Главная >> Традиции

Дата: 26 Ноября 2020 г. 15:46

Название: Традиции

Кратко: Праздник Джеоргуыба

ДЖЕОРГУЫБА

 

Праздник под названием Джеоргуыба отмечается с давних пор. Начиная с третьего воскресенья ноября вся Осетия от Цхинвала на юге до Моздока на севере всю неделю благодарит Уастырджи. Популярнейшее божество, как у современных осетин, так и у их предков – средневековых  алан. По В.И. Абаеву, Уастырджи – «покровитель мужчин и главного мужского занятия: военных походов. Со временем – покровитель путников вообще». Праздники в его честь справлялись несколько раз в году, особенно широко и торжественно – в ноябре. Ни одно застолье не обходилось без обращения к нему!

Как отмечал известный этнограф В. Уарзиати, «масштабы и значимость этого праздника в традиционном быту осетин трудно преувеличить. Еще бы, ведь он посвящен популярному божеству Уастырджи/Уасгерги». Жертвоприношения и пир устраивались около молельни Уастырджи, которую каждый аул строил на возвышенном месте. Оттуда святой, будто бы, мог «удобно наблюдать за людьми и скотом».

К моменту начала Джеоргуыба все сельскохозяйственные работы уже заканчивались. Поэтому, в отличие от других торжеств, как правило,  отмечавшихся один день, праздник длился целую неделю. Своего рода прелюдией к торжествам являлось приношение в жертву специально откормленного быка. Так поступали в некоторых семьях в ночь с воскресенья на понедельник. Этот день получил название Галаргавдан хуыцаубон / хуыцауахсав. Самой почетной считалась ночь на вторник -   Уастырджийы ахсав. В конце недели устраивали проводы праздника, получившие название Уастырджийы фадзахсан.

Обратим  внимание читателей на дискуссионный сюжет рассматриваемой темы. Изыскания филологов и лингвистов, например В.Ф. Миллера и В.И. Абаева, показали, что осетинское название Уастырджи/Уасгерги – ни что иное, как приспособленное к нормам осетинского языка имя Св. Георгия, вошедшего в аланскую среду еще в период принятия христианства в конце I-го тысячелетия. Однако, хорошо известно, что в таких крупных христианских странах, как Россия и Греция, день св. Георгия отмечается каждый год 6 мая. В Северной и Южной Осетии эта дата практически неизвестна. Такое несовпадение некоторыми исследователями рассматривается как весомая причина для сомнений о единстве осетинского божества с христианским.

В.С. Уарзиати прояснил ситуацию по данной проблеме. Обратившись к христианской традиции, ученый установил происхождение святого великомученика Георгия Победоносца. Георгий, прославленный воин, служил при римском императоре Диоклетиане, тайно принял христианство. За это позднее подвергся страшным пыткам: отважного 30-летнего  воина колесовали в ноябре 302 г. В израненном состоянии, он  дожил до 23 апреля 303 г. и был казнен. Равноапостольная Нина в своих проповедях на Кавказе ввела специальный день памяти колесования св. Георгия - по юлианскому календарю – 10 ноября, а по новому стилю – 23 ноября. Последняя традиция, вероятно, стала основой праздника у алан, во всяком случае – у западных. Напомним, в этой связи, что один их трех алан,  канонизированных католической церковью - святой Гоар (названный родителями в честь знаменитого аланского полководца), жил  в келье у слияния  Лохбаха и Рейна. Благочестивая репутация Гоара привлекала в его келью многочисленных пилигримов. Гоар по традиции своего народа давал всем посещавшим его приют и пищу. К великому ужасу духовного   руководства Гоар весьма обильно питался с гостями. За это он даже предстал перед епископским судом. Но популярность Гоара была настолько велика, что несмотря на состоявшийся суд, Ватикан вынужден был  посвятить его в ранг святых. В последствии в Германии, в 30-ти км. от Кобленца на левом берегу  Рейна возник городок Санкт-Гоар; а напротив на правом берегу - Санкт-Гоархаузен. Интересно, что немцы отмечают праздник св. Гоара неделю - начиная с 3-го воскресенья ноября, т.е. в те сроки, когда наследники Гоара отмечают праздник св. Георгия.

И все-таки, разница между христианским св. Георгием и осетинским  Уастырджи есть. Об этом свидетельствуют осетинские нартовские сказания. На своем трехногом коне Авсурге он спускается с небес на землю, часто беседует с нартовскими героями, вместе с ними ходит в походы, участвует в пиршествах и т.д. Обитая на небесах, святой видит и слышит то, что творится на земле. В одной из посвященных ему песен есть такие строки:

         «Посмотри на нас с высоты,

          На равнине нас сохрани,

          Сидящий на вершине,

          Мы под твоей защитой».

 

Народ наделил Уастырджи эмоциональными эпитетами: цахарцаст (искроокий), тыхджын (сильный), хъабатыр (доблестный) Уастырджи.

Маркером популярности св. Георгия служат многочисленные святилища по всей Осетии. Практически нет села, в котором не было бы своего Уастырджийы кувандон (святилища св. Георгия). Ему посвящены известные средневековые  культовые сооружения в горной полосе: Реком в Алагирском ущелье, Дзвгисы-дзуар в Куртатинском, Стыр Хохы дзуар в Наре и т.д. Популярность святого возрастала в период войн. Так, в годы I-ой Мировой войны в Осетии возникло немало новых святилищ в честь Уастырджи как бога войны. Показателен и такой факт: осетины-всадники, сражавшиеся в Карпатах, возвели там святилище  в честь Уастырджи, надеясь с его помощью одержать победу в боях и «спастись от пули австрийской».

В мирное время за праздничными столами обращались к святому с просьбой сохранить мир, благоденствие, изобилие. Часто просили, чтобы Уастырджи опекал воинов, путников и  не покидал их в беде, как он не бросил Хетага.

Джеоргуыба отмечалась повсеместно. Особым размахом отличалось празднование у стен церкви Дзвгисы-дзуар. По словам очевидцев, только в танцах принимало участие 300-400 человек. В конных состязаниях до 300 всадников выявляли победителя. Вплоть до начала Великой Отечественной войны устраивали и представления ряженых.

Дзвгисская церковь, местными жителями связываемая с именем святого Георгия, была фактически общенародной святыней, хорошо известной далеко за пределами Осетии. В начале XVIII в. о ней писал царевич Вахушти в «Описании Грузии». В 1780 году протопоп Иоанн Болгарский упомянул  «весьма древнюю» каменную церковь в Дзвгисе  «во имя великомученика Георгия». Большее впечатление  Дзвгисы дзуар - «древняя церковь Святого Победоносца Георгия» - произвела на декабриста В.С. Толстого. По его данным, это кирпичная осетинская церковь с каменной оградой; рядом сарай, где «хранятся три огромных медных котла для варенья пива к празднику святого Георгия и три колокола разной величины». На самом большом сохранилась запись 1683 года: «Мы, государь Карталинии, царь Георгий Малый пожертвовал сей колокол Дзивгисскому святому Георгию, в нашу победу». Другой, меньший колокол разбит, сохранилась лишь надпись, что его пожертвовал царь Арчил. Третий колокол датирован 1613 годом и, судя по надписи, подарен царем Картли и Кахетии Георгием.

Как видно, «авторитет» церкви в Дзвгисе, посвященной св. Георгию, обуславливал размах праздника Джеоргуыба.

В целом же, праздник Джеоргуыба – явление национальной культуры, свидетельство связи поколений, сохранения качеств, во все времена отличавших лучших представителей народа: благородства, сдержанности, чувства меры и др.

 

Феликс Гутнов,

доктор исторических наук, профессор

 

 

 

 


 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.
Мачнев Алексей Васильевич