Главная >> Вячеслав Морозов: О мерах поддержки молодых ученых и специалистов и путях оптимизации данного процесса

Дата: 25 Апреля 2013 г.

Название: Вячеслав Морозов: О мерах поддержки молодых ученых и специалистов и путях оптимизации данного процесса

Кратко: Председатель СМУС при Главе РСО-Алания, доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела СОГУ к.фарм.н. Морозов Вячеслав Алексеевич О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ И ПУТЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ДАННОГО ПРОЦЕССА

В настоящее время существуют различные меры поддержки талантливой и инициативной молодежи, реализуемые на федеральном и республиканском уровнях.

На федеральном уровне:

ü Ежегодно на конкурсной основе выделяется 400 грантов Президента Российской Федерации - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук (в размере 600 тысяч рублей), а также 60 грантов Президента Российской Федерации - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук (в размере 1 млн.рублей).

ü Ежегодно назначаются стипендии Президента и Правительства РФ для молодых ученых.

ü В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предусматривается ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 человек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых людей (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) - в размере 30 тыс. рублей.

ü Ежегодно на конкурсной основе назначаются премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых" в размере 2,5 млн. рублей каждая.

ü В рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России» предусматривается поддержка научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами), обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ, научно-методическое и научно-организационное обеспечение проведения конференций и школ-семинаров, вовлечение молодых ученых в систему информационного обмена.)

ü В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» предусматривается поддержка научно-образовательных центров (НОЦ).

ü Ежегодно проводятся конкурсы инновационных проектов в рамках молодежных форумов «Машук» и «Селигер».

ü Ежегодно проводятся всероссийские, в том числе отраслевые, конкурсы научных и инновационных проектов молодежи.

На республиканском  уровне:

ü По указу Главы РСО-Алания, ежегодно, проводится конкурс на соискание премий молодых ученых и учащихся средних образовательных учреждений. Размер премий составляет 100 и 50 тысяч рублей соответственно, по каждому направлению определяется до 3 лауреатов.

ü Ежегодно проводится научно-практическая конференция с международным участием «Молодежь в решении актуальных проблем современной науки».

ü Ежегодно ВНЦ РАН и Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта организуется летняя математическая школа.

Среди запланированных мероприятий можно отметить разрабатываемые в настоящее время СМУС по поручению Главы РСО-А:

ü  Стипендии для молодых ученых и специалистов.

ü  Летняя школа-семинар молодых ученых и специалистов (начнет работу уже в текущем году).

Существующие меры поддержки являются стимулирующими и призваны оказать поддержку наиболее талантливой и результативной молодежи, поощрять отличившихся и наиболее стремящихся. Вместе с тем, перед наукой сегодня стоит более глубокая задача – интенсификация инновационных процессов и превращение их в фактор экономического роста. При этом острой проблемой строительства инновационной экономики остается подготовка и развитие потенциала научных кадров, а также вовлечение их в данные процессы. Государственное регулирование, поддержка экономики и инновационных процессов являются одним из важных условий функционирования и развития экономики в рыночных отношениях.

В настоящее время важным вопросом является научно-методическое обеспечение взаимодействия инновационных возможностей ученых, в том числе молодых, с потребностями конкретных субъектов экономики республики. Вузы республики имеют колоссальный кадровый потенциал для развития инновационного предпринимательства, а также владеют значительным «портфелем» интеллектуальной собственности, но чаще всего у них отсутствуют финансовые средства и технические возможности для первичной работы с проектом. Ведь зачастую результаты научного труда не представляют собой законченные продукты, способные к моментальному внедрению в производство и обеспечивающие высокую рентабельность, а значит, не могут быть интересны производственным предприятиям. Чтобы доработать технологию и довести ее до уровня, когда становится возможным тиражирование, обеспечивающее получение дохода, нужны дополнительные вложения финансового капитала, необходим этап апробации продукции на практике в рамках конкретного предприятия или отрасли, необходимы значительные затраты на вывод инновационной продукции на рынок и ее продвижение.

Регион, в том числе государственные или коммерческие предприятия нуждаются в инновационных разработках, а, следовательно, в свежих инновационных идеях и соответствующем кадровом обеспечении, в то же время, они обладают финансовыми ресурсами и возможностью реализовать проект на практике. Однако, по объективным причинам, перечисленным выше, они не могут воспользоваться тем, что предлагают научные организации без риска понести убытки. И здесь, однозначно, представляется недостающим звено способствующее трансферту технологий между научными организациями и производственными предприятиями. Должна иметься возможность встретиться на одной площадке и привлечь недостающие им ресурсы (финансовые и интеллектуальные). Сегодня необходим центр, через который будет реализовываться, прежде всего, госзаказ на инновационные решения и проведение НИР, в том числе с помощью молодых ученых и специалистов. В данном случае государство может и должно пользоваться своей ролью регулятора социально-экономических процессов, обозначая имеющиеся проблемы, требующие решения. Конечно же, подобный центр может стать диалоговой площадкой для взаимодействия науки и производства, с точки зрения обозначения приоритетных направлений исследовательской деятельности для решения конкретных бизнес-задач. Принцип подобного объединения создает среду для обмена знаниями, умениями и опытом и повышает эффективность совместной работы. Такой центр уже может решать не только задачи, поставленные в рамках системы госзаказа, но и может стать площадкой для взаимодействия частного производства и науки. Другой задачей подобного центра должен являться своевременный мониторинг потребностей рынка и возможностей республики по их удовлетворению, центр должен способствовать установлению контактов между республиканскими научными и производственными предприятиями и аналогичными структурами других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Наиболее простым вариантом организации центра является создание системы олимпиад и конкурсов на решение конкретной задачи. Такой вариант наиболее актуален для решения задач госзаказа или решения проблем частного сектора экономики.

Другой важной насущной проблемой в звене мероприятий по поддержке молодых ученых и специалистов является обеспечение данной категории жильем. В настоящий момент государственная политика по решению жилищных проблем молодых ученых осуществляется в очень незначительном объеме. Предпринимаемые меры по поддержке молодых ученых, реализуемые на федеральном и региональном уровнях пока носят несистемный, разрозненный характер и не оказывают решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Основным элементом государственной политики по решению жилищных проблем молодых ученых на сегодняшний день являются предоставление субсидий для приобретения жилья.

Данные жилищные субсидии предоставляются молодым ученым государственных академий наук в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

К сожалению, реализация этого Постановления является поддержкой только узкой прослойки молодых ученых Республики, а именно молодых ученых работающих в системе учреждений государственной академии наук. Молодые ученые, работающие вне этих учреждений, а это подавляющее большинство, не могут претендовать на получение жилищных субсидий. В этой связи представляется целесообразным расширение действия постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 на молодых ученых – граждан России, являющихся сотрудниками государственных высших учебных заведений; государственных, международных, межправительственных и межгосударственных научно-исследовательских организаций, расположенных на территории России, которые в рамках реализации ФЦП «Жилище» имеют право на получение субсидии для приобретения жилья и следовательно расширение финансирование этой программы.

Кроме того, целесообразным представляется разработка отдельной Республиканской целевой программы «Жилье для молодых ученых Осетии».

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.