Главная >> Анатолий Кусраев: Эффективность, последовательность и согласованность государственных мер по поддержке фундаментальной и прикладной науки

Дата: 25 Апреля 2013 г.

Название: Анатолий Кусраев: Эффективность, последовательность и согласованность государственных мер по поддержке фундаментальной и прикладной науки

Кратко: (мотивация молодых ученых к активной научной деятельности) А.Г.Кусраев

Эффективность государственной поддержки науки зависит от последовательности и согласованности действий власти и научного сообщества. Курс на построение инновационной экономики – экономики, основанной на  знаниях – предполагает формирование новой системы отношений между наукой, государством, бизнесом, обществом, в которой опора на научное знание, на мнение ученого становится основой для принятия управленческих решений. Поэтому необходим постоянный конструктивный диалог власти и научного сообщества, а также действенные механизмы, обеспечивающие высокую продуктивность такого диалога.  

Проблемы, которые при этом возникают, можно условно разделить на три группы:

  1. I.                  Нормативно-правовое обеспечение поддержки молодых ученых;
  2. II.               Организационная поддержка (механизмы и инструменты поддержки молодых ученых);
  3. III.           Материальное стимулирование молодых ученых.

 

Далее, приводятся некоторые конкретные проблемы и указаны возможные пути их решения. Большинство из этих предложений были выработаны в ходе деятельности Совета молодых ученых ВНЦ РАН и РСО-А в 2012 году и нашли отражение в Резолюции II Региональной междисциплинарной конференции молодых ученых «Наука-Обществу», проведенной ВНЦ РАН и РСО-А 29 ноября 2012 г. Резолюция одобрена Президиумом ВНЦ РАН и РСО-А (постановление № 24 от 21 декабря 2012 г.).

  1. I.                  Нормативно-правовое обеспечение поддержки молодых ученых. Государственная политика поддержки молодых научных кадров.

 

I.1. В Республике Северная Осетия-Алания в настоящее время действуют следующие документы в области молодежной политики:

  • Закон о молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания № 4-РЗ от 14 января 2003 г.;
  • Указ Главы РСО-А «Об учреждении Премий Главы Республики Северная Осетия-Алания в области науки и техники для учащихся общеобразовательных школ, молодых ученых и специалистов» № 65 от 30 марта 2010 г., которым учреждены 3 ежегодные премии Главы Республики Северная Осетия-Алания в области науки и техники для учащихся общеобразовательных школ и 3 – для молодых ученых и специалистов;
  • Постановление Правительства РСО-А № 100 от 21 апреля 2006 г. «О премиях Правительства РСО-А в области молодежной политики Республики Северная Осетия-Алания»;
  • Закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений № 9-РЗ от 22 марта 2004 года;
  • Постановление Правительства РСО-А № 305 от 12 ноября 2010 г. «О республиканской целевой программе «Молодежь Осетии на 2011-2014 гг.»

Этими документами начато формирование нормативно-правовой базы молодежной политики в области науки и инноваций.

Предложение. Разработать полноценную нормативно-правовую базу для поддержки молодежи, активно занимающейся исследовательской деятельностью в области фундаментальной и прикладной науки, в соответствии с действующими в РФ нормативно-правовыми документами в этой области. 

I.2. Проблема отсутствия реальной государственной поддержки создания и продвижения собственного дела молодыми гражданами республики.

Предложение. Для ликвидации административных барьеров в области ин­вестиционной деятельности необходимо разработать и принять республиканские нормативные акты, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации с введением правила «единого окна», а также способствующие ограничению сроков проведения экспертизы, сокращению переч­ня необходимых документов.

 

II. Организационная поддержка (механизмы и инструменты поддержки молодых ученых)

II.1. Повышение привлекательности научной сферы для молодежи – актуальная задача государственной политики в сфере образования и науки.

Предложения.

A) Активнее использовать основные каналы популяризации позитивной информацией о научной сфере: радио и телевидение (научно-популярные программы), печатные и интернет-СМИ, научно-популярные журналы, интернет-порталы, книги, лекции и другие очные формы популяризации (дни и фестивали науки, экскурсии и т.п.), молодежные научные конференции.

Б) В частности, было бы очень полезно расширить и укрепить программу тележурналиста Акоевой Л.Г. «Наука 2.0.». Но лучше –создание специализированного телеканала (например, путем выделения временных слотов на государственных каналах) для трансляции научно-популярных фильмов, записей лекций и других научно-популярных программ.

В) Поддержать участие Республики Северная Осетия-Алания во Всероссийском Фестивале Науки «Прикоснись к науке!», проводимом в РФ с 2004 года, и провести в октябре 2013 г. во Владикавказе Региональную площадку Всероссийского Фестиваля науки с привлечением к участию вузов, ссузов, научных организаций и инновационных предприятий СКФО.

 

II.2. Развитие механизмов выявления и поддержки талантливой молодежи.

Предложение. Республиканские гранты на поддержку деятельности центров дополнительного образования старшеклассников по естественнонаучному профилю с охватом всех районов республики. Выделение естественнонаучного цикла предметов связано с необходимостью сравнительно раннего выявления и развития способностей к естественным и точным наукам.

Проект. Создание Инновационного Центра Молодежного Прототипирования (ИЦ МП).

Проект направлен на укрепление профориентации молодых людей в научно-техническую сферу, на создание условий для реализации ими собственных инновационных идей на вполне осязаемой технологической площадке, а также  подразумевает прямую связь таких центров с техническими вузами и предприятиями, заинтересованными в притоке грамотных студентов и квалифицированных специалистов. (Технология быстрого прототипирования предполагает сначала создание 3D-модели объекта на компьютере, а затем послойное «выращивание» этого трёхмерного чертёжа из пластика, алюминия или дерева на специальной установке).

II.3. Повышение уровня знаний по профильным предметам у школьников и студентов.

Предложения.

Формирование учебно-научных комплексов «Школа – Вуз – НИИ». В рамках таких комплексов будет происходить интеграция науки и образования. (Примеры: Санкт-Петербургский научный центр РАН, Сибирское Отделение РАН и т.д.)  В частности, имеется основа для  формирования таких комплексов совместно СОГМА и ИБМИ ВНЦ, СОГУ и ЮМИ ВНЦ, СОГУ и СОИГСИ, СКГМИ и ЦГИ ВНЦ. Это направление необходимо поддержать и развивать.

Проект. Создание на базе Владикавказского центра непрерывного математического образования республиканского специализированного учебно-исследовательского учреждения естественно-научного профиля при Главе РСО-А под научно-методическим руководством Отделения математических наук РАН.

II.4. Развитие конкурсного финансирования.

Предложение. РФФИ и РГНФ, в целом, доказали свою работоспособность в российских условиях. Эффективными оказались и региональные конкурсы, проводимые совместно с субъектами РФ. В 2003-2007 годах в Республике Северная Осетия-Алания проводился региональный конкурс РГНФ на условиях паритетного финансирования в соответствии с Соглашением «О порядке финансирования конкурсов проектов в области гуманитарных наук до 2010 г.» от 15.03.2005 г. Однако, с 2008 года республика в одностороннем порядке прекратила финансирование конкурса. Необходимо возобновить проведение совместных конкурсов РФФИ и РГНФ с Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

 

II.5. Отсутствие Дома молодых ученых, что влечет невозможность привлечения перспективных иногородних молодых специалистов СКФО, Юга России для стажировок, обучения в аспирантуре, очного участия в проведении совместных научных исследований и выполнения инновационных прикладных разработок по новым перспективным для республики научным направлениям.

Предложение. Разработать, используя опыт Российской академии наук, проект по строительству во Владикавказе Дома молодых ученых, согласовать его с профильными министерствами и ведомствами, включая РАН, и начать строительство Дома молодых ученых в 2014 году.

II.6. Поддержка научных молодежных изданий.

Предложение. Разработать (совместно с Минобрнауки РСО-А, Минмолодежи РСО-А и Советом молодых ученых и специалистов при Главе РСО-А) план совместной издательской деятельности, включая издание материалов совместно проводимых молодежных конкурсов и конференций, а также издание регионального периодического научного журнала для молодых ученых «Труды молодых ученых», на основе накопленного ВНЦ РАН и РСО-А положительного опыта издательской деятельности.

III. Материальное стимулирование

 III.1. Жилье для молодых  ученых.

Предложение. Pазработать совместно с профильными министерствами и ведомствами программу (механизмы) предоставления жилья семьям молодых ученых и специалистов «Молодым ученым – доступное жилье». Здесь можно использовать опыт решения проблемы в Российской академии наук по выдаче жилищных сертификатов (субсидий) в рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.

III.2. Низкий уровень заработной платы молодежи, работающей на научных ставках (стажеров, младших научных сотрудников).

Предложение. Разработать республиканскую программу (подпрограмму) финансовой поддержки научной деятельности молодых ученых, осуществляющих фундаментальные и прикладные исследования, а также инновационные разработки по актуальным и приоритетным для республики научным направлениям.

III.3. Низкий уровень стипендий очных аспирантов.

Предложение. Разработать республиканскую целевую программу (подпрограмму) выделения на конкурсной основе адресных стипендий и дополнительного финансирования аспирантов, выполняющих научные исследования по актуальным и приоритетным для республики научным направлениям.

III.4. Недостаточное финансирование научных командировок и стажировок молодых ученых.

Предложение. Включить в РЦП «Молодежь Осетии на 2011-2014 гг.» раздел, направленный на поддержку участия молодых ученых в научных форумах и конференциях российского и международного уровней, статусных для республики.

 

 

                                                                                                                                             Приложение

 

Проекты Президиума

Владикавказского научного центра

Президиум Владикавказского научного центра имеет опыт формирования и реализации крупных междисциплинарных и межведомственных проектов в Республике Северная Осетия-Алания. Ниже приводятся два проекта, реализация которых имела бы важное значение для социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

I. Создание Международного исследовательского центра «Геолого-геофизи­чес­­кий полигон» на территории Казбекского (Республика Северная Осетия-Алания, РФ) вулканического центра и Кельского вулканического плато (Республика Южная Осетия).

Актуальность. Северный Кавказ является хрестоматийным примером трудного взаимодействия человека и природы, противоречивого соединения замечательных рекреационных возможностей и разрушительных геодинамических процессов в горах. В последние десятилетия наблюдается активизация геодинамики Центрального Кавказа. 

Цель. Формирование системы комплексных геолого-геофизических и гляциологических наблюдений, оценка возможности возобновления вулканической и сейсмической активности, выработка методов прогнозирования катастрофических геологических и гляциологических явлений.

Ожидаемый результат. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, снижение рисков для объектов гражданского строительства, дорог и объектов стратегического значения, расширение минерально-сырьевой базы, освоение рекреационных ресурсов.

 II. Инновационный проект формирования в СКФО Научно-произ­вод­ственн­ого кластера в области энергосбережения.

Актуальность. «Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений» (Д.А. Медведев).  

Цель. Создание институциональных условий для генерирования и внедрения перспективных, прорывных идей в производство и развитие высокотехнологичного бизнеса в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов в СКФО.

Ожидаемый результат. Создание профессиональной, организационной структуры в области энергосбережения, энергоэффективности и улучшения экологических характеристик территорий, способной сконцентрировать на одной площадке высокопрофессиональные кадры, наукоемкие технологии и финансы

 

Международный исследовательский центр

«Геолого-геофизический полигон»

(пояснительная записка)

 

1. Постановка проблемы. Северный Кавказ является хрестоматийным примером трудного взаимодействия человека и природы, противоречивого соединения замечательных рекреационных возможностей и разрушительных геодинамических процессов в горах. Исследования, проведенные в 2003-2010 гг. несколькими учреждениями Российской академии наук при координирующей роли Владикавказского научного центра, выявили опасную активизацию геодинамических процессов на Центральном Кавказе. В этой связи становится особо актуальным проведение долгосрочного комплексного мониторинга вулканических, сейсмических и гляциологических опасностей и связанных с ними возможных катастрофических событий с помощью геолого-геофизических и гляциологических исследований, направленных на обеспечение прогнозирования, предупреждения и снижения ущерба от природных и природно-техногенных катастроф.

2. Предлагаемое решение. Создать Международный исследовательский центр «Геолого-геофизический полигон» (далее МИЦ) на территории Казбекского вулканического центра (Республика Северная Осетия-Алания) и Кельского вулканического плато (Республика Южная Осетия), как в интересах фундаментальной науки, так и в интересах безопасности жизнедеятельности населения региона. Наблюдаемая геодинамическая активность в пределах Казбекского и Кельского вулканических центров позволяет рассматривать этот регион как уникальную природную лабораторию.

3. Цель создания МИЦ  формирование современной системы комплексного геолого-геофизического и гляциологического мониторинга, обеспечивающего:

  • оценку возможности возобновления вулканической и сейсмической активности в регионе,
  • создание физико-математических и компьютерных моделей катастрофических геодинамических процессов,
  • оценку потенциальной опасности для жизнедеятельности человека,
  • разработку методов прогнозирования катастрофических природных и связанных с ними техногенных явлений. 

