Главная >> Ольга Пущина: Инвестиции в человеческий капитал, корпоративное обучение

Дата: 25 Апреля 2013 г.

Название: Ольга Пущина: Инвестиции в человеческий капитал, корпоративное обучение

Кратко: Тезисы к круглому столу 23.04.2013г.

  • На смену индустриальной экономике приходит «экономика знаний»  или экономика инновационного типа, в которой  знания  генерируют  непрерывный  поток  нововведений.  В  такой  экономике решающую роль играют интеллектуальные активы, в структуру которых наряду с вложениями  в  НИОКР,  лицензиями,  патентами  и  пр.  входят также вложения в человеческие ресурсы и развитие персонала, квалификация менеджмента, корпоративная культура и корпоративная этика, что обобщенно можно отнести к различным формам знаний.
  • Для построения экономики инновационного типа требуются постоянные инвестиции в человеческий капитал, как на уровне государства, так и на уровне организации (программы обучения и развития персонала).
  • В России опубликован доклад «Сколько стоит человеческий капитал», в котором впервые проведена оценка суммарного человеческого капитала страны. Автор доклада, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН и замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Ростислав Капелюшников, использовал общепринятый при подобных подсчетах метод Джоргенсона — Фраумени, который учитывает такие показатели, как зарплата, занятость, образование, производительность труда и другие параметры.
  • Согласно полученным результатам, в настоящее время общая стоимость человеческого капитала России составляет 608 трлн. рублей, или приблизительно $20 трлн. В расчете на душу населения российский человеческий капитал равняется примерно 6 млн. рублей. Он в 13 раз превосходит годовой ВВП страны и в 5,5 раза — суммарную стоимость всего физического капитала. При этом за последние десять лет человеческий капитал России увеличился более чем вдвое, что предполагает ежегодные темпы роста примерно на 10%, и лишь один фактор — процесс старения населения - оказывал на накопление человеческого капитала значимое отрицательное влияние. Людей с высшим образованием у нас больше, чем в любой другой стране мира. Уровень безработицы ниже, чем во многих европейских странах и США. Подобные данные, по идее, должны внушать определенную долю оптимизма. Ведь люди — это самый ценный ресурс. Тем не менее, на практике поводов для радости не так уж много. Несмотря на высокий уровень образованности и довольно низкую безработицу, в последние годы специалисты все чаще говорят о «кадровом голоде» и низкой производительности труда. И если эту тенденцию не сломить, то в сочетании с сокращением численности населения и его старением она приведет к тому, что человеческий капитал в России все больше будет терять в стоимости.
  • В условиях динамично меняющейся деловой среды уже недостаточно быть профессионалом — чтобы оставаться успешным,нужно обладать широким арсеналом компетенций: от коучинга до искусства ведения споров, от навыков проектного менеджмента до риторики.
  • В современных социально-экономических условиях единственное решение проблемы нехватки компетентных кадров на российских предприятиях заключается в необходимости создания предприятиями собственных систем корпоративного обучения.
  • В «Баспик» процесс обучения организован на нескольких уровнях.  Для прогрессивного развития персонала компании организован Корпоративный университет. Занятия в Университете проводятся как для специалистов, так и для высшего менеджмента предприятия для изучения и повышения компетенции в области стратегического, финансового, инновационного менеджмента, управления качеством и  специальных технических дисциплин. Сформирована лекторская группа, в процессе обучения используются самые современные методы и формы подачи материала (электронное обучение, видео-лекции).
  • Помимо занятий сотрудников в корпоративном университете, в каждом подразделении организован процесс внутриобъектового обучения с выделением основных информационных модулей для изучения. Многие молодые кадры ВТЦ «Баспик» поступили в аспирантуру, будут защищать диссертации. В итоге высокие требования к набору компетенции персонала ВТЦ «Баспик» и применяемые методики дают работникам возможность постоянного поднятия планки собственного профессионализма на новый уровень.
  • Между тем, в ВТЦ «Баспик» принят курс на выявление потенциальных перспективных молодых кадров, формирование конкурентоспособного кадрового резерва компании. Для этого мы отбираем талантливых студентов с 3-го курса и принимаем их на работу. Применяется метод проведения стажировок студентов и молодых специалистов с использованием инструментов командной работы.
  • Учитывается также, что качество поступающих на предприятие молодых специалистов далеко от требований. Во-первых, молодым людям очень часто не с кого брать пример, они не видят тех перспектив в ведении эффективной творческой деятельности, элементарно им не хватает жизненного опыта, многие выпускники недостаточно подготовлены к практической работе на высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными методами проектирования, не чувствуют полезность той или иной информации, необходимой для развития производства.
  •   Поэтому ведущие технические университеты мира в последние годы разработали программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку специалистов, проведение исследований и разработок. Создаются корпоративные образовательно-производственные структуры, позволяющие погружать студентов в профессиональную среду будущей производственной деятельности на ранних стадиях обучения, тем самым усиливая ориентированную на практику подготовку.
  • Следовательно, подготовка кадров в условиях современной России требует ориентации на инновации, что может быть представлено реализацией концепции тройной спирали: университеты-государство-бизнес - модель производства и подготовки инноваторов и предпринимателей, в которой власть, бизнес и образование вплетены друг в друга, а университет в ней играет главную роль.
  • Именно подготовка целого класса инноваторов, обладающих инновационным предпринимательским мышлением задает и новый тип будущей экономики – экономики инноваций.
Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.