учреждений, в том числе центр реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реабилитационный центр для больных детским церебральным параличом, оснащенный новейшим оборудованием, центр дневного пребывания для детей-инвалидов, научно-методическое отделение по решению вопросов  оздоровления, реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество сверстников и профессиональной помощи семьям с детьми-инвалидами.

В рамках «Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» инвалидам оказывается необходимая лечебная помощь, а нуждающиеся в иногороднем лечении направляются в федеральные специализированные медицинские учреждения.

В системе Министерства образования и науки РСО – Алания  функционируют образовательные учреждения, осуществляющие коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, спортивная школа «Стимул». На базе муниципальных  школ организованы специальные (коррекционные) классы для детей с нарушением зрения и реализуется  проект по обучению детей с расстройством аутистического спектра.

Хорошо зарекомендовала себя проводимая  на протяжении семи лет практика инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования в г. Владикавказе.

Для  овладения профессиональными навыками в одном из профессиональных учреждений г. Беслана созданы коррекционные группы.

С целью решения важной проблемы занятости и трудоустройства инвалидов принят Закон Республики Северная Осетия-Алания                                     «О квотировании рабочих мест в Республике Северная Осетия-Алания» и постановлением Правительства республики утвержден перечень организаций для установления квоты по трудоустройству инвалидов  и несовершеннолетних граждан.

Вместе с тем, несмотря на проводимую как на федеральном, так и республиканском уровне работу по соблюдению гарантированных законодательством прав инвалидов, остается ряд  нерешенных проблем.

Недостаточно эффективно решаются вопросы улучшения жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулирует правоотношения по льготному обеспечению жильем инвалидов, которые поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до первого января 2005 г. и вводит  принцип дифференциации указанной категории граждан на реализацию право на жилище в зависимости от времени постановки на квартирный учет.

Существующее правовое положение нарушает конституционный принцип равенства, не гарантирует единства правового регулирования для лиц, относящихся к одной категории.

Требует законодательного закрепления норма, предусматривающая обязательность предоставления инвалидам, использующим для передвижения кресло-коляску, жилья по договорам социального найма на первых этажах жилых зданий.

Возложенное на субъекты Российской Федерации финансирование высокозатратного лечения орфанных заболеваний является непосильной финансовой нагрузкой. Стоимость препаратов для нескольких больных редким заболеванием может превышать затраты на финансирование целой популяции больных с более распространенной болезнью.

Правовые условия обеспечения лекарственными препаратами пациентов, включенных в перечень так называемых «семи нозологий», делают назначаемые им оригинальные препараты недоступными, что  нарушает их конституционные права на охрану здоровья. 

Одним из эффективных методов комплексной реабилитации детей - инвалидов с глухотой и выраженной степенью тугоухости является кохлеарная имплантация. При этом остается нерешенным вопрос ремонта и замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации.

Существенно усложнил вопрос установления инвалидности и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья  приказ Минтруда №664н от 29 сентября 2014 года  «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».

Необходимо ускорить решение вопроса формирования персонального реестра детей-инвалидов, позволяющего обеспечивать реализацию их прав и интересов всеми профильными министерствами и ведомствами.

С учетом изложенного, отмечая социальную значимость вопросов обеспечения прав и свобод инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Предложить заведующей  отделом проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Игониной Надежде Александровне в рамках подготовки предложений по итогам надзорных мероприятий за соблюдением прав и свобод инвалидов в ряде субъектов РФ поставить перед соответствующими федеральными ведомствами следующие вопросы:

законодательное закрепление конкретных мер поддержки инвалидов, заложенных  в  государственной программе Российской Федерации Доступная среда» и положениях Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

внесение изменений в жилищное законодательство Российской Федерации, позволяющих в полном объеме обеспечить реализацию жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

принятие Федеральной целевой программы «Социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

ускорение реализации Федерального закона от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в  части формирования федерального реестра инвалидов;

внесение изменений в утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарт специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации в части включения в него замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации;

ускорение решения Правительством Российской Федерации вопроса формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.

внесение изменений в приказ Минтруда №664н от 29 сентября 2014 года  «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» с учетом проблем, возникших в процессе правоприменительной практики.

2. Правительству Республики Северная Осетия-Алания:

продолжить внедрение программно-целевых методов  решения вопросов обеспечения прав детей-инвалидов;

принять дополнительные меры, направленные на участие в федеральных целевых программах, способствующих повышению качества жизни инвалидов;

принять меры по выполнению в срок и в полном объеме Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания  от 21 октября 2015 г. №232 «О плане мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг («дорожная карта» и  Постановления  Правительства  Республики Северная Осетия-Алания от 3 ноября 2015 г. №254 «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Республики Северная Осетия-Алания».

Обеспечить поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в оказании социальных услуг детям-инвалидам.

3. Министерству образования и науки Республики Северная  Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления  г.Владикавказа и районов республики:

принять меры по дальнейшему развитию систем дошкольных  образовательных организаций компенсирующего вида и инклюзивного  образования и обеспечению преемственности инклюзивного образования детей с инвалидностью на всех уровнях образования.

4. Министерству здравоохранения  Республики Северная  Осетия-Алания

повысить качество работы по проведению раннего скрининга, направленного на выявление тяжелых заболеваний у детей.

5. Общественной палате Республики Северная Осетия-Алания:

рассмотреть вопрос о возможных формах и функционале специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам общественного контроля за обеспечением прав инвалидов.

6. Средствам массовой информации:

осуществлять сотрудничество с органами опеки и попечительства и учреждениями для детей-сирот в распространении информации о детях-инвалидах, нуждающихся в помощи и усыновлении;

информировать общественность о проблемах и нуждах детей-инвалидов и их родителей, а также положительном опыте семей, взявших на воспитание ребёнка-инвалида;

активизировать социальную рекламу в СМИ, посвящённую темам равенства прав и свобод граждан вне зависимости от наличия и отсутствия инвалидности, интеграции инвалидов в общество, созданию для них доступной (безбарьерной) среды.

 

 

Председатель Комитет Парламента

Республики Северная Осетия – Алания

по социальной политике, здравоохранению

и делам ветеранов                                                                                В.Т. Базаев

 

Председатель Комитет  Парламента

Республики Северная Осетия – Алания

по науке, образованию, культуре и

информационной политике                                                            Е.А. Князева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.