Главная >> Тамара Таболова. Подведение итогов

Дата: 25 Апреля 2013 г.

Название: Тамара Таболова. Подведение итогов

Мне очень хотелось, чтобы сегодняшний разговор был максимально откровенным. Позиция очень проста. Очевидно, что для большинства обывателей наука - дело самих ученых, это то, чего до конца никогда не поймут чиновники. Для чиновников наука обязательно должна быть представлена в рамках конкретных проектов. А на самом деле, все просто боятся серьезных перемен, которые все равно обязательно случатся. Их требует экономика страны, которая только вошла в ВТО, требует подрастающее поколение, которое не станет ждать, когда мы придем к пониманию элементарных вещей. Наука сегодня должна стать максимально трансформативной и максимально адаптивной для тех, кто ею занимается. Прикладная наука должна быть на виду и поддерживаться. Наука фундаментальная должна и впредь сохранять фундаментальность – это прочная платформа для всей многогранной конструкции современной науки.

Российская наука, наконец,  должна вернуть себе лидирующие мировые позиции  -  это самая главная мотивация для того, чтобы молодежь стремилась заниматься наукой. Для этого необходимо совсем немного:

  1. максимальное слияние науки и информационного пространства;
  2. пристальное внимание государства к молодым ученым.

Сегодня шквал критики обрушился на министра образования России – Дмитрия Ливанова. Есть доводы в поддержку критикующих, есть причины не соглашаться с ними.

Критикующие разделились на два лагеря -  тех, кто видит развитие российской науки в международных форматах, и тех, кто сетует на недостаточность финансирования. Молодые ученые молча соглашаются с одними и с другими, но умудряются находят выходы из этой сложной ситуации. Может быть, их позиция на самом деле оправдана:  сохранять традиции – сердце науки, и потом предлагать свои механизмы, потому что за ними будущее. На самом деле нам стоит всем вместе найти какую-то золотую середину в своих приоритетах.

Мне кажется, на каком-то этапе некоторые ответственные люди просто запутались в своих желаниях,  им показалось, что уже некуда стремиться и можно отдыхать. А как быть тем, кто с этой формулировкой никогда не согласится? Тем избранным людям, возможно, они сейчас все в этом зале, которые всегда в поиске каких-то решений, которые всегда ищут сложности? Может быть, на самом деле слияние информационного пространства и науки произойдет благодаря именно таким людям как вы!

Нужен совершенно другой подход к политике вузов и НПО. Механизм ЕГЭ, введенный для того чтобы отфильтровывать лучших в выборе будущей профессии, не оправдывает себя. Это не беда системы – это психологическая проблема людей. Мы очень быстро научились жить по не нашим стандартам и упустили из виду путь, который на самом деле приводит к успеху. Сегодня коллеги говорили, что сегодня быть ученым не модно. На самом деле это действительно модно, но наши дети этого не поймут, пока мы сами им этого не покажем. Ведь в этом году, как впрочем, и в предыдущие, выпускники школ снова выбирают обществознание. И мы с вами снова возвращаемся к нехватке  квалифицированных технических кадров.

Нужно объективно признать, что ВУЗы сегодня не готовы участвовать, в полном объеме, в глобальной модернизации системы образования. Мы никогда не оптимизируем образовательный процесс в ВУЗах, пока ВУЗы не станут понимать, кого и для чего они готовят. Эту позицию необходимо как можно скорее пересматривать.

Для инновационной модернизации образования (и укрепления позиций науки), нужны уже внедренные локальные, экспериментальные программы. В России есть успешные примеры – Дальневосточный универститет, Томский политехнический , Бауманский и другие. Почему нам не перенимать готовый опыт? Я думаю, что плагиата нужно бояться, когда пишешь кандидатскую диссертацию, но плагиат в использовании успешного опыта заслуживает только одобрения.

Нужно уже сегодня иметь рабочий модуль постоянного мониторинга Министерством экономического развития, всей ситуации с кадрами по всем отраслям. Это позволит составлять хотя бы какую-то аналитику по республике. Я хотела бы подчеркнуть, что сегодня на нашем совещании, несмотря на наши приглашения, не присутствуют руководители министерств. А это говорит о том, что между нами в принципе отсутствует диалог. Не считая министерство образования. К нам не пришли сегодня министры - заинтересованности в знании ситуации нет. Ни одно министерства не ведет мониторинг того кадрового голода по профильным направлениям. Мы приготовили тысячи юристов экономистов, и никто не бил тревогу, что они никогда не найдут работу.

Нужно уже сегодня заручится поддержкой СМИ для популяризации науки. Необходимы массированные, цикличные, исключительно спланированные циклы программ и проектов.

Нам нужна политическая воля руководства страны  в том, что экономика должна участвовать в образовательном процессе и науке. Это  главное условие для развития экономики и науки.

Сегодня здесь также не присутствуют представители бизнеса. Знаете почему? Потому что им это не интересно. Вот не смогут больше работать на предприятиях специалисты, которые уже сегодня пенсионного возраста, и никто никого не будет готовить, потому что бизнесу не хочется тратить на это деньги. Они будут эти копеечки складывать и покупать какую-нибудь утварь в свой дом…

Сегодня, когда вопросы образования и науки, введены в ранг особой государственной важности, мы должны перейти от демагогии  и констатации неизбежного хаоса к конкретным предложениям и проектам.

И в завершение – комитет Парламента по науке, образованию, культуре и информационной политике запланировал на пять лет ряд мероприятий. Мы очень заинтересованы не просто говорить, а делать.  Поэтому мы приглашаем вас к диалогу не только о науке, но и обо всех сопутствующих направлениях. 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.