4. Организационное оформление. МИЦ создается совместно Российской академией наук, Правительствами заинтересованных субъектов РФ, Правительством Республики Южная Осетия. Впоследствии к проекту могут присоединиться и другие кавказские страны.

Основная задача МИЦ – организационное, финансовое и информационное обеспечение международных научных экспедиций и иных исследовательских коллективов, работающих в пределах Казбекского, Кельского и Эльбрусского вулканических центров, а также поддержка других форм международного сотрудничества.

Инфраструктура МИЦ, оборудование, базы данных, инструментальная и материально-техническая база будут использоваться совместно разными группами ученых при проведении полевых (экспедиционных) исследований. При этом будет сформировано полноценное партнерство региональных исследователей, ученых РАН и исследовательских групп из разных стран.

На базе СКГМИ  и СОГУ будут подготовлены специалисты и развернуты исследования в инновационном цикле обучение – исследование – внедрение.

5. Финансовое обеспечение. Основной источник финансирования при создании научной и социальной инфраструктуры МИЦ – бюджет РФ. Текущая деятельность МИЦ осуществляется за счет средств:

  • бюджета РФ путем конкурсного финансирования проектов из ФЦП,
  • бюджетов субъектов РФ путем конкурсного финансирования из РЦП,
  • грантов международных фондов, поддерживающих научные экспедиции,
  • средств участников международных научных экспедиций,
  • грантов российских фондов, научных центров, университетов,
  • собственной хозяйственной деятельности МИЦ.

6. Механизм реализации. Необходимо подготовить и утвердить Федеральную целевую программу комплексного геолого-геофизического и гляциологического мониторинга Казбекского, Кельского и Эльбрусского вулканических центров. В такой программе объективно заинтересованы как РАН, так и СКФО и ЮФО.

Владикавказский научный центр РАН и РСО-А обеспечивает разработку такой программы, ее согласования в Российской академии наук, с вузами и академическими учреждениями-участниками программы, а также координацию ее реализации.

Правительство Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает согласование с заинтересованными субъектами Российской Федерации, указанными федеральными округами, продвижение соответствующего постановления в Правительстве Российской Федерации.

7. Ожидаемые результаты. Формирование МИЦ требует создания современной инструментальной базы, привлечения инновационных технологий (GIS- и GPS-технологии, дистанционное зондирование и др.), новейших данных науки о Земле и методик исследования, участия лучших российских и зарубежных экспертов. При таком подходе будут достигнуты результаты:

  • мониторинг вулканической, сейсмической и гляциологической активностей,
  • мониторинг современных активных разломов,
  • прогноз катастрофических геологических и гляциологических явлений и создание системы раннего предупреждения,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности населения,
  • снижения рисков для объектов гражданского строительства, дорог и объектов стратегического значения,
  • расширение минерально-сырьевой базы,
  • инфраструктурное содействие освоению рекреационных ресурсов,
  • сохранение культурного наследия и биологического разнообразия.

8. Организации-участники. Головным исполнителем проекта будет Российская академия наук. Организациями-соисполнителями могут быть:

  • несколько профильных институтов РАН (Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, Институт физики Земли им. О.Ю.Шмидта, Институт географии и др.),
  • Владикавказский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский и Южный научные центры РАН,
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
  • государственные университеты на Юге России,
  • Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова, 
  • другие учреждения высшей школы, академические и ведомственные организации. 

 

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР СКФО В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

(пояснительная записка)

 1.    Постановка проблемы. В настоящее время большинство объектов теплообеспечения, которые строятся и проектируются в субъектах СКФО и ЮФО основаны на использовании в качестве основного и резервного – дизельное топливо и мазут, что может привести в течение ряда лет к серьезному ухудшению экологической обстановки территорий, особенно горных.

Развитие санаторно-курортного и туристического отраслей на Юге России предполагает обеспечение высоких экологических норм и стандартов, использование энергоэффективных и энергосберегающих технологий в сфере ХКХ.

В этой связи, учитывая ключевую роль энергосбережения и энергоэффективности на Юге России, назрела необходимость создания сильной профессиональной, организационной структуры, способной сконцентрировать на одной площадке высокопрофессиональные кадры, наукоемкие технологии и финансовые ресурсы.

2. Предлагаемое решение. Создание специализированного Научно-производственного территориального кластера в области энергосбережения и энергоэффективности в Северо-Кавказском федеральном округе.

3. Цель создания кластера. Создание условий для генерирования и внедрения перспективных, прорывных идей в области экологии, энергосбережения и энергоэффективности для ЖКХ и других отраслей экономики.

4. Основные функции кластера. К основным функциям кластера относятся:

  • экспертиза и отбор инновационных разработок для внедрения в серийное производство;
  • создание условий для развития малых инновационных предприятий, нацеленных на разработку и серийный выпуск продукции;
  • привлечение финансовых средств и инвестиций для внедрения проектов, результатов научных исследований и разработок;
  • подготовка, результатов научных исследований и прикладных разработок к производственному освоению;
  • промышленный выпуск инновационной продукции и обеспечение ее сбыта;
  • создание новых рабочих мест;
  • формирование инфраструктуры консалтинговых, технических, информационных и производственных услуг;
  • подготовка и повышение квалификации кадров в области экологии, энергосбережения и энергоаудита.

5. Организационное оформление. НПКЭ будет создаваться совместно Правительством РФ, руководством субъектов РФ, входящих в СКФО и ЮФО.  Структура НПКЭ включает:

  • малые производственные предприятия инновационного типа;
  • научные и образовательные учреждения;
  • организации обслуживания.

6. Финансовое обеспечение. Основной источник финансирования при создании научной, технико-технологической, метрологической и социальной инфраструктуры НПКЭ – бюджет РФ. Деятельность НПКЭ будет осуществляться за счет средств:

  • бюджета РФ;
  • бюджета СКФО;
  • бюджетов субъектов РФ, входящих в СКФО;
  • собственной хозяйственной деятельности НПКЭ;
  • конкурсного финансирования проектов из ФЦП;
  • грантов российских фондов, научных центров, университетов;
  • грантов международных фондов.

7. Механизм реализации. Необходимо подготовить и утвердить Федеральную целевую программу по созданию Научно-производственного кластера СКФО в сфере энергосбережения.

Владикавказский научный центр РАН обеспечит разработку проекта Программы, ее согласование в Российской академии наук, с вузами и академическими учреждениями-участниками программы.

Руководство СКФО обеспечивает согласование с заинтересованными субъектами Российской Федерации, федеральными государственными структурами, продвижение соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации.

8. Организации-участники. Головным исполнителем проекта будет Администрация Полномочного представителя Правительства РФ в СКФО,  заинтересованные субъекты РФ, входящие в СКФО и ЮФО.

9. Имеющийся задел. В РСО-А подготовлен ряд перспективных инновационных разработок прикладного характера в области энергоресурсосбережения, энергоэффективности, использования альтернативного, экологического топлива, электронных систем управления процессами для ЖКХ и других отраслей экономики. Некоторые из них:

  • Производство теплоэнергетических комплексов, использующих в качестве основного и резервного –  альтернативное, экологическое и экономически выгодное (по отношению к дизельному) топливо СУГ;
  • Электронные блоки питания, преобразующие однофазное сетевое электропитание в полноценное трехфазное, для электродвигателей с регулированием скорости и другими сервисными возможностями;
  • Производство энергосберегающего электронного пускорегулирующего аппарата для светильников наружного освещения - газоразрядных ламп высокого давления
  • Экономичная высокочастотная технология производства гнутоклееных элементов сложной формы для мебели с новыми конструктивными и дизайнерскими решениями
  • Энергосберегающая электронная система управления мощными водяными насосами для регулирования давления в сетях подачи холодной воды, в зависимости от ее потребления населением и предприятиями
  • Электронные системы управления необслуживаемыми котельными
  • Экономичная высокочастотная технология и установка для производства топливных брикетов и полнорационных формованных кормов повышенного качества
  • Модернизация газопоршневых  миниэлектростанций для устойчивой работы в условиях российских электросетей и перевод их на экологические и экономически выгодные (по отношению к дизельному) виды топлива: СУГ и природный газ.
  • Производство вандалостойкого, долговечного, высокоэффективного теплогидроизолирующего покрытия труб для тепловых сетей ЖКХ на основе пенополимерминеральной изоляции (потери на теплотрассах не более 1-3 % 

9. Ожидаемые результаты. Разработка и внедрение энергосберегающих, энергоэффективных, экологических  технологий, продукции и услуг в сфере ЖКХ и других отраслях экономики на Юге России.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.