Главная >> СМИ о Парламенте >> Ценовое регулирование возможно, если…

Дата: 7 Апреля 2015 г. 12:23

Название: Ценовое регулирование возможно, если…

Вопрос о кратном и всеобщем росте цен в рознице вызывает особую реакцию и озабоченность наших избирателей. Они, судя по их многочисленным обращениям, в том числе и по мне, хотят знать, почему произошел такой взрывной рост цен. Они знают, что России были выставлены санкции и это создало ситуацию, осложненную в сфере реализации розничных цен. Но не могут понять, почему продукция, которая производилась и производится у нас, стала кратно дороже. Кто такую ответственность несет за такой вакханальный, абсолютно бесконтрольный рост цен?

Одновременно же возникает пробле­матика: МВД проверяет, ценовой рост, прокуратура проверяет, Роспотребнадзор и Антимонопольная служба проверяют и т.д., но кто обобщает и объединяет все это - неясно до конца. Избиратели утверждают: есть опасность, что все уто­нет внутри отдельных государственных структур, но дальше реальных решений не будет. Возникает вопрос: кто должен принимать наиболее важные и обобщаю­щие решения по выходу из создавшейся кризисной ситуации в республике? На мой взгляд, правительство должно вести все эти вопросы и исполнять антикризисные решения от и до.

Цены, возможно, и следует регулиро­вать исходя из целесообразности, но для этого необходимо иметь официальную статистику. У нас в республике нет такой статистики (в повседневной практике), а без этого нельзя обходиться, т.е. нельзя что-либо серьезно корректировать.

Оценки и переоценки цен не могут быть без серьезного анализа реально происходящего. При этом крайне важно знать объемы продаж товаров, структу­ру товарного предложения и структуру продаж (предпочтения в спросе...) Есте­ственно полагать, что продукция может стоить гораздо дороже, чем сейчас, и это следует тоже учитывать. Но общие при­зывы к снижению цен ничего хорошего не дадут. Цены возможно изменять в сторону снижения за счет многообразия производственной деятельности и роста производительности труда. Это аксиома. Однако надо знать, что, не меняя структу­ру производств, а следом - и экономики, изменить стихийное ценообразование невозможно. Путем жестких администра­тивных мер регулирования цен можно добиться только отдельных результатов, но системных изменений - нет. В этой связи необоснованное повышение цен можно и нужно оценивать с позиции формирующихся затрат. Но этим мало кто занимается. Почему?

Необоснованное повышение цен ве­дет к необоснованному обогащению. В этом нет сомнений, но кто и как это оценивает? Никто, хотя антимонопольная служба призвана заниматься такой про­блематикой. Когда все сходится в росте цен, тогда дело доходит до критической точки, и спекулятивная торговля берет верх...

Нами наблюдается, что экономика покупательной способности резко падает в результате спекулятивного роста цен. Зарплаты не растут, людей на работе сокращают тысячами и они оказываются безработными в тяжелом положении. В такой ситуации простая «заморозка» от­дельных видов цен на отдельные товары малозначима.

В тенденции происходит разовое (крат­ное) обесценение зарплат и пенсий. Рынок сам по себе не решает эти вопросы. Такой рынок, как сейчас в сфере торговли, не приводит в равновесное положение рубль, а значит, и цены.

Удивительно, но нет обратной отдачи от роста цен для бюджета республики, т.е. не увеличиваются доходные поступления в той мере, как растут цены. В то же время информация об объемах продаж товаров крайне неприемлемая для регулирования ценообразования и цен. А должны ли это знать в налоговой и антимонопольной службах? Безусловно. Закрытость такой информации - недопустима, вредна, па­губна.

Обращаю внимание на то обстоятель­ство, что функционирующий в сфере торговли республики капитал не всегда «чист на руку» не только по своему про­исхождению, но и по характеру задействованности. Наблюдается малая раскрытость имеющихся торговых сговоров (малых и крупных по размерам масштабов). Даже на обычных базарах «невидимая рука» регулирует продажные цены, и попробуй по более низким ценам продавать, чем твой сосед по прилавку...

Глубинная суть нынешней отрицательной практики ценообразования и цен состоит в том, что она базируется на сплошных торгово-посреднических перепродажах, и это одних обогащает, а других низводит до крайне бедного состояния. Такая практика - стихийно развивающаяся и ей необходи­мо противопоставить разумные, системно обоснованные методы, которые бы обеспе­чили развитие экономики и сдерживание высочайших (кратных) темпов роста цен.

Что нужно делать конкретно?

-Антимонопольной службе жестко контролировать практику торговых - ценовых сговоров (как это делать - прописано в Законе об антимонопольной службе);

-усилить контроль завоза товаров в республику в целях уточнения их объемов, с одной стороны, и фиксирования их нехватки в республике - с другой (этим должны серьезно заниматься Минэконо­мики, Роспотребнадзор);

-систематически выявлять возможно­сти и фактическое образование дефицита товаров, имеющих широкий спрос (напри­мер, бензин, дизтопливо, ряд продуктов питания) населения, а факты завышения цен на основе создаваемого искусственно дефицита товаров требуют официального расследования (здесь значительно возрас­тает также роль Антимонопольной службы, Минэкономики и местных органов власти);

-систематически уточнять причины про­даж однородных (или одинаковых) товаров по ценам с высокой степенью различия (Роспотребнадзор);

-анализировать и оценивать деятель­ность продавцов, склонных к алчности в повышении цен (Антимонопольный комитет);

-установить произвольные цены, а тем более спекулятивные, их следует рассматривать как нерациональное эконо­мическое поведение продавцов, и это предполагает необходимость введения разовых санкций (ограничений) на определенные объемы продаж товаров (распространение неэкономического по­ведения в сфере продаж товаров по спеку­лятивным ценам наносит вред как самим продавцам, так и покупателям, здесь высока роль всех, в том числе и местных органов власти, налоговой службы);

-уделить особое внимание вопросам стимулирования ценами производства продовольственной продукции, а значит, и использованию земельных ресурсов, фор­мированию закупочных цен на сельскохо­зяйственное сырье, сельскохозяйственную продукцию (Минэкономики, Минсельхоз и другие структуры).

 

Н.Токаев

7 апреля 2015г. газета «Северная Осетия»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич