Главная >> СМИ о Парламенте >> За подделку лекарств - уголовная ответственность

Дата: 13 Марта 2013 г.

Название: За подделку лекарств - уголовная ответственность

НА ПОСЛЕДНЕМ ЗАСЕДАНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА БЫЛО ПРИНЯТО ОБРАЩЕНИЕ К РУКОВОДИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ ПО ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОДДЕЛКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ СБЫТ.

Как отметил председатель парламентского комитета по социальной политике, здраво­охранению и делам ветеранов Александр РЕУТОВ, необходимость принятия этого документа продиктована развитием кри­минальной составляющей на российском фармацевтическом рынке.

- Известно, что на территории Российской Федерации реализуется некачественная продукция, - ска­зал Александр Викторович, ком­ментируя эту инициативу. - То есть несертифицированные или фальсифицированные лекарственные препараты. Количество их не такое большое, но и поводов для успокоения нет. Существуют методы контроля качества лекарственных препаратов, в том числе и в Север­ ной Осетии, и некоторые некачествен­ные препара­ты выявляются лабораторно.

Что такое некачественные или несертифицированные лекарства - думаю, знают все. Также многие понимают, что продажа подделок наносит не только ущерб государ­ству. Самое главное - это угроза здоровью и жизни потребителей, пациентов. Но в действующем за­конодательстве до сих пор отсутствует уголовная ответственность за производство и сбыт таких ле­карств, несмотря на то, что этот нелегальный оборот представляет наивысшую степень общественной опасности. До настоящего времени за реализацию такого товара была предусмотрена административная ответственность. Поэтому мы и выступили с предложением об­ратиться к Совету Федерации и Государственной думе РФ с тем, чтобы был принят соответствующий закон. Считаю, что тема актуаль­ная, поэтому депутаты единогласно проголосовали за это обращение.

А какова ситуация с нека­чественной аптечной продук­цией у нас в республике? За комментарием мы обратились к руководителю Управления Росздравнадзора по РСО-А Игорю КЕСАЕВУ:

- Федеральной службой по над­зору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами осуществляется регулярный государственный контроль за лекарственными средствами для медицинского при­менения. Соответственно принимаются все возможные меры по пресечению оборота недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств на тер­ритории нашей республики.

В Северной Осетии система контроля качества лекарственных средств включает в себя две составляющие. С одной стороны, это система управления качеством лекарственных средств, сформированная непосредственно в аптеке. С другой - система государ­ственного контроля качества лекарственных средств. На региональном фармацевтическом рынке система государственного контроля представлена Управле­нием Росздравнадзора по РСО-А, республиканским Министерством здравоохранения, аккредитованной испытательной лабораторией «Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» МЗ РСО-А.

-Игорь Владимирович, то есть у нас есть возмож­ности бесперебойного функционирования системы контроля качества, эффективности и безопасности препаратов путем лабораторных исследований?

Специалисты Управления Росздравнадзора по РСО-А в своей работе с марта 2010 года широко используют возможности лабораторных комплексов. На базе Информационно-методического центра по экспертизе, учету и анализу обращения средств меди­цинского применения Росздравнадзора (Гудермесский и Казанский филиалы) по состоянию на 1 февраля текущего года организована экспертиза качества 1107 образцов лекарственных средств, 648 наименований, 1048 серий.

Всего за 2012 год в нашей республике проведены 163426 экспертиз качества серий лекарственных средств. Из них забракованы 25 серий (0,015% от обще­го количества проведенных экспертиз), в том числе 1 серия признана фальсифицированной, 24 серии - не­доброкачественными лекарственными средствами.

-В СМИ озвучиваются различные точки зрения по количеству фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, находящихся в обороте на территории Российской Федерации. Какова реальная ситуация?

-По мнению врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, доктора фармацевтических наук, профессора Е. Тельновой, «по данным различных контролирующих организаций, фаль­сифицированная продукция составляет примерно 6-8% мирового торгового оборота, 5-7% фармацевтического рынка развитых стран. В России масштаб проблемы неизвестен. Официально подтверждена такая цифра: 0,02% от количества серий, находящихся в обороте. По данным различных источников, большинство под­делок изготавливается на территории самой России». Именно поэтому обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарств, находящихся в обращении на российском фармацевтическом рынке, является одной из приоритетных задач федеральной службы.

-Тогда другой вопрос: каково положение на фар­мацевтическом рынке республики по сравнению с ситуацией по РФ?

-В РСО-А картина такова:

В сравнении с данными по РФ

 

 

2011 год

2012 год

 

Показатель

по РФ*

по РСО-А

по РФ*

по РСО-А

1.

Выявлено фаль­сифицирован­ных серий ПС (в % отношении к общему числу серий**)

23- 0,03%

1-

0,001%

15-

0,02%

1-

0,001%

2.

Выявлено не­доброкачествен­ных серий ЛС (в % отношении к общему числу се­рий**)

846- 1,13%

17-

0,02%

537- 0,71%

24- 0,03%

 

-Тем не менее ситуация потребовала вмешатель­ства парламентариев.

-Хочется опять процитировать руководителя фе­деральной службы. По словам Елены Тельновой, на сегодняшний день контроль качества лекарственных средств может осуществляться только в рамках ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора». В соответствии с ним проведение внеплановых выездных проверок требует согласования с прокуратурой и уведомления субъектов обращения лекарственных средств не менее чем за сутки до проведения внеплановой проверки. «Это создает благоприятные условия, - считает Елена Алексеевна, - для сокрытия подлежащих изъятию ле­карственных средств недобросовестными участниками фармацевтического рынка и препятствует выявлению недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств. В то же время положения ФЗ № 294 ограничивают несколькими часами период проведения мероприятий в бюджетных организациях, на объектах среднего и малого бизнеса, к которым относится боль­шинство аптечных организаций. Это обусловливает не­возможность отбора образцов лекарственных средств и проведение экспертизы их качества в более чем 60% аптечных организациях...»

Вышеназванные причины и обусловливают необходи­мость принятия мер по законодательному регулированию и разработки целого комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование этого процесса. Однозначно одно: необходимо усилить ответственность за нарушения, связанные с качеством и фальсифика­цией лекарственных средств, до уголовной.

На заседании парламента было отмечено, что существующий механизм выборочного контроля не позволяет в полной мере отслеживать качество всех реализуемых лекарств, особенно в сфере розничной торговли. В то же время депутаты убеждены, что региональные экспертные органи­зации способны систематически, оперативно и на высоком уровне проводить мониторинг качества лекарственных средств при условии обеспечения правовой основы их деятельности.

Улучшится ли ситуация - покажет время. По крайней мере первый шаг в этом направлении сделан...

 

Н. Гогаева

13 марта 2013г. газета «Северная Осетия»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич