Главная >> Аналитика

Дата: 25 Марта 2020 г. 12:52

Название: Аналитика

Кратко: Взаимодействие власти и бизнеса в современной России: анализ практик субъектов РФ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АНАЛИЗ ПРАКТИК СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Переход политической системы России к новым условиям государственного и общественного развития способствовал формированию в нашей стране более разнообразных и устойчивых форм взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Будучи самостоятельным элементом гражданского общества, бизнес и его представители в лице предпринимателей и руководителей организаций, с одной стороны, дистанцированы от государства, с другой — зависимы от властных решений государственных, в т.ч. региональных, органов власти. В литературе отмечается взаимная заинтересованность и взаимная ответственность предпринимателей и органов государственной власти, поскольку решение политических задач определяется существующими в стране темпами экономического роста, которые в последние годы далеки от идеальных. Сейчас актуальна проблема согласования интересов государства и бизнеса, при этом особенно остро эта проблема заметна на фоне взаимодействия государственной власти субъектов РФ и регионального предпринимательства.

Органы государственной власти субъектов РФ в большей степени заинтересованы в том, чтобы находить точки соприкосновения и тесного сотрудничества с региональной деловой элитой, чем федеральный центр. Это обусловлено тем, что региональные органы государственной власти в большей степени осведомлены о состоянии экономического развития собственного региона и проблемных местах в этом развитии, чем федеральные органы государственной власти, в связи с чем способны принимать адекватные и взвешенные решения, направленные на поддержку и развитие как малого и среднего предпринимательства, так и крупных предприятий. Результатом таких решений становятся программы социально-экономического развития субъектов, в рамках которых предусматриваются отдельные направления, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Сейчас практически во всех субъектах РФ приняты такие программные документы, а в большинстве субъектов действуют отдельные государственные региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Иногда поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах принимает форму подпрограммы. Например, в Иркутской обл. с 2019 г. действует подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019-2024 гг.

государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2019-2024 годы».

В рамках региональных государственных программ становится возможным выделить ключевые приоритеты развития предпринимательства и поддерживать предпринимательские инициативы точечно, например, поддерживать фермеров или животноводов, а также тех предпринимателей, которые вовлечены в реализацию социально значимых проектов. Элементом поддержки предпринимателей выступают гранты. Например, в Республике Татарстан на поддержку начинающих фермеров выделяют до 5 млн руб., в Санкт-Петербурге действует программа поддержки предпринимателей, которые создают детские центры, а также программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством.

Однако ресурсные и финансовые возможности регионов не одинаковы. В силу диспропорции социально-экономического развития регионов и существования дотационных регионов не все субъекты РФ могут позволить выделять финансовые ресурсы на поддержку и развитие предпринимательства. В этой связи следует заострить внимание на проблеме неравного экономического развития регионов. В некоторых регионах России предпринимательские инициативы региональной властью поддерживаются недостаточно. Примером тому может, например, служить Республика Тыва. В 2019 г. республиканский бюджет профинансировал государственную поддержку предпри­нимательства в Республике Тыва. Эти средства в основном направлены на развитие сельскохозяйственного производства, однако не хватает инструментов реальной поддержки в виде субсидий на техприсоединение, оплату части лизинга, субсидирование части приобретаемого оборудования и т.д. Большая часть расходов финансируется из федерального бюджета в рамках государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. На данном примере видно, что проблема дотационных регионов заключается в отсутствии как финансовых, так и ресурсных возможностей для поддержки деловой активности.

Но государственная поддержка является хотя и преобладающей, но не единственной формой взаимодействия региональной государственной власти и бизнеса. Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется в самых разных формах

  • от прямых контрактов на предоставление услуг и выполнение работ до государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом ГЧП становится перспективной формой взаимодействия бизнеса и региональной власти, поскольку позволяет региональной власти привлекать частные инвестиции для финансирования социально значимых проектов.

Между тем, невзирая на положительные аспекты взаимодействия региональной власти и бизнеса, существуют отдельные нерешенные проблемы в этой области (см. рис. 1).

Рассмотрим кратко эти проблемы.

Финансово-кредитная и налоговая политика, бесспорно, являются ключевым инструментом воздействия на бизнес, однако малые и средние предприятия в большинстве своем не получают льготные кредиты по причине их малодоступности и высоких процентных ставок. В этом плане актуально выделение из региональных бюджетов субсидий, которые будут направлены как на компенсацию части процентной ставок по кредитам, так и на открытие нового бизнеса, расширение и модернизацию производства.

 

Рисунок 1. Проблемы взаимодействия бизнеса и региональной власти

 

 

Перспективным направлением региональной поддержки может стать использование налоговых каникул или льготных условий страхования для уязвимых категорий малых предприятий, осуществляющих например, научные разработки, для самозанятых граждан, а также сельскохозяйственных предприятий.

Развитию бизнеса в субъектах РФ препятствует режим санкций со стороны США, Евросоюза и примкнувших к ним стран. Ответные санкции со стороны российского руководства также сказались на развитии регионального бизнеса. Предпринимателям в регионах трудно действовать в условиях экономической неопределенности, нестабильности внешних условий и снижения курса рубля. С другой стороны, запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из некоторых стран Евросоюза благоприятно сказался на развитии сельскохозяйственного производства в регионах. На фоне сложной политической ситуации в мире региональной власти приходится активно участвовать в обеспечении продовольственной безопасности субъектов РФ.

Взаимодействие между бизнесом и региональной властью осуществляется в рамках государственных закупок для нужд органов государственной власти субъектов РФ. Бесспорно, вовлечение бизнеса в контрактную систему направлено, прежде всего, на решение проблем не только самого бизнеса, но всего региона в целом. Между тем в ходе самих торгов наиболее часто выявляются такие проблемы, как непоследовательность доступа к информации о закупке; отсутствие конкуренции (или образование сговора в результате неадекватности цен); конфликт интересов; отсутствие доступа к информации по выбору победителя. Среди проблем на заключительной стадии обращают на себя внимание такие проблемы, как недостаточный контроль исполнения заключенного контракта; непрозрачность выбора (или отсутствие подотчетности организаций-субподрядчиков); отсутствие инспектирования (или двойственность обязанностей работников); отсутствие контроля системы оплаты госзаказа. Для успешного преодоления проблем государственных закупок, в т.ч. коррупции, и для достижения эффективного использования бюджетных средств крайне важна институциональная среда государственных закупок, в первую очередь формирование адекватной структуры и системы управления, повышение качества управления государственными ресурсами.

Развитие бизнеса во многом определяется не размером финансовых средств, которые направляются на поддержку предпринимательских инициатив, а тем, как развита инфраструктура такой поддержки. Малые предприятия всецело зависят от конъюнктуры рынка и нуждаются во всемерной поддержке. В силу значительной территориальной дифференциации регионов бизнес может ока­заться в такой ситуации, когда государственная поддержка до него не доходит или доходит в незначительных объемах. Важным элементом инфраструктуры поддержки бизнеса в регионах выступают бизнес-инкубаторы. Следует отметить, что, по данным исследования, деятельность бизнес-инкубаторов преимущественно направлена на развитие и поддержку именно малого бизнеса (см. рис. 2)

 

 

 

Рисунок 2. Социальная ориентация российских бизнес-инкубаторов, в % от числа респондентов

 

Сотрудничеству бизнеса и региональной власти препятствуют такие негативные явления, как коррупция и административные барьеры. Переход на цифровую экономику и упрощение регистрационных и контрольно-надзорных процедур должно в значительной степени снизить воздействие данного негативного фактора и предотвратить распространение коррупции в региональной политической элите.

По данным аналитиков, Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой (на 7,2 п.п. выше, чем в среднем по миру). Общая налоговая нагрузка включает в себя налог на прибыль, налог на фонд оплаты труда, прочие налоги. По данным исследований pwc, в России общая налоговая нагрузка в 2007-2016 гг. снизилась с 51,4% до 47,4%, при этом нагрузка на ФОТ выросла на 4,3 п.п. и достигла 36,1%. В среднем по миру за этот период налоги на труд сократились с 18,2% до 16,3% (см. рис. 3).

 

 

Рисунок 3. Сравнение налогового бремени в России и в мире

 

Избыточность налогового бремени для России — проблема, которая затрудняет правомерное использование оптимизации налогообложения в отношении российских организаций.

Бесспорно, формирование подобных рейтингов играет значимую роль при определении предпринимателем места для ведения своей хозяйственной деятельности. Региональные власти должны принимать активное участие в предоставлении объективных и достоверных сведений об условиях для малого бизнеса рейтинговым агентствам.

Показателем эффективности взаимодействия региональной власти и бизнеса является такой показатель, как инвестиционная привлекательность регионов. Здесь мы также наблюдаем значительные диспропорции, поскольку наиболее привлекательными регионами в инвестиционном плане остаются федеральные центры (г. Москва и г. Санкт-Петербург), остальные субъекты РФ не получают должного объема финансирования из федерального бюджета, а инвестицион­ная привлекательность регионов зависит от ресурсного или промышленного потенциала региона. Например, в 2019 г. лишь 62 субъекта РФ могли похвастаться экономическим ростом.

Перечень приведенных выше проблем взаимодействия малого предпринимательства и региональной власти не является исчерпывающим. Вместе с тем признание этих проблем властями субъектов РФ будет способствовать изменению отношения малого бизнеса к управленческим структурам и выстраиванию между ними более совершенных форм взаимодействия.

 

 

журнал «Власть», №1,2020

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич