Главная >> Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Опыт и перспективы дальнейшего осуществления Парламентом Республики Северная Осетия – Алания законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации»

Дата: 31 Октября 2016 г. 16:55

Название: Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Опыт и перспективы дальнейшего осуществления Парламентом Республики Северная Осетия – Алания законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации»

Председатель Комитета Парламента Республики Северная Осетия – Алания по законодательству     законности и местному самоуправлению

       

                                                                                       Г. Родионов _____________________

                   

                                            

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

заседания «круглого стола» на тему:

«Опыт и перспективы дальнейшего осуществления Парламентом Республики Северная Осетия – Алания законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации»

 

31  октября  2016 года

 

Заслушав доклад заместителя руководителя  Аппарата  Парламента Республики Северная Осетия – Алания – начальника управления Парламента  Республики Северная Осетия – Алания по законопроектной деятельности «Опыт и перспективы дальнейшего осуществления Парламентом Республики Северная Осетия – Алания законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации» и  начальника Государственно-правового управления Аппарата Парламента Республики Северная Осетия – Алания «Участие Парламента  Республики Северная Осетия – Алания в федеральном законодательном процессе», участники  «круглого стола»  отмечают, что законотворческая активность российского парламента в значительной мере обусловлена большим количеством субъектов права законодательной инициативы и, как следствие, интенсивной работой в этой сфере. При этом среди всего круга субъектов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума)  именно законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – законодательные органы субъектов Российской Федерации) выполняют особую роль в правотворчестве и заслуживают особого внимания, так как ближе других находятся к проблемам населения региона и в связи с этим активнее пользуются своим правом законодательной инициативы.

Порядок осуществления законодательной инициативы законодательным органом субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществляемых субъектами законодательного процесса, связанных с подготовкой и внесением в Государственную Думу законопроекта, урегулированных региональными и федеральными нормативными правовыми актами.

Так, из анализа поступивших в Государственную Думу шестого созыва законопроектов следует, что из общего количества законопроектов (6020), 25 % из них внесено законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что и минимальный показатель по количеству принятых законов от числа внесённых в Государственную Думу шестого созыва – у законодательных органов субъектов Российской
Федерации – 9,2% .

В общем количестве законопроектов, отклонённых Государственной Думой или снятых с рассмотрения Советом Государственной Думы, на втором месте – законопроекты, внесённые законодательными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации – (34 %).

Региональные инициативы – это своеобразный показатель, характеризующий политическое и социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации. Кроме того, некоторые новации регионов действительно могут послужить хорошей основой для будущих федеральных законов.

Однако следует отметить, что осуществление региональными парламентами своего конституционного права законодательной инициативы осложняется как недостатками федерального регулирования, так и низким качеством подготовленных законопроектов.

Так, за период с декабря 2012 года по октябрь 2016 года  Парламентом Республики Северная Осетия – Алания (далее – Парламент республики) было разработано и подготовлено 23 проекта федеральных законов, в том числе
16 внесено в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу, 17 – в Совет законодателей Российской Федерации  при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее – Совет законодателей). 

Из направленных в Государственную Думу законодательных инициатив принята в виде закона – 1, возвращена в связи с несоблюдением требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы – 1, отклонено – 11, получено отрицательных заключений Правительства Российской Федерации  (в процессе рассмотрения) – 3; направлено для внесения в Государственную Думу – 3; из направленных  в Совет законодателей поддержано – 10, не поддержано – 7.

Парламентская практика последних лет и проведенный анализ этих законодательных инициатив позволяет выявить наиболее часто встречающиеся юридические недостатки:

- несоответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам;

- недостаточная проработка концепции законопроекта, общей характеристики и оценки состояния правого регулирования соответствующих общественных отношений, анализа действующих нормативных правовых актов;

- наличие в законопроектах положений о регулировании отношений, уже урегулированных нормами федерального законодательства;

- отсутствие финансово-экономического обоснования и заключения Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов в случаях, предусмотренных Регламентом Государственной Думы;

- недостаточная проработка пояснительной записки, которая помимо предмета законодательного регулирования, концепции проекта федерального закона, должна содержать в себе мотивированное обоснование необходимости его принятия.

Наряду с обозначенными недостатками существует и ряд проблем, с которыми Парламент республики сталкивается при внесении законодательных инициатив.

Например, когда с момента принятия решения о выходе с законодательной инициативой до получения всех документов и направления этой законодательной инициативы в Государственную Думу проходит определенное время. Соответственно, ко времени внесения законопроекта уже какие-то нормы законодательства изменились либо уже в той или иной мере отпала необходимость в этой инициативе.

Одновременно следует отметить, что слабым местом для многих законопроектов является именно финансово-экономическое обоснование. В большинстве случаев возможно рассчитать потребности федерального бюджета только по своей республике, потому что данных по другим субъектам у нас не имеется.

В связи с изложенным и проведенным мониторингом внесенных законодательных инициатив Парламентом республики в Государственную Думу можно выделить возникающие в процессе подготовки проектов федеральных законов проблемы  и сформулировать на основе их анализа предложения по повышению эффективности Парламентской работы.

Например, в целях стимулирования участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе предлагаем рассмотреть вопрос о разработке законопроекта, направленного на дополнение статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положением о том, что право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов  Российской Федерации может быть реализовано не только в форме законопроекта, но и в форме поправок к законопроекту. Это положение уже включено в регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации (в частности, статья 104 Регламента Государственной Думы).

Использование поправок к законопроектам как формы реализации права законодательной инициативы предоставляет возможность оперативно влиять на совершенствование федерального законодательства. Упрощается и сама процедура реализации права законодательной инициативы законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Актуальность обозначенных проблем помимо необходимости постоянного совершенствования организации законопроектной работы как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации определяет необходимость повышения качества принимаемых законов, активного сотрудничества и взаимодействия в законотворческом процессе Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации, так как качество законодательства Российской Федерации в целом неразрывно связано с качеством законотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, в целях повышения качества законодательства Российской Федерации и совершенствования организации и эффективности законопроектной деятельности (работы), отмечая актуальность  обозначенных вопросов и необходимость наладить постоянное и конструктивное взаимодействие между Парламентом республики и Государственной Думой, правовую основу которого образуют акты федерального и регионального законодательства, участники «круглого стола»  р е к ом е н д у ю т:

1.Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы от Республики Северная Осетия  – Алания:

использовать разнообразные механизмы лоббирования интересов республики в высшем законодательном органе Российской Федерации;

усилить (активизировать) работу с профильными комитетами Государственной Думы и Парламента Республики Северная
Осетия  – Алания;

оказывать содействие в представлении проектов федеральных законов при рассмотрении в Государственной Думе;

держать на контроле прохождение законопроекта в Государственной Думе;

предусмотреть возможность установления обязательности направления законопроекта, внесенного законодательным органом субъекта Российской Федерации, подготовленного ко второму чтению с учетом внесенных поправок, в законодательные органы субъектов Российской Федерации;

ускорить разработку федерального закона, который бы определил всю процедуру участия субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе;

расширять практику обмена опытом экспертно-правового обеспечения законодательного процесса на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации (регулярно проводить с участием представителей  Совета Федерации, Государственной Думы, законодательных органов субъектов Российской Федерации, научных и экспертных организаций мероприятия по проблемам законодательной деятельности (конференции, семинары, «круглые столы» и т.п.)).

2.Парламенту Республики Северная Осетия ˗ Алания:

использовать активнее возможность экспертной оценки подготавливаемых к внесению в Государственную Думу законопроектов в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации;

рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона, направленного на дополнение Федерального закона от 6 октября 1999 года
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положением (статьей 6.1), о том, что право законодательной инициативы по федеральным конституционным законам и федеральным законам в Федеральном Собрании Российской Федерации принадлежит законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации (данное положение закреплено в статье 104 Конституции Российской Федерации);

рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона, направленного на дополнение статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положением о том, что право законодательной инициативы законодательных органов субъектов Российской Федерации может быть реализовано не только в форме законопроекта, но и в форме поправок к законопроекту;

рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений  в статью 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года
№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (об установлении приоритета позиции законодательного органа субъекта Российской Федерации в случае разделения  мнения законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации);

рекомендовать комитетам Парламента республики  при подготовке к внесению  проектов федеральных законопроектов осуществлять взаимодействие с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, в том числе привлекать их в качестве соавторов данных
законопроектов.

3. Субъектам права законодательной инициативы в Республике Северная Осетия ˗ Алания:

активизировать работу по совершенствованию федерального законодательства в рамках установленных полномочий;

соблюдать принципы целостности законодательного регулирования и непротиворечивости законов;

использовать комплексную экспертную оценку проектов федеральных законов на стадии их подготовки к внесению в Государственную Думу (научную, общественную и иные виды специализированных экспертиз);

обеспечивать на этапе подготовки законопроекта его надлежащее юридико-техническое качество в соответствии с положениями Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности, при оформлении текстов законопроектов учитывать положения подготовленных в Государственной Думе Методических рекомендаций по лингвистической экспертизе законопроектов;

передавать в правовых нормах волю субъекта законодательной инициативы таким образом, чтобы обеспечивать однозначное толкование создаваемого акта.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.