Главная >> 20 лет Парламенту >> Нам выпало время... перемен

Дата: 25 Мая 2020 г. 9:29

Название: Нам выпало время... перемен

«Я НЕ ДЕЛЮ ВРЕМЯ НА ПЛОХОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ…»

 

Председатель правления Северо-Осетинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз промышленников и предпринимателей», генеральный директор ОАО «Одежда», заместитель председателя Общественной палаты республики  Юрий БИРАГОВ о главных вехах становления североосетинского парламентаризма.   

- Юрий Григорьевич, Вы трижды избирались депутатом Верховного Совета республики. С 1990 года являлись первым заместителем Председателя, а в 1994-1995 годах - Председателем Верховного Совета Северной Осетии. Парламент республики стал преемником традиций Верховного Совета. В каких условиях начинали работу депутаты первого созыва?

- Верховный Совет Северной Осетии 90-х годов действительно был властью Советов, если можно так сказать. Напомню, в то время во главе всех регионов Российской Федерации стояли председатели Верховного Совета. Советы народных депутатов тех лет приняли на себя достаточно серьёзные задачи, которые нужно было решать. К примеру, можно вспомнить острый вопрос разделения имущества на федеральное, региональное и муниципальное. Тогда уже обозначилась качественно другая ответственность самого законодательного органа власти за принимаемые решения.

В 1994 году в соответствии с ранее принятыми Верховным Советом республики законами, был избран Президент Республики Северная Осетия-Алания. Естественно, введение института президентской власти вызывало необходимость изменения форм и содержания и других институтов власти и управления. В этом же году была принята Конституция РСО-Алания, законы о Парламенте, о выборах депутатов Парламента и целый ряд других, касающихся государственного строительства.

Таким образом, мы вошли в процесс изменения власти и подготовили всю необходимую нормативно-правовую основу. Я не зря начал говорить о Верховном Совете, который к тому времени уже стал полноправным законодательным органом, и Парламент именно в этом контексте стал преемником Верховного Совета. Первостепенными задачами были разработка, принятие и контроль исполнения бюджета и законодательных актов, в которых в то время нуждалась республика. Многие вопросы на тот момент были для нас новыми. К примеру, проблемы статуса беженцев и вынужденных переселенцев - ведь до этого времени в нашей стране в целом не знали об этом. Северная Осетия тысячами принимала вынужденных переселенцев. И эта ситуация требовала определенных мер, над которыми и начали работать в Парламенте. Могу уверенно сказать, Парламент - как законотворческий орган власти стал правопреемником Верховного Совета.

- В первые годы работы Парламента Вам довелось возглавить Правительство республики. Как строилась совместная работа?

- Эти отношения были достаточно конструктивными. Бесспорно, каждое время имеет свои трудности и сложности. Нам выпало то время, которое мы застали, поэтому и от Парламента и от Правительства требовалось совместное решение самых разных вопросов. Был не один случай, когда мы с руководством Парламента выезжали в Москву, решали на месте вопросы финансирования, потому что в те годы республиканский бюджет в большей степени наполнялся за счет федеральных денег. Но проблема заключалась в том, что и в бюджете Российской Федерации тогда не особенно много было денег.

Я не делю время на плохое или хорошее. Уверенно могу сказать, совместно с тогдашним руководством Парламента, с депутатами, Правительство плотно и результативно работало по всем вопросам. Думаю, коллеги, которые на тот момент были в составе депутатского корпуса, меня поддержат: заседания Парламента были взыскательными,  возникало много спорных вопросов, таких как разделение имущества, финансирование тех или иных направлений, но, несмотря, на скудность бюджета – они  решались. Не скажу, что нам удалось абсолютно все, но максимум того, что возможно было сделать в те годы - мы сделали.

- Насколько успешно в разные годы парламентариям удавалось решать задачи, которые ставило время?

- В годы, о которых я говорил, время диктовало необходимость решения вопросов бюджетной обеспеченности тех проблем, которые стояли перед республикой. В период с 1995 по 1998 годы это были вопросы размещения и содержания переселенцев из Грузии и Южной Осетии,  последствия конфликта, которые нам достались после 1992 года, и, самое главное, вопросы, бюджетной обеспеченности социальных отраслей и развития экономики. Но уверен, что Парламент и Правительство республики совместно с руководителями районов находили нужные решения.

И сегодня, на мой взгляд, органы власти республики делают все возможное, оправдывая главное предназначение – служить интересам народа. Не так давно Общественная палата республики провела мониторинг результатов участия республики в федеральных целевых программах в 2017-2019 годах. Солидный перечень введенных за этот период объектов социальной направленности впечатляет и вселяет уверенность, что республика поступательно движется вперед. Это, безусловно, показатель взаимодействия и взаимопонимания исполнительной и законодательной власти республики.

- Юрий Григорьевич, как Вы оцениваете сегодня уровень взаимодействия депутатов с представителями общественных организаций?

- Важно отметить, руководство Общественной палаты республики достаточно тесно работает с Парламентом. Если говорить о региональном отделении Союза промышленников и предпринимателей России, которое я возглавляю, могу также отметить наше конструктивное сотрудничество. Мы  совместно с депутатами прорабатываем вопросы, которые касаются развития экономики и предпринимательства. А с появлением института Уполномоченного по защите прав предпринимателей бизнес-сообщество республики получило еще одну возможность заявлять свою позицию, и в этом аспекте Парламент также оказывает возможную поддержку.

Надо сказать, что в свое время Верховный Совет, а сегодня и Парламент Северной Осетии возможно больше, чем необходимо участвует в решении вопросов, которые на первый взгляд относятся к компетенции Правительства. Но от этого не уйти.   Происходит это в форме контроля, что совершенно правильно, а может быть иногда и в форме принятия исполнительных решений – это помогает регулировать определённые вопросы более оперативно и качественно.

- 25-летие Парламента РСО-Алания – знаковый временной рубеж. Что Вы пожелаете депутатам нынешнего созыва и тем, кому еще предстоит прийти в Парламент?

- С учетом сложившейся ситуации, в первую очередь, желаю каждому из нас здоровья и благополучия. Депутатов предыдущих созывов и ныне действующего созыва поздравляю с первым 25-летием Парламента Республики Северная Осетия-Алания. Важно, чтобы человек, который приходит в Парламент - никогда не забывал, что он избран своим избирателем. И все те наказы, которые кандидат получает во время предвыборной кампании - оставались в повестке дня работы уже в качестве депутата. Считаю это самым главным. Ведь люди надеются, человек, которому  они доверили стать депутатом Парламента, не забудет о том, что именно ими был избран. Это не общие слова, а конкретная деятельность каждого депутата. И те встречи, которые сегодня регулярно проводят наши депутаты со своими избирателями, только  подтверждают мое пожелание. Главное,  чтобы мы, как граждане республики, были довольны своим Парламентом, и говорили, что 25 лет его работы принесли большую пользу и дальше будет только лучше.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич